Содержание имущества учреждения (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ). В качестве собственника имущества могут выступать различные публично-правовые образования - Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (ст.ст. 214, 215 ГК РФ). Права собственника от имени публично-правовых образований в рамках своей компетенции осуществляют органы госвласти и органы местного самоуправления (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).
По смыслу Раздела II "Право собственности и другие вещные права" ГК РФ (см., в частности, ст.ст. 210, 214, 215, 216, 296 ГК РФ), а также ст.ст. 124, 125 ГК РФ бремя содержания имущества должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым соответствующее имущество принадлежит на праве оперативного управления (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.02.2013 N Ф05-12598/11, ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 N Ф06-5/13, ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 N Ф03-1094/12, ФАС Уральского округа от 06.03.2012 N Ф09-949/12, Восьмого ААС от 13.09.2012 N 08АП-6793/12). Напомним, что к юридическим лицам, которым государственное (муниципальное) имущество может принадлежать на праве оперативного управления, относятся, в частности, органы власти (местного самоуправления) и их территориальные органы, казенные, бюджетные и автономные учреждения (ст.ст. 124, 125, 214, 215, 218, 299 ГК РФ).
Основываясь на указанных нормах ГК РФ, суды приходят к выводу, что ст.ст. 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Таким образом, собственник, передав имущество в оперативное управление учреждению, возлагает на последнее и обязанности по содержанию такого имущества (см., например, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285).
Организации госсектора могут владеть на праве оперативного управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных жилых домах. В этом случае они обязаны соразмерно со своей долей в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по содержанию и ремонту такого имущества, включая уплату взносов на капитальный ремонт (ст. 249 ГК РФ; ст.ст. 37, 39, 158 Жилищного кодекса РФ; письмо Минрегионразвития России от 06.03.2009 N 6177-АД/14; постановления Пятнадцатого ААС от 12.09.2014 N 15АП-13771/14, от 05.03.2014 N 15АП-1492/14, от 07.08.2012 N 15АП-8193/12, Девятнадцатого ААС от 09.09.2014 N 19АП-4717/14).
В отдельных случаях часть расходов по содержанию государственного (муниципального) имущества может быть "переложена" с собственника (балансодержателя) на иные организации. И наоборот, за счет средств бюджетов, средств бюджетных и автономных учреждений обоснованно могут осуществляться расходы, связанные с содержанием не принадлежащего им имущества.
Речь, прежде всего, идет о расходах по содержанию переданного в аренду или безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества - если иное не предусмотрено договором, такие расходы осуществляются за счет арендаторов (ссудополучателей) (ст.ст. 616, 695 ГК РФ).
По общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Однако в отношении объектов недвижимости существует специальное правило - право оперативного управления на такие объекты возникает с момента государственной регистрации этого права (п. 2 ст. 8.1, ст. 131 ГК РФ).
Организация госсектора на основании решения уполномоченного органа может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления. Вопросы содержания объектов на период регистрации прав желательно урегулировать при приеме-передаче объекта. Например, на этот период может быть заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому принявшая объект организация госсектора будет нести все расходы по его содержанию.
Что следует понимать под расходами на содержание имущества?
Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день не существует - действующее законодательство не содержит какой-либо закрытый перечень (состав) расходов по содержанию имущества в целях применения упоминаемых выше норм гражданского законодательства. К таким расходам могут быть отнесены любые затраты, понесенные с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объектов имущества, обслуживанием и ремонтом (текущим и капитальным) этих объектов (смотрите, в частности, перечень расходов, подлежащих отнесению на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" согласно Указаниям N 65н).
В публично-правовом образовании может быть создано специальное уполномоченное казенное учреждение (дирекция, комендатура и т.п.), которое будет обеспечивать централизацию закупок по содержанию недвижимости казенных и бюджетных учреждений. Речь идет, в частности, об оплате капвложений, работ по текущему и капитальному ремонту. Уполномоченной организацией может быть и орган власти (местного самоуправления). А вот бюджетное учреждение наделить такими полномочиями нельзя (см., в частности, письмо Минфина России от 21.04.2016 N 02-07-10/23382). Для казенных учреждений и органов власти спецорганизация может осуществлять закупки работ и услуг по содержанию имущества, в т.ч. самостоятельно заключать контракты за счет ЛБО, доведенных по КБК, соответствующим функциям заказчиков, в интересах которых закупаются работы (услуги). Если согласно контракту работы (услуги) принимает спецорганизация, она должна организовать раздельный учет операций (в т.ч. по принятым обязательствам). Если же приемку осуществляет обслуживаемое казенное учреждение (орган власти), то ему для отражения в балансовом учете по Извещению (ф. 0504805) должны быть переданы капвложения и расходы (финрезультат).
Тема
Государственное и муниципальное имущество
См. также
Содержание имущества за счет бюджетных ассигнований
Содержание имущества бюджетными и автономными учреждениями
Статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.