Одобрение сделок, совершаемых госучреждениями
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Законодательство, регулирующее деятельность государственных и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных и автономных), содержит нормы, направленные на ограничение их имущественной и хозяйственной самостоятельности. К числу таких ограничений относится особый порядок совершения учреждениями ряда сделок, который заключается в необходимости получения согласия (одобрения) на их совершение. Нарушение установленного законом порядка может повлечь признание договора, заключенного учреждением, недействительным, а также неблагоприятные последствия для руководителя учреждения.
Случаи, в которых для совершения сделки необходимо получить одобрение (согласие), устанавливаются федеральными законами:
- ГК РФ;
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);
- Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Необходимость и особенности согласования учреждением сделки может зависеть от:
- типа учреждения (казенное, бюджетное, автономное);
- вида имущества (недвижимое, движимое (особо ценное));
- источника получения имущества (закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет его средств, или приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности);
- вида сделки (аренда, дарение и т.д.);
- суммы сделки (крупная сделка);
- заинтересованности определенных лиц в совершении учреждением сделки.
Распоряжение имуществом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, требует согласия учредителя в случаях, когда сделка является крупной (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ст. 14 Закона N 174-ФЗ) или в ее совершении имеется заинтересованность определенных лиц (п.п. 1 и 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ; ст. 16 N 174-ФЗ).
Необходимость согласования таких сделок с имуществом, как продажа, мена, аренда, передача в безвозмездное пользование, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, зависит от вида имущества и наличия (отсутствия) у учреждения права самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Также согласованию подлежит списание имущества.
К сделкам, требующим согласования вне зависимости от ее суммы, наличия права самостоятельного распоряжения, отсутствия заинтересованности в ее совершении, относится дарение (п. 1 ст. 576 ГК РФ).
В зависимости от типа учреждения и вида имущества полномочия по рассмотрению и согласованию (одобрению) сделки могут принадлежать:
- собственнику имущества;
- органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя (далее - учредитель);
- наблюдательному совету автономного учреждения.
От имени собственника при согласовании сделок выступает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения*(1). Также от имени собственника может выступать орган, на который возложены функции по управлению имуществом.
Решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом принимаются учредителем по согласованию с органом, на который возложено управление и распоряжение имуществом. Функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество*(2). На уровне субъектов и муниципальных образований имеются соответствующие органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ и муниципальным имуществом*(3).
Порядок осуществления учредителями своих полномочий по согласованию (одобрению) сделок учреждений определяется на уровне того публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение.
На федеральном уровне полномочия учредителей устанавливаются постановлениями Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (бюджетных и казенных учреждений) и от 10.10.2007 N 662 (автономных учреждений).
______________________________
*(1) Письмо Министерства экономического развития РФ от 24.03.2011 N 5460-АЛ/Д08 "О разъяснении применения норм ГК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537".
*(2) Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
*(3) Постановление главы администрации Тамбовской области от 23.12.2013 N 343 "Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Тамбовской области"; постановление Правительства Еврейской автономной области от 22.02.2011 N 72-пп "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области"; Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа (утв. решением Думы Горноуральского городского округа от 27.06.2013 N 28/12).
Тема
Гражданско-правовые договоры в организациях государственного сектора. Общие положения
Cм. также
Согласование сделок с использованием отдельных видов имущества госучреждений
Сделки с заинтересованностью в госучреждениях
Согласование списания государственного и муниципального имущества
Государственное и муниципальное имущество
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.