Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений
При формировании бухгалтерской отчетности бюджетным и автономным учреждениям следует соблюдать требования, установленные ст. 13 Закона N 402-ФЗ и Инструкцией N 33н, а именно:
- в отчетность должны быть включены показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (ч. 6 ст. 13 Закона N 402-ФЗ)*(1);
- отчетность составляется на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 9 Инструкции N 33н);
- отчетность составляется нарастающим итогом в валюте Российской Федерации с точностью до второго десятичного знака после запятой (ч. 7 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 4 Инструкции N 33н);
- отчетность подписывается руководителем учреждения и лицом, на которого возложены полномочия по ведению бухгалтерского учета. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации (п. 5 Инструкции N 33н);
- в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией N 33н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется (п. 10 Инструкции N 33н). Информация об этих показателях в случае их существенного влияния на результаты деятельности учреждения за отчетный период включается в пояснительную записку (п. 56 Инструкции N 33н);
- в случаях, предусмотренных Инструкцией N 33н, показатель по бухгалтерскому учету, имеющий отрицательное значение, отражается в бухгалтерской отчетности учреждения в отрицательном значении - со знаком "минус" (п. 10 Инструкции N 33н).
На основании ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Инструкция N 33н предусматривает возможность представления бухгалтерской отчетности как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Порядок предоставления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи определяет учредитель (финансовый орган). При этом учредитель предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде бюджета, утвержденные финансовым органом публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации (п. 6 Инструкции N 33н).
Инструкцией N 33н не предусмотрена возможность замены прочерком числовых показателей, имеющих нулевые значения по состоянию на отчетную дату *(2).
Нулевой показатель является значимым числовым показателем и не может быть заменен прочерком. Наличие прочерков в форме бухгалтерской отчетности допускается в случаях, когда отсутствуют не все, а только некоторые показатели формы.
Изъятие отдельных строк в формах отчетности недопустимо.
В контрольных соотношениях взаимоувязанных показателей форм бухгалтерской отчетности могут быть задействованы ячейки, не имеющие показателей, либо имеющие нулевые значения. Поэтому исключение строк с такими ячейками может привести к искажению результатов контроля (см., в частности, письмо Минфина России от 27.07.2016 N 02-06-10/43906).
_______________________________
*(1) Порядок формирования регистров учета, формы внутреннего управленческого учета для включения показателей бухгалтерской отчетности филиалов в консолидированную отчетность учреждения утверждаются его руководителем в рамках формирования учетной политики. Представляемая внешним пользователям бухгалтерская отчетность формируется по юридическому лицу в целом, соответственно, представление внешним пользователям внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений как самостоятельных отчетов в целях контроля, анализа и принятия экономических решений действующим законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098).
*(2) Нарушение этого правила может привести к искажению показателей отчетных форм. Например, в отчетном периоде в рамках деятельности по оказанию платных услуг бюджетное (автономное) учреждение может получить на лицевой счет аванс от контрагента, а затем вернуть его. Если иных операций по оказанию платных услуг в отчетном периоде не было, поступление аванса и его возврат надо отразить в разделе 1 Отчета (ф. 0503737) по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" одной строкой с указанием значения "0".
Тема
Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений
См. также
Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения
Представление и размещение годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений
Промежуточная отчетность бюджетных и автономных учреждений
Отчетный период, отчетная дата бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.