Сроки контрактов (договоров) с расходными обязательствами, заключаемые госучреждениями
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Для государственных (муниципальных) учреждений в зависимости от их типа (казенное, бюджетное, автономное) законодательством установлен ряд ограничений в отношении сроков, на которые ими могут заключаться контракты (договоры).
Установление сроков действия контракта, не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту (например, несоразмерно увеличивающих срок действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате товаров, работ, услуг, а также выполнению гарантийных обязательств), может быть признано нарушением действующего законодательства (см., в частности, решение ФАС России от 02.02.2015 по делу К-79/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, раздел 3 Обзора, доведенного письмом Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319).
Казенные учреждения
Согласно п. 2 ст. 72, п. 5. ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).
Проект федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проекты бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Проекты бюджетов муниципальных образований могут утверждаться как на один (очередной год), так и на три года, в зависимости от срока, установленного муниципальным правовым актом или законом субъекта РФ (п.п. 3 и 4 ст. 169 БК РФ). Поэтому, максимальный срок контракта зависит от того, на какой срок до получателя доведены лимиты бюджетных обязательств - на 1 год, 3 года (см. также письмо Минфина России от 29.08.2014 N 02-01-10/43351). Данное правило распространяется на контракты, предусматривающие рассрочку платежа, а также на договоры аренды, лизинга (письма Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180, от 11.03.2015 N 02-02-04/12917).
В то же время в отдельных случаях контракты могут заключаться на сроки, превышающие сроки действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 72 БК РФ, письмо Минфина России от 12.12.2014 N 02-10-09/64499):
Вид контракта | Сроки контрактов и средства, в пределах которых заключаются контракты, определяются |
Государственные контракты на поставку товаров в соответствии с госпрограммой вооружения | Госпрограммой вооружения, утверждаемой Президентом РФ |
Государственные (муниципальные) контракты на выполнение работ, оказание услуг длительного производственного цикла | Решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, принимаемыми в соответствии со ст. 79 БК РФ |
Нормативными правовыми актами и иными решениями: - Правительства РФ; - высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ; - муниципальными правовыми актами местной администрации | |
Государственные контракты на поставку товаров, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения | Государственные программы: - Российской Федерации; - субъектов РФ Решения: - Правительства РФ; - высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ |
Государственные (муниципальные) энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов | Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) |
Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств утверждены постановлением Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071.
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут приниматься аналогичные правовые акты.
В соответствии с ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в ряде случаев, установленных Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), могут заключаться контракты жизненного цикла - контракты, предусматривающие закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Срок действия установлен и для договоров, заключаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами с финансовыми организациями по результатам открытого конкурса или открытого аукциона для оказания следующих финансовых услуг:
1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);
2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;
3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
4) доверительное управление ценными бумагами;
5) негосударственное пенсионное обеспечение.
Срок таких договоров (за исключением договоров негосударственного пенсионного обеспечения) не может быть более чем пять лет, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (части 1 и 4 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Бюджетные и автономные учреждения
Законом N 44-ФЗ прямо не предусмотрены требования о включении в контракт условия о сроке его действия. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие об окончании срока действия договора, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Вместе с тем контракт должен содержать условия о сроках исполнения обязательств (контракта) (это следует из ряда норм Закона N 44-ФЗ, например, ч.ч. 6, 7, 13 ст. 34, ч. 7 ст. 106). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, когда требования о включении в контракт информации о сроках исполнения обязательств (ч.ч. 6, 13 ст. 34) заказчиком могут не применяться (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Тем не менее при заключении контракта учреждение вынуждено (принимая во внимание перспективу последующих контрольных мероприятий) учитывать рекомендации Минфина России, приведенные, в частности, в письме Минфина России от 31.03.2016 N 02-04-06/18225. Как указано в этом документе, при планировании срока, на который будет заключен контракт, учреждениям необходимо руководствоваться показателями плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), а срок принятия предусмотренных контрактом обязательств не должен превышать срока действия действующего в учреждении плана ФХД. План ФХД бюджетного (автономного) учреждения составляется на один год или на три года (п. 3 Требований, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н). Это зависит от срока, на который принят бюджет. В свою очередь, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ должно быть обеспечено соответствие показателей Плана ФХД и Плана закупок. И наконец, планы - графики разрабатываются ежегодно на один год в соответствии с планом закупок и являются основанием для закупок (части 1, 2, 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, учитывая указанные выше рекомендации, при заключении контрактов в соответствии с Законом N 44-ФЗ целесообразно включать условие, которое бы позволяло установить, что предусмотренное контрактом расходное обязательство возникает в пределах срока, на который утвержден план ФХД учреждения. Исключение: заключение контрактов при расходовании средств субсидий на капвложения, которые были предоставлены на длительные сроки согласно абзацу 14 п. 4 ст. 78.2 БК РФ.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит ограничений по срокам контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями. Бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ). Поэтому правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств, установленное п. 2 ст. 72 БК РФ, на них не распространяется.
В то же время при заключении договоров согласно Закону N 223-ФЗ между объемом принимаемых бюджетными (автономными) учреждениями обязательств и объемом планируемых поступлений должна быть прямая связь. Однако право заключения договоров на срок, превышающий текущий финансовый год, не обусловлено ни включением планируемых по таким договорам расходов в План ФХД, ни наличием финансового обеспечения исполнения договоров.
Тема
Сроки контрактов (договоров), заключаемых госучреждениями
См. также
Сроки договоров, заключаемых госучреждениями в качестве исполнителей
Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности