Учет операций по использованию в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года
Бухгалтерский учет
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают специального порядка учета расходов, осуществляемых за счет экономии субсидии на выполнение госзадания, образовавшейся по итогам финансового года. Соответственно, такой порядок необходимо определить при формировании учетной политики бюджетного (автономного) учреждения.
Желательно организовать обособленный учет всех операций, осуществляемых с остатками (экономией) средств субсидии. Такой учет должен обеспечивать получение информации об общей сумме экономии в разрезе запланированных направлений расходов, а также о фактическом исполнении плана (сметы) по расходованию сэкономленных средств.
Например, обособленный учет может быть организован:
- на специальных аналитических счетах, открытых к счетам по санкционированию расходов и к забалансовым счетам;
- на специальном забалансовом счете;
- в специальных регистрах (книгах, журналах), которые ведутся не в бухгалтерии, а в ином уполномоченном структурном подразделении учреждения.
При составлении Плана ФХД сумма экономии средств субсидии на выполнение задания учитывается в составе остатка средств на начало периода по виду деятельности "4". Соответственно, все операции, осуществляемые за счет средств экономии, необходимо отражать в учете с использованием кода вида деятельности "4", даже если средства расходуются в рамках приносящей доход деятельности.
Расходы (затраты), осуществляемые за счет экономии, могут списываться в следующем порядке:
Вид расходов (затрат) | Счет бухгалтерского учета, в дебет которого списываются расходы (затраты) |
Расходы, связанные с оказанием госуслуг (выполнением работ): - расходы, которые прямо могут быть соотнесены с конкретным видом услуг (работ) или направлением деятельности; - затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания услуг, выполнения работ (общехозяйственные расходы) | 4 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" |
Расходы по содержанию имущества (в том числе на ремонт). Расходы на повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Любые связанные с приносящей доход деятельностью расходы. Иные не формирующие себестоимость госуслуг расходы | 4 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" |
Специалисты финансового ведомства прямо указывают: перевод нефинансовых активов с вида деятельности "4" на вид деятельности "2" является некорректным (письмо Минфина России от 13.09.2012 N 02-06-10/3694). В то же время отражение имущества по виду деятельности "4" не является препятствием для его использования в приносящей доход деятельности и осуществления расходов по его эксплуатации за счет средств от приносящей доход деятельности.
Таким образом, основные средства, нематериальные активы или непотребляемые материальные запасы, приобретаемые за счет экономии с целью использования в приносящей доход деятельности (полностью или частично), подлежат учету с кодом вида деятельности "4".
Налоговый учет
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение задания не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных и автономных учреждений - эти остатки рассматриваются как средства целевого финансирования (смотрите также письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040). Кроме того, в целях налогообложения не учитываются расходы, произведенные (понесенные) в рамках целевого финансирования. Соответственно, расходы, осуществляемые за счет средств экономии субсидии на выполнение задания, не учитываются при налогообложении прибыли.
Напомним, что согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ получатели целевого финансирования обязаны вести не только раздельный учет доходов, но и связанных и ними расходов.
По имуществу, приобретенному (созданному) за счет средств целевого финансирования, в том числе средств бюджетных субсидий, амортизация не начисляется (подпункты 3, 7 п. 2 ст. 256, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Тема
См. также
Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении
Учетная политика (для госсектора)
Порядок организации аналитического учета (для госсектора)
Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях
Амортизация имущества бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания
Уменьшение объема субсидии на выполнение задания, исходя из показателей прошлого года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности