Документальное оформление операций по централизованному снабжению казенных учреждений материальными ценностями
Решение может применяться в органах государственной власти (местного самоуправления) и казенных учреждениях
Извещения (ф. 0504805) составляются с целью оформления взаимосвязанных расчетов между участниками централизованного снабжения (учреждением-заказчиком и учреждениями-грузополучателями) (абзац второй п. 154 Инструкции N 162н).
По общему правилу Извещение (ф. 0504805) оформляется учреждением-заказчиком в 2-х экземплярах и направляется учреждению-грузополучателю, которое уведомляет заказчика о принятии к учету поступивших материальных ценностей посредством направления ему второго экземпляра Извещения (ф. 0504805) (абзац первый п. 155, абзац седьмой п. 156 Инструкции N 162н).
Учреждение-заказчик формирует и направляет в адрес учреждения-грузополучателя Извещения (ф. 0504805):
В сроки, определенные в учетной политике заказчика. При этом извещение должно поступить к грузополучателю еще до отгрузки материальных ценностей поставщиком*(1) | Если поставщик осуществляет отгрузку непосредственно в адрес учреждения-грузополучателя |
Одновременно с формированием и направлением в адрес учреждения-грузополучателя первичных учетных документов на передачу материальных ценностей | Если передачу материальных ценностей осуществляет учреждение-заказчик |
Извещение (ф. 0504805) в 2-х экземплярах может быть оформлено учреждением-грузополучателем и направлено в адрес учреждения-заказчика. В этом случае оформленный в установленном порядке второй экземпляр Извещения (ф. 0504805) возвращает заказчик.
Согласно положениям абзаца второго п. 155 Инструкции N 162н подобный порядок организации документооборота возможен, если выполняются следующие условия:
- отгрузка материальных ценностей осуществляется поставщиком непосредственно в адрес грузополучателя;
- такой порядок организации документооборота предусмотрен учетной политикой заказчика.
Первичные учетные документы, прилагаемые к Извещению (ф. 0504805), служат основанием для принятия к бюджетному учету учреждением-грузополучателем полученных в рамках централизованного снабжения материальных ценностей. Именно на основании этих документов оформляются Извещения (ф. 0504805).
В целях подтверждения факта получения (передачи) имущества на праве оперативного управления в рамках централизованного снабжения грузополучатель (заказчик) должен располагать:
Первичными документами, оформленными поставщиками (накладными, актами) | Если поставщик осуществляет отгрузку непосредственно в адрес учреждения-грузополучателя |
Двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами)*(2) | Если передачу материальных ценностей осуществляет учреждение-заказчик |
Если поставщик осуществляет отгрузку непосредственно в адрес учреждения-грузополучателя, накладные (акты) могут оформляться им в 3-х экземплярах. Один экземпляр может оставаться у поставщика, другой - у грузополучателя, а третий экземпляр с отметками грузополучателя о приемке товаров может передаваться поставщиком заказчику.
Случается, что поставщики оформляют накладную (акт) только в 2-х экземплярах. При таких обстоятельствах уполномоченным должностным лицам учреждения-грузополучателя желательно истребовать у поставщика один экземпляр (оригинал) накладной (акта) для отражения в учете поступления материальных ценностей. Учреждение-заказчик может списать задолженность поставщика по отгрузке материальных ценностей грузополучателям на основании Извещения (ф. 0504805), полученного от грузополучателя (с приложением копий документов, подтверждающих поставку) (абзацы третий и четвертый п. 156 Инструкции N 162н; абзац третий п. 341 Инструкции N 157н). При этом впоследствии заказчик может получить у поставщика дополнительные экземпляры отгрузочных документов.
Напомним, первичные учетные документы должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В абзаце первом п. 154 Инструкции N 162н перечислены дополнительные реквизиты, которые обязательно должны быть указаны в первичных документах, на основании которых учреждение-грузополучатель принимает к учету полученные в рамках централизованного снабжения материальные ценности:
- полное наименование государственного (муниципального) заказчика;
- наименование учреждения (учреждений), в отношении которых осуществляется централизованное снабжение;
- реквизиты государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение;
- код классификации расходов соответствующего бюджета;
- иные реквизиты, предусмотренные учреждением-заказчиком в рамках учетной политики.
Если по каким-либо причинам в первичных учетных документах, оформленных учреждением-заказчиком или поставщиком, отсутствуют перечисленные выше реквизиты, учреждение-грузополучатель обязательно должно запросить соответствующую информацию у заказчика.
Практика показывает, по различным причинам описанные выше процедуры документального оформления операций по централизованному снабжению работают далеко не всегда.
При таких обстоятельствах, во избежание последующих разногласий с контролирующими органами, лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета в учреждениях-грузополучателях, должны брать инициативу на себя. Ими могут осуществляться, в частности, следующие мероприятия:
Мероприятия | Примечание |
Инструктаж сотрудников, принимающих материальные ценности | При приемке материальных ценностей необходимо истребовать у поставщиков оригиналы сопроводительных документов на имущество или же сделать копии таких документов |
Оформление Извещений | Если материальные ценности поступили, а Извещения (ф. 0504805) нет, то независимо от содержания учетной политики заказчика грузополучатель может оформить такое извещение, приложить к нему копии соответствующих накладных и направить комплект документов вышестоящему учреждению-заказчику для подтверждения факта передачи имущества на праве оперативного управления. Конечно, такие действия возможны только в том случае, если поставщики должным образом оформляют первичные документы - указывают в них полное наименование заказчика, реквизиты контракта |
Оформление приемо-сдаточных актов на полученное имущество | На поступившие от учреждения-заказчика материальные ценности могут быть не оформлены приемо-сдаточные акты. При наличии достаточной информации такие акты может оформить учреждение-грузополучатель и направить их в адрес вышестоящей организации-заказчика для окончательного оформления передающей стороной |
Направление запросов | Запросы, оформленные в произвольной форме, могут направляться в вышестоящую организацию по подведомственности с просьбой организовать получение документов, необходимых для определения порядка учета и использования полученного имущества (если сопроводительные документы не содержат наименование заказчика, иную необходимую информацию). |
Учреждение-заказчик может оперативно (с использованием факсимильной связи, электронной почты) направлять учреждениям-грузополучателям:
- выписки из заключенного контракта, спецификации или выписки из плана распределения;
- направленные в учреждения на бумажном носителе Извещения (ф. 0504805);
- документы, подтверждающие отгрузку материальных ценностей в адрес учреждений-грузополучателей.
______________________________
*(1) На основании информации, указанной в Извещении (ф. 0504805), учреждение-грузополучатель организует приемку материальных ценностей от поставщика. В случае неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, учреждение-грузополучатель уведомляет учреждение-заказчика об этом путем направления Извещения (ф. 0504805).
*(2) Помимо двусторонних актов приема-передачи (иных аналогичных документов) заказчик может предоставлять учреждению-грузополучателю:
- пообъектные описи передаваемого имущества и технической документации (при наличии);
- копии документов поставщиков, подтверждающих передачу материальных ценностей заказчику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Н. Андреева, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Союза развития государственных финансов
И. Сапетина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Евсюкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения