Учет операций по передаче в аренду части недвижимого имущества (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Действующими нормативными правовыми актами не установлен специальный порядок организации учета в случае передачи в аренду части недвижимого имущества, принадлежащего организации госсектора на праве оперативного управления.
В то же время согласно п. 4 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета организация госсектора должна обеспечивать:
- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании;
- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю.
Соответственно, все вопросы, связанные с учетом операций по передаче части недвижимого имущества в аренду, желательно урегулировать в учетной политике.
Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Поэтому при оформлении договора целесообразно определить:
- границы сдаваемой в аренду части объекта недвижимости (согласно существующим планам и схемам);
- стоимостную оценку передаваемой в аренду части объекта недвижимости.
Передача части объекта недвижимости в аренду может оформляться Актом приема-передачи объектов основных средств.
Если по каким-либо причинам в договоре и Акте приема-передачи части объекта недвижимости, передаваемого в аренду, не содержатся данные о стоимости этого объекта, его оценка в целях организации бухгалтерского учета должна осуществляться в порядке, установленном учетной политикой организации госсектора.
В частности, стоимость объекта может определяться расчетным путем исходя из следующих показателей:
- площадь объекта, переданного в аренду;
- средняя стоимость квадратного метра по объекту недвижимости.
Средняя стоимость квадратного метра может определяться исходя из:
- балансовой стоимости объекта недвижимости;
- его общей площади.
Согласно п. 33 Инструкции N 157н операции по передаче (возврату) материальных объектов нефинансовых активов в аренду должны отражаться путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов на соответствующих счетах учета нефинансовых активов.
Кроме того, переданный объект должен быть отражен по его балансовой стоимости на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (п. 381 Инструкции N 157н).
Таким образом, передача организацией госсектора в аренду части недвижимого имущества должна отражаться в учете с использованием следующих бухгалтерских записей:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении*(1) | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КРБ 1 101 12 310, КРБ 1 101 13 310 ("Имущество, переданное в аренду") | КРБ 1 101 12 310, КРБ 1 101 13 310 ("Имущество в эксплуатации") | 0 101 12 310 (0 101 12 000), 0 101 13 310 (0 101 13 000) ("Имущество, переданное в аренду") | 0 101 12 310 (0 101 12 000), 0 101 13 310 (0 101 13 000) ("Имущество в эксплуатации") | На балансовых счетах отражена операция по передаче в аренду части объекта недвижимости (исходя из балансовой стоимости) |
КРБ 1 104 12 310, КРБ 1 104 13 310 ("Имущество в эксплуатации") | КРБ 1 104 12 310, КРБ 1 104 13 310 ("Имущество, переданное в аренду") | 0 104 12 310 (0 104 12 000), 0 104 13 310 (0 104 13 000) ("Имущество в эксплуатации") | 0 104 12 310 (0 104 12 000), 0 104 13 310 (0 104 13 000) ("Имущество, переданное в аренду") | На балансовых счетах отражена операция по передаче в аренду части объекта недвижимости (исходя из суммы начисленной амортизации) |
Балансовая стоимость части объекта недвижимости, переданной в аренду, отражена в забалансовом учете |
Согласно требованиям Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 28.12.2010 N 191н, от 25.03.2011 N 33н, информация о наличии объектов имущества (части объектов имущества), переданных в аренду, подлежит отражению:
1) у казенных учреждений:
- в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, предоставляемой в составе Баланса (ф. 0503130);
- в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
2) у бюджетных и автономных учреждений:
- в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, предоставляемой в составе Баланса (ф. 0503730);
- в Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768).
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности