Применение в казенных учреждениях положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ
На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, применяемой с 1 января 2015 года) при определении налоговой базы по налогу на прибыль казенные учреждения не учитывают доходы в виде средств, полученных ими от оказания услуг (выполнения работ) (см. также письмо Минфина России от 01.06.2016 N 03-07-11/31666). В частности, не учитываются в доходах средства, полученные от сдачи имущества в аренду и поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги (письмо Минфина России от 07.12.2016 N 03-03-05/72975).
Вопросы налогообложения доходов казенных учреждений с учетом особенностей их правового статуса и финансового обеспечения на практике часто сопряжены с налоговыми рисками. Остановимся на нескольких проблемных ситуациях, которые неизменно возникают у должностных лиц казенных учреждений при исчислении налога на прибыль.
1. Могут ли положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяться казенными учреждениями при реализации имущества (товаров) или имущественных прав?
Налоговое законодательство подобных возможностей не предусматривает - по общему правилу доходы от реализации казенными учреждениями имущества (товаров) или имущественных прав подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, за исключением реализации высвобождаемого имущества (ст. ст. 247, 249 НК РФ; абзац второй п. 3 письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, письма Минфина России от 03.08.2015 N 03-03-05/44582, от 25.07.2016 N 03-07-11/43314).
Однако специалисты финансового ведомства в отдельных случаях склонны толковать положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ более широко (см. письмо Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/4/102). Так, они полагают возможным не учитывать при налогообложении прибыли доходы от реализации имущества (товаров) и имущественных прав, если соответствующие операции являются неотъемлемой частью деятельности казенного учреждения по исполнению государственных (муниципальных) функций в соответствии с положениями:
- действующих нормативных правовых актов;
- учредительных документов казенного учреждения.
Вместе с тем в отношении доходов от реализации товаров, в том числе полученных в рамках реализации полномочий ФСИН России по привлечению осужденных к труду, Минфин России указывает, что такие доходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (письма Минфина России от 16.11.2015 N 03-03-10/65972, от 13.07.2015 N 03-03-06/40083, от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151, от 01.03.2012 N 03-03-10/18 (доведено письмом ФНС России от 27.03.2012 N ЕД-4-3/5100@)).
2. Насколько возможно применение положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении внереализационных доходов казенных учреждений?
По общему правилу внереализационные доходы казенных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст. ст. 247, 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность. Налоговое законодательство не содержит положений, позволяющих не учитывать какие-либо внереализационные доходы при налогообложении прибыли как доходы, полученные от исполнения государственных (муниципальных) функций (см. также письмо Минфина России от 25.03.2016 N 03-03-05/16706).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материалы, представленные в информационном блоке, помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухгалтерского учета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Значительная часть решений, представленных в блоке, может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях . В текстах и названиях таких материалов применяется условное сокращенное наименование "госучреждения", объединяющее все организации государственного сектора.
В материалах, предназначенных исключительно для казенных учреждений, содержатся слова "казенное учреждение". Данные материалы, если иное специально не оговорено в текстах, могут применяться органами власти (местного самоуправления)
В решениях, предназначенных исключительно для бюджетных (автономных) учреждений, содержатся слова "бюджетное (автономное) учреждение"
Материал приводится по состоянию на февраль 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Жуковским, Ю. Кошелевой, А. Кузьминой, О. Левиной, М. Миллиард, О. Монако, В. Пименовым, А. Семенюком, А. Суховерховой, А. Шершневой и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности