Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий

Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании:

закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования;

договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.


Гарантии предоставляются при условии:

- проведения анализа финансового состояния принципала;

- предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является РФ, субъект РФ) соответствующего требованиям ст. 93.2 БК РФ и гражданского законодательства РФ обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу;

- отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным государственным или муниципальным гарантиям.

При предоставлении гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться. При предоставлении указанных гарантий обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, не требуется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством, государственные гарантии РФ, государственные гарантии субъекта РФ могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу.


Предоставление гарантии, а также заключение договора осуществляется после представления принципалом в орган, осуществляющий предоставление гарантий, документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом.

Анализ финансового состояния принципала осуществляется соответственно Минфином России, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

Федеральным законом, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных гарантий.

Внимание

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, получившие государственные (муниципальные) гарантии, становятся объектами государственного (муниципального) финансового контроля в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении таких гарантий (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).

Право принятия решения о предоставлении государственной гарантии РФ принадлежит Правительству РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период (далее - Закон о федеральном бюджете), а также Минфину России в размере и в случаях, установленных Законом о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ним актами Правительства РФ.

В акте Правительства РФ (Минфина России) о предоставлении гарантии должны быть указаны:

- лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется гарантия;

- предел обязательств по гарантии;

- основные условия гарантии.

Государственные гарантии РФ не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.


Заключает договоры о предоставлении государственных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) и выдает гарантии:

- от имени РФ - Минфин России в соответствии с актом Правительства РФ (актом Минфина России);

- от имени субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

- от имени муниципального образования - местная администрация муниципального образования.


Право заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченное им Минфин России (п. 4 ст. 103 БК РФ).

Субъекты РФ и муниципальные образования гарантии в иностранной валюте вправе предоставлять РФ исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В иных случаях предоставление гарантий в иностранной валюте этими публично-правовыми образованиями не допускается (п.п. 4, 6 ст. 104 БК РФ).


Общие суммы обязательств, вытекающих из государственных гарантий РФ, в валюте РФ и в иностранной валюте включаются соответственно в состав государственного внутреннего долга РФ или в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Предоставление и исполнение государственной гарантии РФ подлежат отражению в Государственной долговой книге РФ, ведение которой осуществляется Минфином России (п.п. 5-6 ст. 116, п. 1 ст. 121 БК РФ).

Общие суммы обязательств, вытекающих из гарантий субъекта РФ и муниципальных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с п. 4 ст. 104 БК РФ, включаются в состав соответственно государственного внутреннего долга субъекта РФ или в состав муниципального долга как вид долгового обязательства. Предоставление и исполнение гарантии субъекта РФ и муниципальной гарантии подлежит отражению соответственно в государственной долговой книге субъекта РФ или в муниципальной долговой книге, учет которых ведут финансовые органы соответствующих публично-правовых образований.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Авторы:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России

В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, аудитор

А. Кузьмина, кандидат юридических наук

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности