Особенности выставления счетов-фактур, ведения Книги продаж и Книги покупок в организациях госсектора
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести Книги покупок и Книги продаж:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ (если иное не предусмотрено пп. 1.1 этого же пункта);
2) в иных случаях, определенных в установленном порядке. К иным случаям относятся, в частности, выставление счета-фактуры налоговыми агентами (в определенных ситуациях); лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ.
Кроме того, с 1 октября 2014 года счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В письме Минфина России от 09.10.2014 N 03-07-11/50894 разъяснено, что в такой ситуации в книге продаж продавец может отражать реквизиты счета-фактуры, составленного им в одном экземпляре, либо первичных учетных документов, подтверждающих совершение фактов хозяйственной жизни.
История вопроса
До 1 января 2014 года при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, организации госсектора были обязаны выставлять счета-фактуры, вести Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книги покупок и Книги продаж.
С 1 января 2015 года налогоплательщики НДС не обязаны вести Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, за исключением случаев, перечисленных в п. 3.1 ст. 169 НК РФ. Журнал (в отношении посреднической деятельности) с 2015 года обязаны вести налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности:
- на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента);
- на основе договоров транспортной экспедиции;
- при выполнении функций застройщика.
Организации госсектора могут применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное ст. 145 НК РФ. Но указанное право не освобождает от выставления счетов-фактур при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения. В таких случаях счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм НДС. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)" (п. 5 ст. 168 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-14/30264). Запись "Без НДС" также вносится в графы 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю" Счета-фактуры (письмо Минфина России от 24.05.2013 N 03-07-09/18686).
В случае освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ организации госсектора обязаны выставлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Поэтому если учреждение использует право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и при этом совершает операции, облагаемые НДС и освобождаемые от налогообложения, то при осуществлении облагаемых НДС операций необходимо выставить счет-фактуру с учетом положений п. 5 ст. 168 НК РФ. В отношении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, такой обязанности нет. При этом запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций в ст. 169 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, не противоречит НК РФ (см. также письма Минфина России от 15.02.2017 N 03-07-09/8423, от 07.11.2016 N 03-07-14/64908, от 25.11.2014 N 03-07-09/59838).
В случае осуществления облагаемых НДС операций организации госсектора обязаны вести Книгу продаж (см. письма ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@, Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-11/73), а при осуществлении посреднической деятельности кроме того вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Форма и правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в Приложении N 5.
На основании п. 3 Правил ведения книги продаж регистрации в книге продаж подлежат составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС в соответствии с НК РФ, в том числе при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав, получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, получении средств, увеличивающих налоговую базу, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и осуществлении операций налогоплательщиками, использующими право на освобождение в соответствии со статьями 145, 145.1 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет в случае выдачи кассовых чеков налогоплательщик вправе не выставлять счета-фактуры (п. 7 ст. 168 НК РФ). В книге продаж в этом случае регистрируются контрольные ленты контрольно-кассовой техники (п. 1 Правил ведения книги продаж). Если же товары (работы, услуги) реализуются физическим лицам по безналичному расчету, то согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в письме от 15.06.2015 N 03-07-14/34405, счета-фактуры по товарам (работам, услугам), оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, возможно выписывать в одном экземпляре. При этом в книге продаж может регистрироваться бухгалтерская справка-расчет, содержащая суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение определенного периода (день, месяц, квартал). (письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-07-09/59679).
Осуществляя приносящую доход деятельность, облагаемую НДС, а также операции, не являющиеся объектом налогообложения и (или) освобождаемые от НДС, учреждение имеет право на налоговые вычеты только при наличии раздельного учета (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Согласно пп. "т" п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, установленных в Приложении N 4 к Постановлению N 1137, в графе 15 книги покупок указывается стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанная в графе 9 по строке "Всего к оплате" счета-фактуры, а в случае перечисления суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав - перечисленная сумма оплаты, частичной оплаты по счету-фактуре, включая НДС. Каких-либо особенностей при частичном принятии НДС к вычету не установлено, следовательно, в графе 15 книги покупок указывается стоимость всего количества поставленных по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы НДС.
Порядок заполнения графы 16 книги покупок установлен пп. "у" п. 6 Правил ведения книги покупок, который предусматривает, что в этой графе отражается сумма НДС по счету-фактуре, принимаемая к вычету в текущем налоговом периоде. Данное положения устанавливает, в частности, что при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по различным налоговым ставкам и (или) не подлежат налогообложению НДС, регистрация счета-фактуры в графе 16 книги покупок производится на сумму, на которую налогоплательщик имеет право на вычет и которая определяется с учетом положений п. 10 ст. 165 и п. 4 ст. 170 НК РФ. Иными словами, в графе 16 книги покупок указывается только та сумма НДС, которую организация госсектора вправе принять к вычету.
Соответственно, счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, не подлежащих налогообложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, а также не являющихся объектом обложения НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ, в книге покупок не отражаются (см. также письмо Минфина России от 15.05.2014 N 03-07-09/22908).
В силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом налогообложения по НДС.
В ситуации, когда организация госсектора осуществляет исключительно те операции, которые не признаются объектом налогообложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ), а также не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, исходя из буквального смысла норм п. 3 ст. 169 НК РФ можно сделать вывод: у этой организации не возникает обязанности выставлять счета-фактуры, вести Книги покупок и Книги продаж (см. также письма Минфина России от 03.07.2014 N 03-07-РЗ/32152 и от 20.07.2012 N 03-07-09/81).
Тема
См. также
Формы документов
Пример заполнения Книги покупок
Пример заполнения Книги продаж
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.