Определение текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Приказом Минфина России от 29.08.14 N 89н (далее - Приказ N 89H), внесшим дополнения, корректировки и уточнения в положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), изменены и правила применения счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам". В частности, изменения коснулись порядка оценки ущерба учреждению, причиненного недостачами, хищениями материальных ценностей. Так, вместо оценки ущерба в виде "рыночной стоимости" используется стоимостной показатель "текущая восстановительная стоимость" материальных ценностей на день обнаружения ущерба.
При этом под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов, а под текущей восстановительной стоимостью - сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции N 157н).
Возникает вопрос: чем обусловлено это изменение в оценке ущерба?
Прежде всего напомним, что согласно требованиям п.п. 3, 4 Инструкции N 157н на счетах бухгалтерского учета подлежит отражению полная и достоверная информация. Кроме того, изменения (не последние) в Инструкцию N 157н вызваны и плановым переходом к федеральным стандартам учета и отчетности для госсектора (далее - федеральные стандарты), в основу которых взяты в том числе положения Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (далее - МСФО ОС).
В связи с этим появляется другой вопрос: в чём принципиальное различие между рыночной и текущей восстановительной стоимостью?
Разница видна уже из самих определений, данных в прежней и действующей редакциях п. 220 Инструкции N 157н соответственно, а также следует из экономической сути факта хозяйственной жизни - возмещаемый ущерб должен быть достаточен, чтобы обеспечить замену (замещение, восстановление) утраченных материальных ценностей.
Рыночная цена утраченного (недостающего) актива на дату обнаружения ущерба не всегда может быть корректно определена или ее определение очень затруднительно. К примеру, такой актив, возможно, уже не производится или для него нет аналогов на "рынке". Кроме того, для определения рыночной цены актива, которого уже нет в наличии, практически невозможно получить заключение независимого оценщика. Если определение рыночной цены производится без привлечения специалиста, то ее оценка может быть субъективна и оспорена виновным лицом. При этом возможность "продать" бывший в употреблении объект имущества по определенной цене еще не означает, что учреждение сможет приобрести необходимое для замены этого объекта имущество, даже бывшее в употреблении, по этой же цене.
Поэтому вполне логично, что ущерб следует определять по той цене, которая позволит заменить (восстановить) недостачу, т.е. приобрести (купить, создать, воспроизвести) аналогичные по своим характеристикам материальные ценности. При этом должны быть сохранены качественные и количественные показатели оказания государственных (муниципальных) услуг (оказания платных услуг, выполнения работ, производства продукции). В зависимости от конкретных обстоятельств применительно к восстановительной стоимости ущерб может быть оценен как по стоимости новых объектов имущества, так и бывших в употреблении.
Этот вывод вполне согласуется с определением восстановительной стоимости по МСФО ОС*(1) и стоимости замещения актива в соответствии с проектами федеральных стандартов:
- восстановительная стоимость - это стоимость восстановления возможности полезного использования актива до уровня, который был до его обесценения (МСФО ОС 21 "Обесценение активов, не генерирующих денежные средства");
- стоимость замещения актива - это сумма затрат, необходимая для замены полезного потенциала актива. Актив может замещаться либо путем воспроизводства существующего актива, либо путем восстановления его полезного потенциала (проект федерального стандарта "Обесценение активов").
При этом полезный потенциал, заключенный в активе, - это его пригодность для использования в целях выполнения государственных (муниципальных) функций, оказания государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, не обязательно обеспечивая при этом поступление денежных средств (их эквивалентов), а также пригодность для обмена на другие активы или для погашения обязательств (п. 47.2 проекта федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора").
Понятие текущей восстановительной стоимости и возможный порядок ее определения для целей переоценки основных средств коммерческими организациями дано в п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Согласно этой норме под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов нефинансовых активов.
Нормативно порядок определения текущей восстановительной стоимости для организаций госсектора на сегодняшний день не установлен. Поэтому его следует урегулировать локальным нормативным документом учреждения, например учетной политикой, положением о внутреннем финансовом контроле и т.п. (см. также письмо Минфина России от 28.06.2015 N 02-06-10/55265).
В ходе инвентаризации выявлена недостача ноутбука, который использовался в учреждении на протяжении трех лет. Так как компьютерные технологии быстро развиваются, подобные ноутбуки уже не выпускаются. Рыночная стоимость этого основного средства определена экспертом в 11 тысяч рублей. Однако цена приобретения на аналогичный по своим характеристикам ноутбук по экспертному заключению технических специалистов учреждения, подтвержденному профильной комиссией учреждения, составляет уже 17 тысяч рублей. Следовательно, ущерб, причиненный учреждению, будет определяться по текущей восстановительной стоимости 17 тысяч рублей.
______________________________
*(1) МСФО ОС не применяются в организациях госсектора. Вместе с тем принципы и приемы МСФО ОС используются при разработке Федеральных стандартов учета и отчетности для госсектора, осуществляемой специалистами Минфина России на плановой основе (приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н). Поэтому положения МСФО ОС могут применяться в части, не противоречащей нормативным правовым актам, устанавливающим правила и порядок ведения бухгалтерского учета в госучреждениях. Например, отдельные положения МСФО ОС могут быть приняты во внимание и учтены при разработке в учетной политике вопросов, не урегулированных в Инструкции N 157н, а также Инструкциях по применению Планов счетов бухгалтерского учета казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности