Представление и размещение годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений
Согласно положениям БК РФ, Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" бюджетные и автономные учреждения, получая из бюджета публично-правового образования, на базе имущества которого они созданы, государственные (муниципальные) субсидии, являются самостоятельными субъектами гражданских прав, отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, и не обладают полномочиями получателя бюджетных средств. Результаты деятельности таких учреждений, отражаемые ими при составлении бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией N 33н, в состав отчетности об исполнении бюджета (консолидированного бюджета) не включаются.
Вместе с тем в соответствии с письмом Минфина России от 07.07.2011 N 02-06-07/2832 для осуществления выверки показателей бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджетов, осуществляющих в отношении бюджетных (автономных) учреждений полномочия и функции учредителя, отражающих за отчетный период операции с государственным (муниципальным) имуществом, осуществляется формирование сводной отчетности по формам, предусмотренным Инструкцией N 33н.
Регламентация порядка представления сводной отчетности получателей субсидий, сформированной главными администраторами средств бюджета, финансовому органу бюджета публично-правового образования определяется с учетом действующего порядка осуществления финансового контроля бюджетной отчетности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов*(1).
Контрольные соотношения к показателям сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений, а также требования к форматам и способам передачи в электронном виде бухгалтерской отчетности указанных учреждений, размещены на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе "Документы", подраздел "Учет и отчетность".
Разъяснения отдельных вопросов формирования и представления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в Федеральное казначейство, как правило, доводятся письмом, направляемым в рамках подготовки к приему годовой отчетности (см. Справку "Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений").
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо финансовый орган публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, согласно п. 6 Инструкции N 33н, доводит до учреждения сроки, требования и форматы передачи бухгалтерской отчетности*(2).
При установлении финансовым органом, осуществляющим исполнение бюджета соответствующего публично-правового образования, либо учредителем в соответствии с п. 8 Инструкции N 33н дополнительных форм для представления в составе квартальной или годовой бухгалтерской отчетности, одновременно устанавливается порядок их составления и представления. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности бюджетным и автономным учреждениям необходимо соблюдать не только требования Инструкции N 33н, но и указания учредителя и соответствующего финансового органа.
Согласно п. 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные и автономные учреждения должны обеспечивать открытость и доступность сведений о деятельности в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данные сведения должны быть размещены в сети интернет (п. 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, п. 14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Правила предоставления и размещения информации (сведений) о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru), а также правила ведения указанного официального сайта регламентированы соответствующим Порядком, утвержденным приказом Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н (далее - Порядок N 86н). Порядок формирования структурированной информации об учреждении установлен Требованиями (утв. Федеральным казначейством 26 декабря 2016 г.).
Электронная копия годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ, подлежит обязательному опубликованию (п. 3.3 Закона N 7-ФЗ, п. 6 Порядка N 86н). Согласно п. 15 Порядка N 86н новые документы размещаются на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) не позднее ПЯТИ рабочих дней, следующих за днем принятия этих документов. Специальных сроков для размещения бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Порядком N 86н не установлено.
Аналогичное требование предусмотрено в отношении Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, Общие требования к порядку составления и утверждения которого утверждены приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н.
В силу положений пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), не обязана вести бухгалтерский учет.
Перечень форм годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, которые подлежат обязательному представлению в налоговые органы, содержится в письме Минфина России от 28.03.2013 N 02-06-07/9937.
Представление бюджетными и автономными учреждениями годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации в силу прямой нормы п. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ не предусмотрено.
________________________
*(1) См. например:
- Приказ Федерального казначейства от 22.11.2016 N 28н "О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2017 году";
- Приказ Министерства финансов Хабаровского края от 12.12.2016 N 240П "О сроках представления в министерство финансов Хабаровского края годовой бюджетной отчетности и годовой сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений за 2016 год, месячной и квартальной отчетности в 2017 году";
- Приказ Министерства финансов Республики Карелия от 09.12.2016 N 535 "О сроках представления главными распорядителями средств бюджета Республики Карелия, главными администраторами доходов бюджета Республики Карелия, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Республики Карелия сводной годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Республики Карелия за 2016 год"
*(2) См. например:
- Приказ Министерства культуры РФ от 30.12.2015 N 3461 "О сроках представления в Министерство культуры Российской Федерации квартальной и годовой бюджетной отчетности получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, бухгалтерской отчетности федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2016 году";
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.04.2014 N 156 "О сроках представления бюджетной и бухгалтерской отчетности в 2014 году бюджетными и казенными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.