Государственный и муниципальный долг
Решение может применяться в органах государственной власти и местного самоуправления.
Согласно ст. 6 БК РФ под государственным (муниципальным) долгом понимаются следующие обязательства, принятые на себя публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием):
1) возникающие из государственных или муниципальных заимствований;
2) возникающие из государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам третьих лиц;
3) другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ.
В соответствии с положениями главы 14 "Государственный и муниципальный долг" БК РФ к государственным (муниципальным) заимствованиям относятся*(1):
Вид заимствований | Заимствования Российской Федерации | Заимствования субъекта РФ | Муниципальные заимствования |
Внутренние: - долговые обязательства в валюте РФ; - обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) | Государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг | ||
Кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 93.2 БК РФ). Если иное не предусмотрено БК РФ к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяются положения гражданского законодательства | |||
- | Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 93.6 БК РФ) | ||
- | Бюджетные кредиты субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 93.5 БК РФ) | ||
Кредиты от кредитных организаций | |||
Кредиты от международных финансовых организаций | - | ||
Внешние: - долговые обязательства в иностранной валюте, не относящиеся к внутренним | Государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг | - | |
Кредиты от: - кредитных организаций; - иностранных государств; - международных финансовых организаций; - иных субъектов международного права; - иностранных юридических лиц | Кредиты от иностранных банков | - |
Заимствования муниципальных образований в валюте РФ за пределами Российской Федерации не допускаются (п. 7 ст. 103 БК РФ).
Управление государственным (муниципальным) долгом, заимствования от имени публично-правовых образований осуществляют:
Публично-правовое образование | Уполномоченные органы | Основания |
Российская Федерация | Правительство РФ ИЛИ уполномоченный Правительством РФ Минфин России | п. 1 ст. 101 БК РФ, |
Субъект РФ | Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ ИЛИ финансовый орган субъекта РФ (в соответствии с законом субъекта РФ) | п. 2 ст. 101 БК РФ, п. 6 ст. 103 БК РФ |
Муниципальное образование | Местная администрация (в соответствии с Уставом муниципального образования) ИЛИ финансовый орган, входящий в структуру местной администрации, действующий от лица местной администрации в соответствии с Уставом муниципального образования | п. 3 ст. 101 БК РФ, п. 7 ст. 103 БК РФ, ч.ч. 1, 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, письмо Минфина РФ от 24.03.2015 N 02-08-06/16173 |
Обеспечиваются долговые обязательства публично-правовых образований полностью и без условий всем находящимся в собственности этих публично-правовых образований имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 102 БК РФ).
Публично-правовое образование не несет ответственности по долговым обязательствам других публично-правовых образований, если соответствующие обязательства не были гарантированы этим публично-правовым образованием (п.п. 2-4 ст. 102 БК РФ).
Сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования вносятся в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ, муниципальную долговую книгу соответственно (ст. 121 БК РФ). Ведение долговой книги осуществляет финансовый орган публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 121 БК РФ).
______________________
*(1) Контракты, предусматривающие отсрочку (рассрочку) оплаты по поставленному товару (выполненной работе, оказанной услуге) и уплату соответствующих процентов, не создают самостоятельные кредитные обязательства (ст.ст. 98-100 БК РФ, письмо Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.