Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Присоединение одного бюджетного (автономного) учреждения к другому без изменения подведомственности
Присоединение одного государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения к другому является одной из форм реорганизации и регулируется Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 18 Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Это означает, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения все права и обязанности, имеющиеся у него на момент завершения реорганизации, возникают у юридического лица - правопреемника независимо от того, были ли они отражены в каком-либо документе, который составляется в связи с реорганизацией.
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации госсектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом (п. 8 ст. 16 Закона N 402-ФЗ).
При формировании бюджетной отчетности за текущий финансовый год правопреемником включаются, в том числе данные присоединенных по совокупности объектов учета с начала текущего финансового года по дату реорганизации (см., в частности, письма Минфина России от 03.11.2016 N 02-06-10/64668, от 13.10.2016 N 02-06-101/59877). Согласно абзацу десятому п. 3 Инструкции N 157н данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности. Соответственно, в бухгалтерской отчетности бюджетного (автономного) учреждения-правопреемника после завершения в текущем финансовом году процедуры присоединения к нему другого бюджетного (автономного) учреждения, должны найти отражение показатели деятельности последнего за период с начала текущего финансового года до принятия решения о присоединении. Передача показателей присоединенного учреждения, сформированных до принятия решения о присоединении, может быть осуществлена технически на основании регистров бухгалтерского учета, в том числе данных Главной книги (ф. 0504072).
В соответствии с п. 281 Инструкции N 157н для отражения в бухгалтерском учете расчетов по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, обязательств, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения применяется счет 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Соответственно, как у принимающей, так и у передающей стороны в бухгалтерском учете передача показателей отражается в сумме оборотов по каждому счету в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (см., в частности, письмо Минфина России от 13.10.2016 N 02-06-101/59877).
Передача входящих остатков по состоянию на начало текущего финансового года может быть оформлена актом приема-передачи указанных показателей в свободной форме. В бухгалтерском учете передача указанных показателей отражается в сумме оборотов по каждому счету в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Показатели кассовых поступлений и выбытий после присоединения могут быть отражены в учете учреждения-правопреемника на основании данных акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого бюджетному (автономному) учреждению, в объеме, в котором они будут перенесены на лицевой счет учреждения-правопреемника. Именно такой подход обеспечит наиболее корректное формирование бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждением-правопреемником в части показателей, сформированных в отчетном периоде в бухгалтерском учете присоединяемого учреждения до принятия решения о его присоединении.
У принимающей стороны показатели отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
- в части входящих остатков на начало текущего финансового года - в межотчетный период;
- в части операций по передаче активов, обязательств, бюджетных данных (в том числе финансовых требований) на дату реорганизации - после внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого учреждения.
Информация о бухгалтерских записях, произведенных принимающей стороной в межотчетный период, отражается:
- по балансовым счетам - в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- по забалансовым счетам - в разделе 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" Пояснительной записки (ф. 0503760) в структуре показателей, предусмотренных разделом 2 Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
В январе текущего финансового года принято решение о присоединении бюджетного учреждения к другому бюджетному учреждению. Учреждения подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств. Запись о прекращении деятельности присоединяемого учреждения внесена в ЕГРЮЛ 25 мая текущего финансового года.
В Балансе (ф. 0503730) присоединяемого бюджетного учреждения, сформированном по состоянию на 01.01.2017, отражены остатки:
Код строки Баланса | Номер счета бюджетного учета | Сумма, руб. |
Актив | ||
_ | _ | |
4 101 12 000 | 10 000 000,00 | |
_ | ||
2 101 34 000 | 20 000 000,00 | |
_ | _ | |
4 104 12 000 | 7 000 000,00 | |
_ | _ | |
2 104 34 000 | 17 000 000,00 | |
_ | _ | |
4 103 11 000 | 2 000 000,00 | |
_ | _ | |
2 201 11 000 | 100 000,00 | |
4 201 11 000 | 50 000,00 | |
5 201 11 000 | 70 000,00 | |
_ | _ | |
2 205 31 000 | 45 000,00 | |
_ | _ | |
4 209 30 000 | 7 500,00 | |
_ | ||
2 303 02 000 | 26 000,00 | |
_ | _ | |
Пассив | ||
2 302 26 000 | 500 000,00 | |
_ | _ | |
2 208 12 000 | 5 000,00 | |
_ | _ | |
1 401 30 000 | 10 607 500,00 | |
_ | _ | |
1 401 60 000 | 107 500,00 |
По состоянию на дату реорганизации в Главной книге (ф. 0504072) присоединяемого бюджетного учреждения отражены показатели по счетам:
Номер счета бюджетного учета | Оборот с начала года | Остаток на конец периода | ||
по дебету | по кредиту | по дебету | по кредиту | |
_ | _ | _ | ||
4 101 12 000 | 10 000 000,00 | |||
_ | ||||
2 101 34 000 | 20 000 000,00 | |||
_ | ||||
4 104 12 000 | 100 000,00 | 7 100 000,00 | ||
4 104 12 410 | 100 000,00 | 100 000,00 | ||
_ | ||||
2 104 34 000 | 200 000,00 | 17 200 000,00 | ||
2 104 34 410 | 200 000,00 | 200 000,00 | ||
_ | _ | |||
2 201 11 000 | 200 000,00 | 300 000,00 | 0,00 | |
2 201 11 510 | 200 000,00 | 200 000,00 | ||
2 201 11 610 | 300 000,00 | 300 000,00 | ||
4 201 11 000 | 50 000,00 | 0,00 | ||
4 201 11 610 | 50 000,00 | 50 000,00 | ||
5 201 11 000 | 1 000 000,00 | 0,00 | ||
5 201 11 510 | 1 000 000,00 | 1 000 000,00 | ||
5 201 11 610 | 1 070 000,00 | 1 070 000,00 | ||
_ | ||||
2 206 21 000 | 150 000,00 | 100 000,00 | 50 000,00 | |
2 206 21 560 | 150 000,00 | 150 000,00 | ||
2 206 21 660 | 100 000,00 | 100 000,00 | ||
_ | _ | |||
2 208 12 000 | 5 000,00 | 0,00 | 0,00 | |
2 208 12 560 | 5 000,00 | 0,00 | 0,00 | |
_ | ||||
4 209 30 000 | 7 500,00 | 0,00 | ||
4 209 30 660 | 7 500,00 | 7 500,00 | ||
_ | _ | |||
5 303 05 000 | 70 000,00 | 70 000,00 | 0,00 | 0,00 |
5 303 05 730 | 70 000,00 | 70 000,00 | ||
5 303 05 830 | 70 000,00 | 70 000,00 | ||
_ | _ | |||
2 401 10 130 | 2 500,00 | 2 500,00 | ||
_ | _ |
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений передача входящих остатков и показателей, сформированных в бухгалтерском учете присоединяемого учреждения, могут отражаться с применением следующих корреспонденций счетов:
У передающей стороны | У принимающей стороны | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Межотчетный период | ||||
4 401 30 000 | 4 101 12 000 | 4 101 12 000 | 4 401 30 000 | 10 000 000,00 |
... | ... | |||
2 401 30 000 | 2 101 34 000 | 2 101 34 000 | 2 401 30 000 | 20 000 000,00 |
... | ... | |||
4 104 12 000 | 4 401 30 000 | 4 401 30 000 | 4 104 12 000 | 7 000 000,00 |
... | ||||
2 104 34 000 | 2 401 30 000 | 2 401 30 000 | 2 104 34 000 | 17 000 000,00 |
... | ... | |||
4 401 30 000 | 4 103 11 000 | 4 103 11 000 | 4 401 30 000 | 2 000 000,00 |
... | ... | |||
2 401 30 000 | 2 201 11 000 | 2 201 11 000 | 2 401 30 000 | 100 000,00 |
4 401 30 000 | 4 201 11 000 | 4 201 11 000 | 4 401 30 000 | 50 000,00 |
5 401 30 000 | 5 201 11 000 | 5 201 11 000 | 5 401 30 000 | 70 000,00 |
... | ... | |||
2 401 30 000 | 2 205 31 000 | 2 205 31 000 | 2 401 30 000 | 45 000,00 |
... | ... | |||
4 401 30 000 | 4 209 30 000 | 4 209 30 000 | 4 401 30 000 | 7 500,00 |
... | ... | |||
2 401 30 000 | 2 303 02 000 | 2 303 02 000 | 2 401 30 000 | 26 000,00 |
... | ... | |||
2 302 26 000 | 2 401 30 000 | 2 401 30 000 | 2 302 26 000 | 500 000,00 |
... | ... | |||
2 208 12 000 | 2 401 30 000 | 2 208 12 000 | 2 401 30 000 | |
... | ... | |||
2 401 60 000 | 2 401 30 000 | 2 401 30 000 | 2 401 60 000 | 107 500,00 |
... | .... | |||
Датой внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого учреждения | ||||
4 104 12 410 | 4 304 06 730 | 4 304 06 830 | 4 104 12 410 | 100 000,00 |
... | ... | |||
2 104 34 410 | 2 304 06 730 | 2 304 06 830 | 2 104 34 410 | 200 000,00 |
... | ... | |||
2 304 06 830 | 2 201 11 510 | 2 201 11 510 | 2 304 06 730 | 200 000,00 |
2 201 11 610 | 2 304 06 730 | 2 304 06 830 | 2 201 11 610 | 300 000,00 |
4 201 11 610 | 4 304 06 730 | 4 304 06 830 | 4 201 11 610 | 50 000,00 |
5 304 06 830 | 5 201 11 510 | 5 201 11 510 | 5 304 06 730 | 1 000 000,00 |
5 201 11 610 | 5 304 06 730 | 5 304 06 830 | 5 201 11 610 | 1 070 000,00 |
... | ... | |||
2 304 06 830 | 2 206 21 560 | 2 206 21 560 | 2 304 06 730 | 150 000,00 |
2 206 21 660 | 2 304 06 730 | 2 304 06 830 | 2 206 21 660 | 100 000,00 |
... | ... | |||
2 304 06 830 | 2 208 12 560 | 2 208 12 560 | 2 304 06 730 | 5 000,00 |
... | ... | |||
4 209 30 660 | 4 304 06 730 | 4 304 06 830 | 4 209 30 660 | 7 500,00 |
... | ... | |||
5 303 05 730 | 5 304 06 730 | 5 304 06 830 | 5 303 05 730 | 70 000,00 |
5 304 06 830 | 5 303 05 830 | 5 303 05 830 | 5 304 06 730 | 70 000,00 |
... | ... | |||
2 401 10 130 | 2 304 06 730 | 2 304 06 830 | 2 401 10 130 | 2 500,00 |
... | ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.