Согласование сделок с использованием отдельных видов имущества госучреждений
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Имущество, закрепляемое за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления, находится, соответственно, в государственной (федеральная собственность или собственность субъекта РФ) или муниципальной собственности (п.п. 1 и 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
По общему правилу таким имуществом учреждения распоряжаются с согласия собственника этого имущества, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Законами установлен различный объем прав учреждений по распоряжению имуществом - с согласия собственника или без него, в зависимости от:
- типа учреждения (казенное, бюджетное, автономное);
- вида имущества (движимое, недвижимое, особо ценное);
- источника получения имущества (закрепленное за учреждением собственником, приобретенное за счет его средств или приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности);
- способа распоряжения (аренда, внесение в уставный капитал).
Казенное учреждение любое имущество отчуждает либо распоряжается им иным способом только с согласия его собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, включая доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет них имущество, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если такие сделки нельзя отнести к крупным или сделкам с заинтересованностью (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных им учреждению на приобретение такого имущества.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, включая доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (в т.ч. недвижимое), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. При этом законом могут устанавливаться исключения. Так, в случае внесения имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника получить согласие учредителя потребуется также отношении особо ценного имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 2, 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Формально п. 3 ст. 298 ГК РФ обязывает бюджетное учреждение получить согласие собственника для распоряжения недвижимым имуществом (включая его передачу в аренду или безвозмездное пользование) независимо от того, находится такое имущество в оперативном управлении учреждения или используется им на ином основании (например, на основании договора аренды). Таким же образом можно трактовать и положения п. 4 ст. 298 ГК РФ - казенным учреждениям желательно принимать решения по распоряжению движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим им на праве оперативного управления или используемом на ином основании, по согласованию с собственником.
К особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным (автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определяется с учетом положений постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538. Перечни особо ценного движимого имущества определяются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Отдельные категории имущества, правом самостоятельного распоряжения которыми обладают государственные (муниципальные) учреждения в зависимости от типа, представлены в таблице:
Тип учреждения | Денежные средства | Прочее имущество | |||||
Закрепленное собственником / приобретенное за счет средств собственника | Поступившее в рамках приносящей доход деятельности | ||||||
Движимое | Недвижимое | Движимое | Недвижимое | ||||
Особо ценное | Иное | Особо ценное | Иное | ||||
Казенное учреждение | НЕТ | Х | НЕТ | НЕТ | Х | ||
Бюджетное учреждение | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА | ДА | НЕТ |
Автономное учреждение | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА (кроме случаев внесения в уставный капитал) | ДА | ДА |
Сделка, связанная с распоряжением имущества, которым в соответствии с законодательством учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, может являться крупной или сделкой с заинтересованностью, для совершения которых требуется получение предварительного согласия (одобрения) Учредителя.
В зависимости от способа распоряжения имуществом организации госсектора могут потребоваться дополнительные согласования. Например, в силу п.п. 2, 3 ст. 615 ГК РФ, для передачи в субаренду или в ссуду части арендуемых помещений арендатору необходимо получить согласие арендодателя. Подарить (пожертвовать) вещь, принадлежащую на праве оперативного управления, организация госсектора вправе только с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное и речь не идет об обычном подарке небольшой стоимости (п. 1 ст. 576, ст. 582 ГК РФ).
От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).
В случаях, когда требуется согласие собственника на распоряжение имуществом государственного (муниципального) учреждения, такое согласие дает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (далее - учредитель)*(1). При этом порядок осуществления учредителями своих полномочий определяется на уровне того публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение.
В отношении федеральных учреждений он устанавливается постановлениями Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (далее - Постановление N 537) и от 10.10.2007 N 662 (далее - Постановление N 622).
Например, согласно п. 2 Постановления N 537 учредители федеральных бюджетных учреждений разрабатывают и утверждают:
- порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением либо приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
- порядок согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств и иного имущества.
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные правовые акты*(2).
Решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом принимаются учредителем по согласованию с органом, на который возложено управление и распоряжение имуществом*(3). Функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество*(4). На уровне субъектов и муниципальных образований имеются соответствующие органы по управлению государственным имуществом субъектов РФ и муниципальным имуществом*(5).
Например, решения учредителей федеральных учреждений по вопросам распоряжения недвижимым имуществом (а в отношении бюджетных и автономных учреждений также по вопросам внесения иного имущества в уставный капитал хозяйственных обществ) принимаются по согласованию с Росимуществом. Исключение составляют федеральные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении Минобороны России, Управления делами Президента РФ и подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта бюджетные учреждения, за которыми закреплено имущество, расположенное в границах морских портов. Решения в отношении этих учреждений принимаются, соответственно, их учредителями.
Взаимодействие учредителей с Росимуществом осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (письмо Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736).
Учредитель размещает на портале проект решения. Росимущество рассматривает его и не позднее 15 рабочих дней со дня размещения согласовывает либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления. В случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня размещения учредителем проекта решения на портале, решение считается согласованным. Учредитель уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его электронной копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Частью 1 ст. 7.24 КоАП РФ за распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Ответственность за аналогичные нарушения в отношении распоряжения нежилым фондом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, может устанавливаться на уровне субъектов РФ*(6).
__________________________
*(1) письмо Минэкономразвития России от 24.03.2011 N 5460-АЛ/Д08 "О разъяснении применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537".
*(2) См., например, приказ Министерства культуры, печати и информации УР от 11.07.2011 N 648; Постановление Главы муниципального образования "Город Майкоп" от 30.12.2010 N 931.
*(3) пп. "ж" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения (утв. постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662); п.п. 3 и 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения и п.п. 3 и 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537);
Приказ Министерства культуры РФ от 20.05.2013 N 521; Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 14.12.2012 N 762;
Приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 30.12.2011 N 794;
Порядок согласования распоряжения недвижимым имуществом муниципального учреждения (утв. Решением Думы Иркутского района от 31.05.2012 N 37-263/РД); постановление Администрации города Горно-Алтайска от 11.10.2011 N 88.
*(4) Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
*(5) См., например, постановление главы администрации Тамбовской области от 23.12.2013 N 343 "Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Тамбовской области"; постановление Правительства Еврейской автономной области от 22.02.2011 N 72-пп "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области"; Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа (утв. решением Думы Горноуральского городского округа от 27.06.2013 N 28/12).
*(6) См., например, ст.ст. 5.1, 5.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях"; ст.ст. 4.3, 4.4 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19.12.2006 N 80-ЗРТ.
Тема
Одобрение сделок, совершаемых госучреждениями
См. также
Особо ценное движимое имущество
Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении
Операции по реализации бюджетными (автономными) учреждениями имущества
Списание государственного и муниципального имущества
Сделки с заинтересованностью в госучреждениях
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.