Отражение в учете госучреждения недостач материальных запасов, выявленных при инвентаризации
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Отражение в бухгалтерском учете недостач материальных запасов, выявленных при проведении инвентаризации, зависит от того, по какой причине они возникли (п. 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, далее - Методические указания):
- по причине естественной убыли;
- по вине сотрудника учреждения ;
- в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, пожар, авария и т.д.).
Общий алгоритм действий при выявлении недостач материальных ценностей может быть следующим.
1. Определяется возможность проведения зачета по пересортице материальных ценностей.
2. Проверяется, утверждены ли для недостающих материальных ценностей (запасов) нормы естественной убыли.
3. Убыль материальных запасов в пределах норм (утвержденных в установленном законодательством порядке) списывается по распоряжению руководителя учреждения на расходы по учетным ценам.
Нормы убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли недостача рассматривается как сверхнормативная.
4. Потери (недостачи) материальных запасов сверх норм учитываются в составе недостач, подлежащих удержанию с виновных лиц, по восстановительной стоимости. При отсутствии виновных эти суммы относятся на финансовый результат.
Пересортица
Под пересортицей понимается одновременная недостача одного и излишек другого сорта материальных запасов одного и того же наименования. По всем случаям пересортицы материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии, которая готовит предложения о проведении зачета излишков и недостач в результате пересортицы. Эти предложения представляются на рассмотрение руководителю учреждения. В соответствии с п. 5.3 Методических указаний с положениями указанного пункта взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения:
- за один и тот же проверяемый период;
- у одного и того же проверяемого лица;
- в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Даже если материальные запасы приобретались за счет средств бюджетных субсидий, согласно действующим правилам бухгалтерского учета их излишек должен учитываться в рамках вида деятельности "2". Однако, во избежание последующих разногласий с контролирующими органами, мы не рекомендуем учитывать такие излишки по пересортице для покрытия недостач, учтенных по приносящей доход деятельности.
Если при зачете недостач материальных запасов излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости излишних, эта разница относится на виновных лиц. При отсутствии виновных в пересортице "суммовая" разница рассматривается как недостача сверх норм убыли и списывается на финансовый результат.
При проведении инвентаризации в учреждении образования была обнаружена недостача яблок сорта Гала по цене 60 руб. за 1 кг в количестве 10 кг и излишек яблок сорта Богатырь по цене 50 руб в количестве 12 кг. Материальные запасы приобретались в рамках деятельности по выполнению госзадания.
Инвентаризационной комиссией предложено и утверждено руководителем учреждения произвести взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Результаты инвентаризации при этом отражаются в Ведомости расхождений (ф. 0504092) с учетом зачета по пересортице. Виновное в пересортице лицо комиссией не установлено.
В данной ситуации к зачету следует принять 10 кг яблок сорта Богатырь по цене 50 руб. за 1 кг. Разница в ценах, составляющая 100 руб. (10 кг x 60 руб. - 10 кг x 50 руб.), списывается на расходы. Незачтенные 2 кг яблок сорта Богатырь по цене 50 руб. подлежат оприходованию.
В бухгалтерском учете следует отразить следующие корреспонденции:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении*(1) | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
КРБ 1 105 32 340, сорт "Богатырь" | КРБ 1 105 32 440, сорт "Гала" | 4 105 32 340 (4 105 32 000), сорт "Богатырь" | 4 105 32 440 (4 105 32 000), сорт "Гала" | 500, 00 (50 руб. х 10 кг.) | Зачет пересортицы равного количества одноименных запасов по средней фактической стоимости актива, по которому образовалась недостача |
КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 105 32 440, сорт "Гала" | 4 401 10 172 | 4 105 32 440 (4 105 32 000), сорт "Гала" | 100, 00 | Отнесена на финансовый результат разница в ценах |
КРБ 1 105 32 340, сорт "Богатырь" | КДБ 1 401 10 180 | 2 105 32 340 (2 105 32 000), сорт "Богатырь" | 2 401 10 180 | 100, 00 (50 руб. х 2 кг.) | По оценочной стоимости оприходован излишек яблок сорта "Богатырь" |
Нормы естественной убыли
После зачета недостач материальных ценностей излишками по пересортице определяется убыль в пределах норм. Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же имеет место недостача материальных ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию активов, по которому обнаружена недостача.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке норм естественной убыли (утв. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95) под естественной убылью товарно-материальных ценностей понимается потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. Естественная убыль определяется только в следующих случаях:
- при хранении (за все время хранения) путем сопоставления массы материальных запасов с массой, фактически принятой на хранение;
- при транспортировке - сопоставляется масса материальных ценностей, указанная отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой, фактически принятой учреждением.
К естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
Нормы естественной убыли материальных запасов определяются профильными ведомствами. Так, нормы естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 N 2. Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания утверждены приказом Минпромторга России от 01.03.2013 N 252.
В ходе проведения инвентаризации в учреждении была выявлена недостача крупы в количестве 3 кг по цене 50 руб./кг., приобретенной в рамках приносящей доход деятельности. Согласно расчету естественная убыль крупы составила 2 кг.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими проводками:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
КРБ 1 109 60 272 | КРБ 1 105 32 440 | 2 109 60 272 | 2 105 32 440 (2 105 32 000) | 100, 00 (50 руб. х 2 кг) | Списаны потери крупы в пределах норм естественной убыли |
КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 105 32 440 | 2 401 10 172 | 2 105 32 440 (2 105 32 000) | 50, 00 | Списана недостача крупы сверх норм естественной убыли |
КДБ 1 209 74 560 | КДБ 1 401 10 172 | 2 209 74 560 (2 209 74 000) | 2 401 10 172 | 50, 00 | Сумма ущерба (исходя из восстановительной стоимости) от сверхнормативной убыли отнесена на виновное лицо |
______________________________
*(1) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Тема
Отражение в учете недостач нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора)
См. также
Отражение в учете порчи нефинансовых активов, выявленной при инвентаризации (для госсектора)
Отражение в учете неучтенных нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности