Налогообложение операций по реализации металлолома в организациях госсектора
НДС
С 1 января 2018 года НДС по операциям реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов уплачивают покупатели в качестве налоговых агентов (за исключением физлиц, не являющихся ИП) (п. 8 ст. 161 НК РФ, в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-Ф). Налоговая база определяется покупателями - налоговыми агентами расчетным методом исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС с учетом налога. При реализации металлолома (а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок) учреждение-продавец составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС, при этом делает соответствующую надпись или ставит штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" (п. 5 ст. 168 НК РФ, пп. "б" п. 10 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Исключение предусмотрено для случаев, когда организация госсектора освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика, в частности в соответствии со ст. 145 НК РФ. При этом организация - продавец в договоре, первичном учетном документе делает соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)". Однако если продавец недостоверно укажет в первичных документах или договоре на реализацию металлолома "без НДС", то обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на него.
Еще налогоплательщику-продавцу надо самостоятельно исчислять и уплатить НДС только при реализации указанных товаров физлицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, которые налоговыми агентами не признаются (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).
История вопроса ...
До 1 января 2018 года не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Указанная льгота является обязательной и от ее применения налогоплательщик не вправе отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-07/50555).
Положения пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ обоснованно могут применяться организациями госсектора при реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности (подробнее см. материал "Освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов (по 31 декабря 2017 года)").
Специалисты финансового ведомства указывают: в том случае, когда металлолом получен при оприходовании материальных запасов, являющихся возвратными отходами, со стоимости которых ранее был налог был принят к вычету, суммы вычета (в части стоимости лома) подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором такие материалы начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения (письмо Минфина России от 16.04.2013 N 03-07-11/12802).
Однако эта позиция не бесспорна. В решениях судов установлено, что образовавшиеся в ходе производства отходы черных и цветных металлов не являются специально произведенными товарами, а также не являются тем же товаром (металлом), который приобретался налогоплательщиком для производства товара, облагаемого НДС. Соответственно, в этом случае отсутствуют условия, обязывающие налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет налог, ранее правомерно предъявленный к вычету (см. постановления ФАС Уральского округа от 11.12.2012 N Ф09-12020/12, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 N Ф06-2111/11).
Также, по мнению судов, нет оснований для восстановления вычета НДС при выбытии основных средств по причине их списания и демонтажа до истечения срока амортизации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2013 N Ф04-5183/13). В постановлении Четырнадцатого ААС от 13.12.2012 N 14АП-9058/12 (см. также постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2013 N Ф07-410/13) указано, что при демонтаже металлоконструкций методика восстановления НДС в размере стоимости реализации лома черных металлов НК РФ не предусмотрена.
Налог на прибыль
Признание доходов
При ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатации, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества независимо от их дальнейшего использования или неиспользования в деятельности организации госсектора учитываются в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-05/8970).
Оценка такого дохода проводится исходя из рыночных цен с учетом положений статьи 105.3 НК РФ (п.п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ) (смотрите также письмо Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/1/400).
В составе внереализационных доходов, указанных в ст. 250 НК РФ, стоимость материальных запасов, полученных при списании неамортизируемого имущества, прямо не поименована. Однако, поскольку указанный перечень является открытым, рыночная стоимость материалов, полученных при списании указанного имущества, также подлежит включению во внереализационные доходы с учетом положений п. 5 ст. 274 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/4/32160, от 21.10.2009 N 03-03-05/188, ФНС России от 23.12.2009 N 3-2-13/227).
Согласно пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ дата получения внереализационных доходов в виде рыночной стоимости материальных запасов, полученных при списании с баланса объектов имущества, определяется на дату Актов о списании имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143) или иных аналогичных документов.
Кроме того, доход, полученный от реализации металлолома, также учитывается при определении налоговой базы (письмо Минфина России от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798).
Признание расходов
При продаже металлолома, полученного от ликвидации (списания) основных средств, по общему правилу организация госсектора вправе уменьшить доход в виде полученной выручки (п. 1 ст. 248 НК РФ) на сумму расхода в виде стоимости реализованных материальных ценностей (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, письма Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/621, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/275). Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ (абзац второй п. 2 ст. 254 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит исключения из этого правила для случаев реализации материальных ценностей, полученных при ликвидации (демонтаже, списании) основных средств, созданных (приобретенных) за счет целевых поступлений или средств целевого финансирования. Поэтому при реализации металлолома, полученного при ликвидации (списании) основных средств, стоимость которого была учтена в составе доходов, выручка (доход) может быть уменьшена на стоимость реализованного металлолома.
Вопрос возможности учета в расходах в целях главы 25 НК РФ стоимости металлолома, который получен при списании неамортизируемого имущества, а впоследствии реализован, налоговым законодательством не урегулирован.
По мнению специалистов финансового ведомства, если материалы получены при демонтаже или разборке имущества, не являющегося основным средством, у налогоплательщика отсутствуют расходы по приобретению имущества, которые могли бы быть учтены при формировании его стоимости в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ (письма Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/1/764, от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 21.10.2009 N 03-03-05/188). Подобная точка зрения находит отражение и в некоторых судебных решениях (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.08.2013 N Ф04-3572/13).
Таким образом, признание расходов в виде рыночной цены материальных запасов (в том числе металлолома), полученных в результате списания имущества, не являющегося основным средством, может привести к разногласиям с контролирующими органами.
Темы
Налогообложение при реализации имущества (для госсектора)
Реализация металлолома (для госсектора)
См. также
Налогообложение при реализации имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями
Налогообложение при реализации имущества органами власти (местного самоуправления)
Учет расходов казенного учреждения в целях налогообложения прибыли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.