Учет доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам в бюджетных и автономных учреждениях
В п. 301 Инструкции N 157н прямо указано, что доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам учитываются в составе доходов будущих периодов на счете 401 40. Однако на практике не всегда средства, поступившие в оплату абонементов, могут быть признаны как доходы будущих периодов. Они могут учитываться как авансы, которые доходами не являются.
Действующими инструкциями, устанавливающими порядок ведения бухгалтерского учета в госучреждениях, понятие доходов и критерии их признания четко не определены. Из положений п. 3 Инструкции N 157н следует, что доходы и расходы государственных (муниципальных) учреждений - это финансовый результат изменения состояния активов и обязательств.
В настоящее время Минфином России ведется активная работа по разработке федеральных стандартов бухгалтерского учета и внедрению в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС)*(1).
Определение доходов субъекта учета дано в п. 52 проекта федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора": доходы - это увеличение полезного потенциала активов или поступление экономических выгод за отчетный период. Исключение составляет увеличение, связанное с вкладами имущества собственником (учредителем). При этом доходы субъекта учета отличаются от кассовых доходов бюджета.
Если обратиться к МСФО для общественного сектора (размещены на сайте Минфина России), то в переводе применяется понятие "выручка" (revenue - доход). Выручкой (доходом) считается валовое поступление экономических выгод или возможности полезного использования в течение отчетного периода, приводящее к увеличению чистых активов/капитала, не связанного с увеличением взносов собственников. В соответствии с МСФО ОС 9 (IPSAS 9) "Выручка (доход) от обменных операций" (далее - МСФО ОС 9) выручка (доход) от оказания услуг должна признаваться, если результат от этой операции может быть надежно оценен с учетом степени завершенности по состоянию на отчетную дату.
При этом результат операции может быть надежно оценен, если одновременно выполняются следующие условия:
- величина дохода (выручки) может быть надежно оценена;
- существует вероятность того, что экономические выгоды или возможность полезного использования, связанные с этой операцией, поступят в организацию;
- степень завершенности операции по состоянию на отчетную дату может быть надежно оценена;
- затраты, понесенные по операции и необходимые для ее завершения, могут быть надежно оценены.
Признание выручки с учетом степени завершенности означает, что выручка (доход) признается в тех отчетных периодах, в которых оказываются услуги.
Если услуги оказываются в виде неопределенного количества действий в течение определенного периода времени, выручка признается равномерно за определенный период времени (п. 24 МСФО ОС 9). Если какое-либо действие является намного более значительным, чем все остальные, то признание выручки откладывается до выполнения этого значительного действия.
С изложенными принципами признания доходов (выручки) в соответствии с МСФО, по сути, согласуется п. 301 Инструкции N 157н, в соответствии с которым поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, являются доходами будущих периодов.
При классификации доходов будущих периодов очень важно отделять их от сумм полученных предоплат (авансов) в счет предстоящего оказания услуг. Здесь поможет простое правило: при изменении условий договора или его расторжении предоплата (аванс) частично или полностью подлежит возврату заказчику (покупателю). А вот доходы будущих периодов - это поступления, которые, скорее всего, не будут возвращены. При реализации абонементов это условие обычно выполняется.
Также при реализации абонементов выполняется условие признания дохода (выручки), согласно которому сумма этого дохода определена (надежно оценена).
Другое правило признания доходов, в т.ч. доходов будущих периодов, - их отражение в учете напрямую не связано с кассовым исполнением. Например, при предоставлении рассрочки платежа по годовому абонементу в бухгалтерском учете доходы будущих периодов следует отразить на дату реализации (передачи) абонемента вне зависимости от оплаты.
Доходы будущих периодов, как правило, связаны с оказанием услуг на протяжении более одного отчетного периода. Но даже по месячным абонементам может возникнуть необходимость отражения в учете доходов будущих периодов. Например, учреждением реализован абонемент, дающий право посещение бассейна с 20 декабря отчетного года по 19 января следующего за отчетным года. Очевидно, что в этом случае выручка от реализации месячного абонемента отражается в учете как доходы будущих периодов.
Бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности реализует абонементы на посещение спортивного центра. 20 сентября 2014 г. продан абонемент, действующий в течение IV квартала, стоимостью 6000 руб. (без НДС).
В учете учреждения данная операция может быть отражена следующими корреспонденциями:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
2 201 34 510 | 2 205 31 660 | 6 000,00 | Оплачен клиентом в кассу учреждения абонемент (20 сентября 2014 г.) |
Увеличение (130 КОСГУ) | |||
2 205 31 560 | 2 401 40 130 | 6 000,00 | Начислен доход в соответствии с договором |
2 401 40 130 | 2 401 10 130 | 2 000,00 | Отражен доход текущего периода за отчетный месяц (октябрь, ноябрь, декабрь 2014 г.), 6 000 : 3 |
______________________
*(1) МСФО ОС не применяются в организациях госсектора. Вместе с тем принципы и приемы МСФО ОС используются при разработке Федеральных стандартов учета и отчетности для госсектора, осуществляемой специалистами Минфина России на плановой основе (приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н). Поэтому положения МСФО ОС могут применяться в части, не противоречащей нормативным правовым актам, устанавливающим правила и порядок ведения бухгалтерского учета в госучреждениях. Например, отдельные положения МСФО ОС могут быть приняты во внимание и учтены при разработке в учетной политике вопросов, не урегулированных в Инструкции N 157н, а также Инструкциях по применению Планов счетов бухгалтерского учета казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.