Реализация материалов контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
1. В случае, если при проведении контрольных мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выявлен факт совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, информация о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт, направляются в правоохранительные органы (см., в частности, пп. "д" п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, далее - Правила N 1092)*(1).
Более того, в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, оставляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы (п. 53 Правил N 1092; п. 7.1.2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. N 703, далее - Положение N 703).
В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции других органов (должностных лиц), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством РФ (п. 78 Правил N 1092).
2. Оформляются итоги контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в виде:
- актов (по итогам проверок и ревизий);
- заключений (по итогам обследований).
Акты (заключения) в течение 3 рабочих дней со дня подписания подлежат вручению (направлению) представителям организаций госсектора - объектов контроля (п.п. 36, 44, 64 Правил N 1092).
Акт ревизии (проверки), как правило, составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверенной организации, второй - для Федерального казначейства (территориального органа). Третий экземпляр акта может оформляться при проведении ревизии (проверки) по мотивированному обращению руководителя правоохранительного органа федерального уровня или руководителя правоохранительного органа субъекта РФ, требованию, поручению соответствующего органа.
3. Письменные возражения на акт, оформленный по результатам выездной, камеральной проверки или ревизии, объект контроля вправе представить в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п.п. 45, 65 Правил N 1092). Эти письменные возражения приобщаются к материалам проверки (ревизии).
4. Рассмотрение заключения и иных материалов обследования осуществляется руководителем (заместителем руководителя) Федерального Казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания заключения (п. 37 Правил N 1092). Акт и иные материалы проверки (ревизии) рассматриваются в течение 50 дней со дня подписания акта(п.п. 46, 66 Правил N 1092)*(2).
По результатам рассмотрения могут приниматься следующие решения (п.п. 38, 47, 67 Правил N 1092):
Принимаемое решение | Контрольные мероприятия, по итогам которых принимается решение |
Проведение внеплановой выездной проверки (ревизии) | 1. Обследование. 2. Камеральная проверка. 3. Выездная проверка (ревизия), если объектом контроля представлены влияющие на выводы проверяющих: - возражения в письменной форме; - дополнительная информация, документы и материалы |
Применение мер принуждения с оформлением: 1) представления; 2) предписания; 3) уведомления о применении бюджетных мер принуждения | 1. Камеральная проверка. 2. Выездная проверка (ревизия) |
Об отсутствии оснований для применения мер принуждения |
5. В случаях выявления нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля согласно ст. 270.2 БК РФ составляются:
Наименование документа | Информация, которую должен содержать документ | Нормативная база |
Представление | 1. Информация о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями РФ, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля. 2. Срок для обязательного рассмотрения объектом контроля (если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения). 3. Требования: - о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или - о возврате предоставленных средств бюджета. | п. 2 ст. 270.2 БК РФ пп. "г" п. 10, пп. "а" п. 68, п. 73 Правил N 1092 |
Предписание | 1. Обязательные для исполнения требования: об устранении нарушений и (или) возмещении причиненного такими нарушениями ущерба публично-правовому образованию 2. Срок для обязательного исполнения требований | п. 3 ст. 270.2 БК РФ пп. "г" п. 10, пп. "б" п. 68, п. 73 Правил N 1092 |
В зависимости от характера выявленных нарушений (иных обстоятельств) органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть принято решение о составлении только одного документа (представления или предписания) или же об одновременном составлении представления и предписания (см. письмо Минфина России от 29.03.2016 N 02-10-06/18030).
Направляются представления и (или) предписания в соответствующие:
- органы государственной власти и государственные органы (федеральные, субъектов РФ);
- органы местного самоуправления и муниципальные органы;
- проверяемые органы и организации.
В бюджетной смете получателя бюджетных средств не могут быть спланированы расходы по возмещению ущерба публично-правового образования, нанесенного этим получателем бюджетных средств (ст.ст. 70, 221 БК РФ; письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-01-10/68389, от 14.07.2014 N 02-10-09/34216). Возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. Понятие "ущерб, причиненный публично-правовому образованию" действующим законодательством не установлено. Органы государственного (муниципального) финансового контроля в рамках правоприменительной практики самостоятельно квалифицируют наличие такого ущерба, в т. ч. вследствие нецелевого использования бюджетных средств или иного использования бюджетных средств с нарушениями действующего законодательства. Наличие ущерба публично-правовому образованию следует определять по критериям, аналогичным указанным ГК РФ в отношении убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 2 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065).
Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба (п. 4 ст. 270.2 БК РФ, п. 76 Правил N 1092).
Невыполнение в установленный срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля также влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, п. 75 Правил N 1092).
Неисполнение представления органа государственного (муниципального) финансового контроля не влечет юридических последствий, в т.ч. не является основанием для привлечения к административной ответственности (п. 1 письма Минфина России от 25.05.2015 N 02-10-07/29802). Представление не является ненормативным актом и не подлежит обжалованию в арбитражном суде (п. 1 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065).
6. При выявлении бюджетных нарушений и (или) административных правонарушений в бюджетной сфере органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля оформляют:
Наименование документа | Порядок оформления, направления и исполнения | Нормативная база |
Уведомление о применении бюджетных мер принуждения | 1. Оформляется при выявлении бюджетных нарушений согласно главе 30 БК РФ при проверках участников бюджетного процесса, перечисленных в п. 2 ст. 306.2 БК РФ. 2. Направляется для обязательного рассмотрения в финансовый орган не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии)*(3). 3. Бюджетные меры принуждения подлежат применению финансовым органом в течение 30 календарных дней после получения уведомления. | п. 2 ст. 269.2, 306.2, 306.3 БК РФ пп. "д" п. 10, пп. "в" п. 68, п. 71 Правил N 1092 |
Протокол об административном правонарушении*(5) | 1. Согласно ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.7, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные должностные лица: - Федерального казначейства; - органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. 2. Рассматривают дела об административных правонарушениях: - Федеральное казначейство (ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ; п. 1, п.п. 5.15.1, 5.15.6 Положения N 703); - органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ) | п. 2 ст. 269.2 БК РФ пп. "е" п. 10, п. 77 Правил N 1092 |
______________________________
*(1) Здесь и далее порядок реализации материалов контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приводится применительно к работе должностных лиц Федерального казначейства (до 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Реализация материалов органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, созданных в субъектах РФ и муниципальных образованиях, осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов местных администраций.
*(2) Согласно прежней редакцией п.п. 46, 66 Правил N 1092, действовавшей по 8 сентября 2016 года, срок рассмотрения акта проверки (ревизии) составлял 30 дней.
*(3) Если полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля наделен финансовый орган, уведомление направляется структурным подразделением (должностным лицом) финансового органа, осуществляющим контрольные полномочия, в адрес структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего составление и организацию исполнения бюджета (см. письмо Минфина России от 25.11.2013 N 02-11-010/50647).
*(4) Порядок применяется на федеральном уровне и не предусматривает механизмов передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств согласно абзацу шестому п. 2 ст. 306.2 БК РФ. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок устанавливается соответствующим финансовым органом.
*(5) Должностные лица органов внутреннего муниципального финансового контроля вправе составлять протоколы в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ при осуществлении муниципального контроля или при осуществлении полномочий по контролю (надзору), делегированных РФ или субъектами РФ (ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ). Рассматривают дела об административных правонарушениях, если дело возбуждено должностным лицом органа муниципального финансового контроля, судьи (ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.