Сроки договоров, заключаемых госучреждениями в качестве исполнителей
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Согласно действующему законодательству ограничение сроков договоров, заключаемых государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается в первую очередь для договоров по закупкам товаров (работ, услуг), то есть по договорам, предусматривающим принятие расходных обязательств.
Вместе с тем некоторые ограничения по срокам устанавливаются и в отношении договоров, в которых государственные (муниципальные) учреждения выступают не в качестве заказчиков товаров (работ, услуг), а в качестве исполнителей.
Согласно требованиям ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение на новый срок договоров аренды с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору, заключенному в соответствии с частями 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, осуществляется на срок не менее, чем три года, если срок действия договора не ограничен законодательством РФ. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора (п. 2 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ). Данное правило применяется для договоров аренды:
- государственного (муниципального) имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ);
- государственного (муниципального) недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
По смыслу приведенных выше норм в случае, если арендатор заявит о заключении договора аренды на срок, составляющий менее трех лет, арендодатель будет обязан принять такое предложение арендатора о сроке. Если же предлагаемый арендатором срок превышает 3 года, условие о сроке аренды определяется по соглашению обеих сторон (но не может составлять менее 3 лет), а при недостижении согласия - судом (в случае передачи разногласий на его рассмотрение - ст. 446 ГК РФ).
Требования к сроку установлены также в отношении договоров аренды, государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), внесенного в перечни, утвержденные и опубликованные в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Срок таких договоров должен составлять не менее пяти лет, но может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования (ч. 4.3 ст. 18 Закона N 209-ФЗ).
Кроме того, Законом N 209-ФЗ устанавливается максимальный срок - три года предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 4.3 ст. 18 Закона N 209-ФЗ, п. 39, п. 113 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67).
Сроки действия иных гражданско-правовых договоров государственных учреждений, по которым не происходит расходования денежных средств, в частности договоров, по которым учреждения являются продавцами, подрядчиками, исполнителями и т.п., законодательством не ограничены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности