Применение КОСГУ и кодов видов расходов при оплате командировочных расходов
При осуществлении расходов, связанных с командированием работников (служащих) государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) органов, органов управления государственных внебюджетных фондов виды расходов необходимо определять, руководствуясь общими положениями п. 5.1.1 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 65н.
Командировочные расходы, которые организации госсектора возмещают (компенсируют) персоналу в соответствии с действующим законодательством (см., в частности, ст. 168 ТК РФ), отражаются по элементам видов расходов (112, 122, 134 и 142). По этим же кодам видов расходов отражаются и затраты протокольного характера (см., например, Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 763) (письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-05-10/43042).
С 1 января 2016 года возмещение командировочных расходов учитывается общей суммой по одному коду видов расходов с указанием одного кода КОСГУ - подстатьи 212 "Прочие выплаты". Такой порядок применения кодов бюджетной классификации применяется как при выдаче наличных, так и при перечислениях на банковские карты.
Приобретение (закупка) учреждением для командированного работника проездных документов или оплата услуг гостиницы отражается уже по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
В целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия (Приложением 5 к Указаниям N 65н).
Таким образом, коды КОСГУ в увязке с кодами видов расходов при оплате расходов по командировкам применяются в следующем порядке:
Виды расходов, связанных со служебной командировкой | Соответствующий элемент видов расходов группы 100 (112, 122, 134 и 142) | Вид расходов 244 | |
Суточные | При предоставлении аванса или компенсации фактически осуществленных расходов | Не применяется | |
Возмещение (компенсация) стоимости проезда*(1) | При предоставлении аванса на приобретение проездных документов или компенсации фактически осуществленных расходов (работник действует от собственного имени и за счет собственных средств или аванса) | Не применяется | |
Возмещение (компенсация) стоимости проживания | При предоставлении аванса на оплату расходов работника по найму жилого помещения или компенсации фактически осуществленных расходов (работник действует от собственного имени и за счет собственных средств или средств аванса) | Не применяется | |
Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя | При предоставлении аванса или компенсации фактически осуществленных расходов | Не применяется | |
Оплата проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования | Не применяются в целях оплаты расходов, связанных с командировками | Проездные документы приобретаются от имени учреждения (в т.ч. работником на основании выданной доверенности) | |
Оплата найма жилого помещения на период командировки | Не применяются | Оплата услуг проживания произведена от имени учреждения (в т.ч. работником на основании выданной доверенности) |
Иные случаи приобретения товаров (работ, услуг) через подотчетных лиц (в т.ч. через подотчетных лиц, находящихся в командировке) классифицируются по кодам видов расходов в общем порядке.
Статьей 168 ТК РФ прямо предусмотрена обязанность работодателя по компенсации иных командировочных расходов, произведенных работником с его разрешения или ведома. Их перечень ТК РФ не ограничивает. Например, при командировках на автомобиле сотруднику могут быть компенсированы расходы на оплату стоянки, заправки, ремонта и мойки автомобиля, на приобретение запчастей, оплату проезда по платной дороге. А еще к иным командировочным расходам может быть отнесена оплата пользования залами повышенной комфортности на вокзалах и в аэропортах, оплата телефонных переговоров.
Все перечисленные выше иные расходы на командировку можно оплатить и как компенсационную выплату (КВР 112 и КОСГУ 212), и как закупку (КВР 244 и КОСГУ 200, 300). Все зависит от того, как эти расходы будут оформлены...
Чтобы у ревизоров не возникло претензий, руководствуйтесь такими правилами (см. также письмо Минфина России от 30.11.2016 N 02-05-10/70981):
Оформление компенсационной выплаты | Оформление закупки |
Утвердите локальный акт, в котором будет оговорен перечень возмещаемых расходов, порядок и размеры выплат | Предусмотрите соответствующие расходы в Плане-графике закупок |
Согласовывайте возможность возмещения дополнительных расходов перед выездом сотрудников в командировку | Если закупаются активы (ГСМ, запчасти и т.д.), отражайте в учете их поступление и выбытие |
При оформлении приказов (распоряжений) указывайте, что вы назначаете именно компенсационную выплату, размер которой определяется на основании представленных сотрудником документов |
В ряде публично-правовых образований иные командировочные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя, можно компенсировать только за счет экономии средств по Бюджетной смете или Плану ФХД (см., например, п. 3 постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729). А вот порядок обоснования (расчета) этой экономии уполномоченные органы, как правило, установить забывают. Поэтому доказать проверяющим ее наличие бывает проблематично (решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2014 по делу N А40-111746/2014, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2011 N Ф02-1728/11 по делу N А33-11718/2010). Так что в некоторых случаях иные расходы, произведенные сотрудниками в командировках, стоит отразить как закупки по КВР 244...
Выплата компенсации иных расходов согласно ст. 168 ТК РФ не предусматривает встречного предоставления сотрудником каких-либо нефинансовых активов в целях их постановки на учет в учреждении. Документы на приобретение активов в данном случае служат только для определения размера компенсации. Тем не менее в письме от 15.07.2016 N 02-05-10/41796 специалисты Минфина допускают возможность оприходования бензина и в том случае, если его стоимость учреждение компенсирует согласно ст. 168 ТК РФ.
Порядок применения КВР не зависит от статуса лица, которое получает денежные средства под отчет. Важна только цель, на которую сотрудник получает подотчетную сумму. Так, например, при направлении в служебную командировку работника, который будет сопровождать группу спортсменов, не состоящих с учреждением в трудовых отношениях, подотчетную сумму надо разделить между двумя КВР:
КВР | Предназначение подотчетной суммы |
112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" | Возмещение командировочных расходов работника в соответствии со ст. 168 ТК РФ |
113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" | Сумма на осуществление расходов в целях обеспечения сопровождаемых спортсменов |
_________________________
*(1) Включая возмещение расходов на оплату за пользование на транспорте постельными принадлежностями и различных сборов, взимаемых при оформлении проездных документов (комиссионные сборы, в т.ч. сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов, уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.). А также включая расходы по проезду к станции (пристани, аэропорту) и от станции (пристани, аэропорта), если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов) (письмо Минфина России от 05.05.2016 N 02-05-11/26117).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.