Порядок использования средств, полученных по госконтракту бюджетным (автономным) учреждением, которое является поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Решение может применяться бюджетными и автономными учреждениями, иными юридическими и физическими лицами, в том числе ИП, заключающими государственные (муниципальные) контракты в качестве исполнителей
Бюджетное (автономное) учреждение может выступать в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту, заключенному с какой-либо организацией госсектора.
В таких ситуациях следует понимать, что исполнение бюджета по расходам завершается на операции по оплате государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся получателем бюджетных средств, обязательств по исполненному контракту.
Если же заказчиком является бюджетное или автономное учреждение и закупка осуществляется за счет средств бюджетной субсидии, исполнение бюджета по расходам завершается еще раньше - на операции по предоставлению субсидии учреждению.
Основаны данные выводы, в частности, на положениях ст.ст. 6, 69, 69.1, 219 БК РФ.
Таким образом, для государственных (муниципальных) учреждений, выступающих в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поступающие от государственных (муниципальных) заказчиков средства являются доходами от приносящей доход деятельности.
При этом доходы, полученные казенными учреждениями от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 41 БК РФ). Для бюджетных и автономных учреждений полученные денежные средства являются собственными доходами, которыми эти организации в соответствии с действующим законодательством могут распоряжаться самостоятельно (п.п. 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; ч.ч. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Соответственно, на эти средства бюджетных (автономных) учреждений не распространяются никакие ограничения, предусмотренные для использования бюджетных средств.
В целях налогового учета денежные средства, полученные по государственному (муниципальному) контракту, также не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ) (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 244/12, письма Минфина России от 22.07.2010 N 03-03-06/4/68, от 29.03.2012 N 03-03-06/4/22).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ бюджетное учреждение вправе при соблюдении порядка, установленного этим законом, производить закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (кроме средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ и соответствующим Положением о закупках.
Статья 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Поэтому при заключении государственного (муниципального) контракта в него нередко включаются дополнительные условия, определяющие:
1) порядок использования денежных средств (например, запрет на размещение этих средств на банковских депозитах, передача их по договору займа и т.п.);
2) направления использования денежных средств ("расшифровка" направлений расходов, которые планируется осуществлять за счет полученных доходов; плановая прибыль и т.п.);
3) ответственность за нарушение согласованного порядка использования полученных средств.
Тем самым поступающие бюджетному (автономному) учреждению по государственному (муниципальному) контракту средства отчасти приобретают целевой характер. Однако нарушение взятых дополнительных обязательств может рассматриваться только как невыполнение условий контракта, а не в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
Финансовые отношения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с подведомственными бюджетными и автономными учреждениями основаны не только на гражданском праве, но и на административном (властном) подчинении одной стороны другой. Основанием для правоотношений между таким органом и подведомственными учреждениями в части оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в рамках государственного (муниципального) задания не является гражданско-правовой договор и, соответственно, отбор исполнителей этих услуг (работ) не может производиться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (письмо ФАС России от 30.04.2015 N КА/21710/15). Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, по указанным выше основаниям бюджетные (автономные) учреждения не должны принимать участие в конкурсах и аукционах, проводимых согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений (письмо Минфина России от 22.04.2014 N 02-01-09/18696).
Пример
Муниципальное автономное учреждение в 2013 году заключило государственный контракт с федеральным органом государственной власти на выполнение научно-исследовательских работ. Оплата обязательств по государственному контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета. В качестве приложения к контракту оформлена аналитическая таблица с расшифровкой затрат, которые планируется осуществлять за счет полученных средств, а также плановой прибыли
Должностные лица автономного учреждения рассматривают вопросы:
Могут ли быть размещены на банковском депозите средства, полученные по госконтракту?
Не является ли это нарушением ст. 236 БК РФ и (или) нецелевым использованием бюджетных средств?
Анализ ситуации:
1. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, если иное прямо не предусмотрено бюджетным законодательством.
Данное требование установлено п. 1 ст. 236 главы 24 "Основы исполнения бюджетов" БК РФ.
По общему правилу исполнение бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только уполномоченными органами государственной власти (местного самоуправления), а также казенными учреждениями (смотрите, в частности, ст.ст. 6, 218, 219, 219.2, 220.1 БК РФ). В зависимости от объема предоставленных им полномочий (статуса) эти организации госсектора являются:
- главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;
- главными администраторами (администраторами) доходов бюджета и (или) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета;
- получателями бюджетных средств;
- органами, осуществляющими полномочия по кассовому исполнению бюджетов.
В ст. 6 БК РФ приведены определения перечисленных выше понятий. Анализ положений данной статьи во взаимосвязи с нормами п. 1 ст. 152 БК РФ и Закона N 174-ФЗ позволяет сделать однозначный вывод: автономное учреждение, если иное прямо не предусмотрено соответствующим правовыми актами, к участникам бюджетного процесса не относятся и, соответственно, не принимает участия в исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, не признаются исполнением бюджета операции автономного учреждения:
- по получению средств за выполненные в соответствии с государственным контрактом научно-исследовательские работы;
- по распоряжению этими средствами.
Исполнение бюджета в рассматриваемой ситуации "завершается" на операции по оплате уполномоченным органом обязательств по исполненному автономным учреждением государственному контракту. Для автономного учреждения полученные денежные средства являются собственными доходами, которыми эта организация в соответствии с действующим законодательством может распоряжаться самостоятельно. Соответственно, размещение этих сумм на банковских депозитах не может расцениваться в качестве нарушения требований п. 1 ст. 236 главы 24 "Основы исполнения бюджетов" БК РФ.
2. Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, рассматривается в качестве нецелевого использования бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Основанием для предоставления бюджетных средств могут быть, в частности, следующие документы:
- закон (решение) о бюджете;
- сводная бюджетная роспись;
- бюджетная роспись;
- бюджетная смета;
- договор (соглашение).
В ст. 306.4 БК РФ речь идет о предоставлении средств бюджета на определенных условиях, которые должны быть оговорены в специальном документе. Автономному учреждению бюджетные средства могут предоставляться на основании договоров (соглашений) в виде:
- субсидий на выполнение госзадания и на иные цели (ст. 78.1 БК РФ);
- субсидий на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
В рассматриваемой ситуации речь идет о получении автономным учреждением оплаты за выполненные научно-исследовательские работы. Бюджетные средства, на основании какого-либо специального договора (соглашения), предусматривающего специальный порядок их использования, учреждению не предоставлялись.
Таким образом, размещение полученных от государственного заказчика сумм на банковских депозитах в принципе не может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
3. Размещение средств на банковском депозите нельзя рассматривать также в качестве нарушения условий контракта о направлениях расходования средств. По мнению специалистов финансового ведомства, в подобных ситуациях размещение денежных средств на банковских депозитах следует рассматривать как форму сохранения, а не расходования денежных средств (см. письма Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3926, от 01.08.2013 N 03-03-06/4/30833, от 06.10.2009 N 03-03-06/4/83).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.