Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В ходе мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) или внутреннего финансового контроля могут быть выявлены переплаты, неположенные выплаты и иные аналогичные финансовые нарушения. Согласно сложившейся к настоящему времени практике под переплатами обычно понимают расходы на выплаты физическим лицам (в т.ч. расходы по заработной плате), осуществленные сверх норм и размеров, предусмотренных нормативными правовыми актами. В свою очередь, неположенная (незаконная) выплата - это выплата, произведенная при отсутствии у физического лица правовых оснований для ее получения.
Переплаты и неположенные выплаты могут возникнуть, в частности, вследствие:
- счетной ошибки;
- неправомерных действий работника;
- неправильного применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, при оплате работы в выходные и праздничные дни, при определении среднего заработка для расчета сумм отпускных и других выплат);
- ошибок в приказах о приеме, увольнении, переводе, убытии в отпуск (командировку) работника, а также ошибок в табелях учета рабочего времени;
- несвоевременного представления (непредставления) должностными лицами и работником в бухгалтерию документов, служащих основанием для начисления различных выплат;
- нарушений в применении оснований для установления и порядка начисления надбавок и доплат;
- оплаты за фактически не отработанное время.
Осуществление организацией госсектора переплат и неположенных выплат не всегда рассматривается органами финансового контроля (аудита) в качестве нецелевого использования бюджетных средств. А вот факт нанесения ущерба публично-правовому образованию (учреждению) в данном случае, как правило, отражается в материалах, составляемых по итогам контрольного мероприятия. Соответственно, в случае выявления переплат и неположенных выплат в организации госсектора должны быть проведены следующие мероприятия:
1) выявление причин, повлекших нарушение;
2) установления виновных лиц и точных сумм ущерба;
3) принятие мер к максимально возможному возмещению ущерба.
В зависимости от конкретных обстоятельств руководителем организации госсектора в связи с выявлением переплат и неположенных выплат могут быть приняты следующие решения:
1) об удержании суммы ущерба из доходов получателя выплаты или о добровольном возмещении ущерба получателем выплаты;
2) об отнесении в бюджетном или автономном учреждении суммы переплаты (неположенной выплаты) на расходы по приносящей доход деятельности;
3) о возмещении суммы ущерба виновными лицами, в т.ч. о начале претензионной работы по сумме ущерба.
Возможно одновременное применение сразу нескольких из перечисленных выше вариантов. Например, часть расходов может быть возмещена сотрудником, получившим выплату, а другая часть может быть отнесена на расходы бюджетного (автономного) учреждения по приносящей доход деятельности.
Если возместить ущерб перечисленными выше способами не получилось, то в учреждении в общеустановленном порядке принимается решение о списании дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию.
Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат физическим лицам (в т.ч. по заработной плате), действующими нормативными правовыми актами не определен. Следовательно, этот порядок может быть разработан организацией госсектора самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (см. образец) (п. 6 Инструкции N 157н).
Корректировка методом "Красное сторно"
Применение способа "Красное сторно" в целях корректировки необоснованно произведенного начисления в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, в соответствии с положениями ст. 137 ТК РФ возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- переплата (неположенная выплата) является следствием счетной ошибки;
- решение об удержании принято работодателем не позднее 1 месяца со дня начисления неположенной выплаты;
- получено согласие работника, уведомленного о перерасчете, на удержание суммы переплаты из будущих начислений по оплате труда.
Согласия работника не требуется в случае удержания из заработной платы при его увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого работник уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
В остальных случаях при невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий корректировка начислений способом "Красное сторно" не допускается.
По смыслу ст. 137 ТК РФ удержания для погашения задолженности работодателю производятся только из заработной платы. Удерживать с этой целью часть сумм, выплачиваемых за рамками трудовых отношений (например, из причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности), нельзя.
После корректировки начислений по заработной плате способом "Красное сторно" образовавшуюся на счете 302 11 дебиторскую задолженность надо перенести в дебет счета 206 11 "Расчеты по оплате труда" (см., в частности, п. 80 Инструкции N 162н, п. 1.1.5 Приложения к письму от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919). В случае начала претензионной работы по данной задолженности, в том числе в случае увольнения работника, ее надо будет учесть уже по дебету счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат" (п. 4 письма Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506).
После возврата получателем суммы переплаты (неположенной выплаты), в т.ч. путем удержания этой суммы из его доходов, ранее произведенная выплата не может признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт выплаты уже отсутствует (п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ*(1), ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Соответственно, корреспонденции по начислению взносов на обязательное социальное страхование на сумму переплаты (неположенной выплаты) должны быть сторнированы.
Возврату (взысканию) подлежит сумма, фактически полученная физическим лицом "на руки". Соответственно, если выплата облагалась НДФЛ, то возвращена (взыскана) должна быть начисленная сумма за вычетом НДФЛ. При этом бухгалтерские записи по удержанию налога необходимо сторнировать - в случае возврата выплаты ее получателем (взыскания суммы с получателя) нет оснований говорить о наличии у физического лица дохода (экономической выгоды) (ст. 41 НК РФ).
Удержание переплат (неположенных выплат) из начислений по заработной плате, отражаемых по подстатье 211 КОСГУ и соответствующему элементу КВР, в бухгалтерском учете организации госсектора отражается в качестве некассовой операции и по своей сути является восстановлением кассовых расходов по тем статьям (подстатьям) КОСГУ и КВР, по которым были выявлены переплаты (неположенные выплаты).
При направлении бюджетным или автономным учреждением средств от приносящей доход деятельности на погашение обязательств, принятых по другим видам финобеспечения, в учете отражается изменение показателей по внутренним расчетам с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" и восстановление кассовых расходов по соответствующей подстатье группы КОСГУ 200 (см., в частности, п. 281 Инструкции N 157н).
Начисление доходов
По истечении установленного срока для принятия решения об удержании неположенной выплаты, являющейся следствием счетной ошибки, а также в случаях, если переплата (неположенная выплата) не является следствием счетной ошибки, независимо от наличия согласия получателя такой выплаты на удержание ее из заработной платы, в учетных регистрах отражается начисление доходов с использованием счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н). Увеличение доходов и признание дебиторской задолженности желательно отражать в момент принятия в учреждении решения об истребовании средств в счет возмещения ущерба:
- в сумме, которую физические лица согласились возместить добровольно;
- в сумме, которую согласно действующему законодательству (по заключению юридической службы) организация госсектора вправе истребовать у виновных лиц.
Поступление денежных средств в счет возмещения ущерба, нанесенного переплатой (неположенной выплатой), отражается в качестве поступления доходов по коду КОСГУ 130.
________________________
*(1) С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ "Страховые взносы". С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утрачивает силу.
Темы
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета (для госсектора)
См. также
Операции по возврату бюджетному (автономному) учреждению дебиторской задолженности
Учет операций по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет
Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Взыскание излишне выплаченной заработной платы
Формы документов
Пример заполнения Табеля учета использования рабочего времени (0504421)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.