Содержание имущества за счет бюджетных ассигнований
Решение может применяться в органах государственной власти (местного самоуправления) и казенных учреждениях.
Согласно требованиям ст. ст. 161, 219 БК РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы расходы по содержанию имущества осуществляют:
- уполномоченные организации госсектора, являющиеся получателями бюджетных средств - в отношении имущества казны*(1);
- органы власти (местного самоуправления) и их территориальные органы, казенные учреждения - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления;
- уполномоченные казенные учреждения - в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за иными организациями госсектора (см., например, письмо Минфина России от 08.10.2013 N 02-03-09/41926).
По общему правилу осуществление расходов, связанных с содержанием объектов государственного (муниципального) имущества, числящихся в составе казны или закрепленных на праве оперативного управления за получателями бюджетных средств, должно производиться в рамках исполнения бюджета того публично-правового образования, в собственности которого эти объекты находятся (ст.ст. 209, 210, 214, 215 ГК РФ, ст.ст. 31, 84-87 БК РФ). Иной порядок расходования средств по содержанию имущества может быть обусловлен положениями нормативных правовых актов.
Муниципальное недвижимое имущество арендовано казенным учреждением субъекта РФ. Если иное не будет прямо предусмотрено договором аренды, согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ за счет средств бюджета субъекта РФ фактически должен осуществляться текущий ремонт и расходы на содержание арендованного муниципального имущества. А вот принятие казенным учреждением субъекта РФ дополнительных обязательств по капитальному ремонту арендованного недвижимого муниципального имущества может быть квалифицировано контролирующими органами в качестве нарушения бюджетного законодательства - по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ расходы по капитальному ремонту должен нести арендодатель.
Получатели бюджетных средств по общему правилу не имеют права принимать бюджетные обязательства, связанные с содержанием имущества, которое не принадлежит соответствующему публично-правовому образованию на праве собственности, если иное не вытекает из положений действующего законодательства (см., в частности, ст.ст. 69-70, 84-87 БК РФ). Иной порядок принятия бюджетных обязательств может вытекать из требований различных правовых актов. Например, как уже упоминалось выше, могут производиться расходы по содержанию арендованного или полученного в безвозмездное пользование имущества (ст.ст. 616, 695 ГК РФ).
Другой пример. Содержание отдельных бесхозяйных объектов до момента признания на них права муниципальной собственности или собственности городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может осуществляться уполномоченными органами за счет средств бюджетов*(2).
Оплата за счет бюджетных средств (лимитов бюджетных обязательств) расходов по содержанию имущества, не принадлежащего публично-правовому образованию, может стать поводом для претензий контролирующих органов даже в том случае, если впоследствии соответствующие суммы зачисляются в доход бюджета в качестве компенсации ранее понесенных затрат (см., например, письмо Минфина России от 22.11.2013 N 02-03-009/50549). Помимо положений бюджетного законодательства, в данном случае проверяющие обоснованно могут ссылаться и на положения ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - осуществление подобной деятельности, как правило, просто не предусматривается учредительными документами организаций госсектора.
______________________________
*(1) Специалисты финансового ведомства подчеркивают, что содержать имущество казны могут не только уполномоченные органы власти (местного самоуправления), но и казенные учреждения. При этом расходы могут осуществляться в рамках исполнения бюджетных смет этих учреждений в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и при условии, что указанный вид деятельности предусмотрен учредительными документами казенных учреждений (см. письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-03-10/18157).
*(2) См., например:
- п. 2 постановления Правительства Москвы от 14.06.2011 N 262-ПП;
- п. 4.1 Порядка, утв. распоряжением Администрации г. Тюмени от 30.08.2007 N 1283-рк;
- п. 6.4 Положения, утв. решением Тульской городской Думы от 28.11.2012 N 53/1165.
Тема
Содержание имущества учреждения (для госсектора)
См. также
Содержание имущества, переданного казенным учреждением в безвозмездное пользование или аренду
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности