Новый порядок определения размера субсидии на выполнение госзадания (с 1 января 2016 г.)
Сентябрь, 2015 год
При оказании государственных (муниципальных) услуг объем средств, необходимых для непосредственного финансового обеспечения деятельности по их оказанию, определяется исходя из планового объема услуг и нормативных затрат на единицу услуги (такие затраты определяются в т.ч. с учетом заданного учредителем качества услуг). По работам нормативные затраты могут не утверждаться (абз. третий п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 69.2 БК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг для соответствующих сфер деятельности, руководствуясь:
- Методическими рекомендациями Минфина России (приложение к письму Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180);
- примерной формой правового акта об утверждении общих требований, доведенной письмом Минфина России от 18.05.2015 N 02-01-09/28324.
Общие требования к определению нормативных затрат.., не отнесенных к иным видам деятельности..., утверждены приказом Минфина России от 01.07.2015 N 104н.
На основании этих общих требований органы власти и местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителей, должны будут определять нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг, а также нормативные затраты на содержание государственного и муниципального имущества (см. также письмо Минфина России от 13.07.2015 N 02-01-09/40241). Указанные положения могут применяться уже при формировании проектов бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).
На что следует обратить внимание в первую очередь?
1. Государственное (муниципальное) задание может быть сформировано только если государственные (муниципальные) услуги (работы) включены в базовый (отраслевой) перечень.
Для федеральных учреждений государственные (муниципальные) задания на оказание услуг (выполнение работ) на 2016 год формируются в соответствии с ведомственными перечнями, которые, в свою очередь, составляются исходя из базовых (отраслевых) перечней (п.п. 3, 3.1 ст. 69.2 БК РФ; письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-01-11/19289). Иными словами, действующим законодательством не предусмотрена возможность формирования ведомственных перечней, не соответствующих базовым (отраслевым) перечням.
Для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений данное правило обязательно к применению только при формировании государственных (муниципальных) заданий начиная с заданий на 2017 год, если в публично-правовом образовании не установлен более ранний срок (ч.ч. 4 , 5 ст. 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ).
2. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги будут определяться по следующей формуле:
Базовый норматив затрат |
Х |
Отраслевой корректирующий коэффициент |
Х |
Территориальный корректирующий коэффициент |
3. Методы определения Базового норматива затрат.
Основной метод:
В соответствии с нормами, выраженными в натуральных показателях и установленными стандартом оказания услуги (с учетом ГОСТов, СниПов, СанПиНов, регламентов (паспортов) оказания услуг).
Другие методы (применяются, если нет норм, позволяющих использовать основной метод):
- на основе анализа и усреднения показателей деятельности учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы услуги при выполнении требований по качеству;
- на основе медианного значения по учреждениям, оказывающим услугу в установленной сфере деятельности;
- иной метод, установленный высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ (местной администрацией).
Какие новые приемы по определению финобеспечения госзаданий уже применены на федеральном уровне?
(см. постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640)
1. Нормативные затраты на выполнение работ будут применяться при расчете объема финобеспечения начиная с госзадания на 2017 год (напомним, что согласно третьему абзацу п. 4 ст. 69.2 БК РФ такое решение может быть принято органом власти (местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений).
2. Нормативные затраты на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества применяются при расчете объема финобеспечения на 2016, 2017 и 2018 годы.
При определении финобеспечения заданий, начиная с задания на 2019 год, эти нормативные затраты не применяются.
3. В базовый норматив затрат включаются затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе выполнения работы с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи).
Начиная с финобеспечения заданий на 2017 год в базовый норматив будут включаться суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, формируемого в установленном Минфином России порядке, в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу.
4. Устанавливается запрет на включение расходов на содержание переданного в безвозмездное пользование недвижимого и особо ценного движимого имущества в расчет при определении объема финобеспечения на выполнение госзадания.
5. Устанавливается требование о предоставлении предварительного отчета об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год, исходя из показателей которого сумма субсидии, предусмотренная в соответствии с графиком к перечислению в декабре текущего финансового года, подлежит уменьшению при недостижении показателей, установленных в государственном задании.
6. До принятия нормативных правовых актов, устанавливающих стандарты оказания услуги, но не позднее срока формирования госзаданий на 2019 год, нормы затрат, выраженные в натуральных показателях, определяются с указанием наименования нормы, ее значения и источника, указанного значения.
7. В период до начала формирования госзаданий на 2019 год при необходимости применяются коэффициенты выравнивания.
При формировании госзадания должны будут учитываться обоснованные предложения федерального государственного учреждения, касающиеся потребности потенциальных пользователей в соответствующих услугах и работах.