Учет приобретения основных средств за плату
(для госсектора)
Организацией госсектора приобретено новое оборудование стоимостью более 40 000 рублей. Оборудование будет использоваться в процессе деятельности организации госсектора более года. Как учитывать приобретенное основное средство в бухгалтерском учете и в целях налогообложения?
Юридические аспекты
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью отношений по договору купли-продажи и регулируется параграфом четвертым главы 30 ГК РФ, применяемым с учетом параграфов первого и третьего данной главы. В части, не урегулированной параграфом четвертым главы 30 ГК РФ, к отношениям, связанным с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд, применяются нормы иных законов, прежде всего Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Для целей Закона N 44-ФЗ нужды организаций государственного сектора рассматриваются как соответственно государственные и муниципальные нужды.
Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ на автономные учреждения частично распространяется действие Закона N 44-ФЗ. В частности, автономные учреждения обязаны применять нормы Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с положениями БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Бухгалтерский учет
Согласно п. 38 Инструкции N 157н, к бухгалтерскому (бюджетному) учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества, полученные учреждением на праве оперативного управления или по договору лизинга (сублизинга) и предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения:
- при производстве готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг);
- для осуществления государственных полномочий (функций);
- для управленческих нужд.
Фактическое использование имущества по указанным выше направлениям значения не имеет - объекты просто должны предназначаться для такого использования. В связи с этим к основным средствам могут быть отнесены объекты, находящиеся:
- в эксплуатации;
- в запасе;
- на консервации;
- сданные в аренду.
Активы, удовлетворяющие перечисленным выше условиям, учитываются в составе основных средств независимо от их стоимости, если:
- срок их полезного использования составляет более 12 месяцев;
- они относятся к библиотечному фонду (за исключением периодических изданий).
В соответствии с требованиями п. 23 Инструкции N 157н к балансовому учету объекты нефинансовых активов принимаются по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.
Согласно п. 47 Инструкции N 157н фактические вложения учреждения в стоимость основного средства, приобретенного за плату, включают:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основного средства;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта основного средства;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;
- суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;
- затраты по доставке объекта основного средства до места его использования;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основного средства, включая проценты по займам на их приобретение, затраты по договору лизинга.
В сумму фактических вложений не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением объекта основного средства.
Фактические вложения в стоимость основного средства формируются с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками, за исключением приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ (п. 47 Инструкции N 157н).
Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 01 "Вложения в основные средства".
Получателями бюджетных средств фактические вложения в основные средства, являющиеся движимым имуществом, отражаются на счете 1 106 31 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения" (п. 4 Инструкции N 162н).
Бюджетными (автономными) учреждениями фактические вложения, учитываемые при формировании первоначальной стоимости основных средств, относящихся к движимому имуществу учреждения, отражаются на счете 106 01 в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета (п.п. 37, 130 Инструкции N 157н):
- 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
- 30 "Иное движимое имущество учреждения".
Движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения должно учитываться в составе особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ) на основании стоимостных и иных критериев, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (см., в частности, письма Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111).
Кроме того, учет фактических вложений в объекты основных средств при их приобретении на счете 106 01 бюджетными (автономными) учреждениями осуществляется в разрезе источников финансового обеспечения деятельности учреждения. Соответственно, в 18 разряде номера счета бухгалтерского учета указывается код вида деятельности, за счет которого учреждением осуществлялись расходы, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов (п. 21 Инструкции N 157н):
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
- 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
Операции по формированию фактической стоимости отражаются по дебету аналитических счетов учета счета 0 106 00 310 "Вложения в основные средства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" или 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами".
Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н).
Инвентарные объекты, приобретенные за счет средств целевых субсидий или субсидий на цели осуществления капитальных вложений, не могут быть приняты к учету по кодам вида финансового обеспечения 5 и 6 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Перед принятием к учету в качестве инвентарных объектов, фактические вложения, сформированные на счете 106 01 по КФО 5 и 6, подлежат переносу на КФО 4. Согласно рекомендациям специалистов финансового ведомства указанные операции отражаются с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Счет 304 06 используется также для перевода вложений в случае приобретения основного средства за счет нескольких источников финансового обеспечения.
Принятие к учету приобретенных основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 106 01 "Вложения в основные средства".
В случае, если приобретенные бюджетным (автономным) учреждением объекты основных средств относятся к ОЦДИ, их балансовая стоимость подлежит отражению на счете 210 06 "Расчеты с учредителем". Изменение (корректировка) показателей счета 0 210 06 000 осуществляется в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности) (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение *(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Формирование первоначальной стоимости основного средства при приобретении | ||||
1.1 |
(0 106 21 000), | - по цене, указанной в договоре поставки | |||
(0 106 21 000), | - при приобретении через подотчетное лицо | ||||
1.2 |
(0 106 21 000), |
(0 302 21 000), (0 302 22 000), (0 302 25 000), (0 302 26 000), | - в части расходов на оплату работ или услуг, связанных с приобретением основных средств | ||
(0 106 21 000), |
(0 208 21 000), (0 208 22 000), (0 208 25 000), (0 208 26 000), | - в части расходов подотчетных лиц, связанных с приобретением основных средств | |||
1.3 |
(0 106 21 000 ), (0 106 31 000 ) |
(0 107 21 000), | - в случае приобретения автономным учреждением объектов основных средств по аккредитиву при переходе права собственности на указанные объекты в момент их отгрузки поставщиком | ||
2 | Отражена сумма "входного" НДС при наличии права принять его к вычету: | ||||
2.1 |
|
(2 208 21 000), (2 208 22 000), (2 208 25 000), (2 208 26 000), (2 208 91 000), | - в части расходов подотчетных лиц при приобретении основных средств | ||
2.2 |
(2 302 21 000), (2 302 22 000), (2 302 25 000), (2 302 26 000), (2 302 91 000), | - в части расходов на оплату работ или услуг, связанных с приобретением основных средств | |||
3 |
(0 106 21 000), (0 106 31 000), | Перенос суммы фактических вложений между источниками финобеспечения | |||
4 |
(0 106 21 000), | ||||
5 |
(0 101 20 000), |
(0 106 21 000), | Принятие к бухгалтерскому учету приобретенного основного средства (движимого имущества учреждения) | ||
6 | Корректировка показателя расчетов с учредителем в результате поступления ОЦДИ |
_______________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н).
Формирование первоначальной стоимости основного средства на счете 106 01 отражается на основании первичных учетных документов, оформленных контрагентом (поставщиком):
- товарных и транспортных накладных;
- актов приема-передачи;
- документов, прилагаемых к авансовым отчетам (товарные, кассовые чеки и т.п.);
- других документов, оформленных в рамках обычая делового оборота.
Первичный документ для принятия к учету приобретенных учреждением объектов нефинансовых активов в состав основных средств оформляется непосредственно в самом учреждении. Исходя из положений Методических указаний, основное средство может быть принято к учету на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) или Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0507207), оформленного профильной комиссией организации госсектора в порядке, определенном в рамках учетной политики.
В случае приобретения объектов основных средств у сторонних организаций в учреждение поступают первичные учетные документы, предусмотренные условиями договора (контракта). Подобные отгрузочные документы, оформленные надлежащим образом, являются достаточным основанием для принятия к учету объектов. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207), Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) не требуется (см. письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795). Вместе с тем, учетной политикой может быть предусмотрен конкретный порядок оформления подобных дополнительных документов.
Для корректировки расчетов по счету 210 06 "Расчеты с учредителем" бюджетное (автономное) учреждение направляет в адрес учредителя Извещение (ф. 0504805).
Пример заполнения акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Пример заполнения извещения (ф. 0504805)
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более установленного п. 1 ст. 257 НК РФ лимита.
С 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого превышает 100 000 рублей (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ). Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (ч. 7 ст. 5 Закона N 150-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.
Пункты 2 и 3 ст. 256 НК РФ содержат перечень объектов, которые не подлежат амортизации или исключаются из состава амортизируемого имущества.
В частности, согласно пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. При этом согласно последнему абзацу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Погашение стоимости имущества производится путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьями 258-259.2 НК РФ.
В пункте 1 ст. 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества согласно ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
НДС
Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, не признается объектом обложения НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. ст. 146 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества, если иное не установлено главой 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что приобретенное основное средство предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В случае если приобретаемое имущество будет использоваться в операциях, как подлежащих, так и освобождаемых от налогообложения НДС, предъявленные учреждению к уплате суммы "входного" НДС подлежат распределению в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ.
Приобретение основного средства казенным учреждением
Казенным учреждением приобретен бензогенератор стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб.). От поставщика получены счет-фактура и товарная накладная. Доставка бензогенератора осуществляется транспортной организацией, стоимость услуг по доставке составляет 1 888 руб. (в том числе НДС - 288 руб.), получены счет-фактура и акт оказания услуг. Договоры были заключены в текущем году без применения конкурсных процедур.
На основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
В бюджетном учете следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КРБ 1 501 13 310 | КРБ 1 502 11 310 | 59 000,00 | Приняты бюджетные обязательства на текущий финансовый год в сумме заключенных договоров |
КРБ 1 501 13 222 | КРБ 1 502 11 222 | 1 888,00 | |
КРБ 1 502 11 310 | КРБ 1 502 12 310 | 59 000,00 | Приняты денежные обязательства на текущий финансовый год |
КРБ 1 502 11 222 | КРБ 1 502 12 222 | 1 888,00 | |
КРБ 1 106 31 310 | КРБ 1 302 31 730 | 59 000,00 | Стоимость бензогенератора учтена в качестве вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения (с учетом НДС) |
КРБ 1 302 31 830 | КРБ 1 304 05 310 | 59 000,00 | Осуществлена оплата по договору поставки |
КРБ 1 106 31 310 | КРБ 1 302 22 730 | 1 888,00 | Стоимость доставки учтена в качестве вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения (с учетом НДС) |
КРБ 1 302 22 830 | КРБ 1 304 05 222 | 1 888,00 | Оплачены услуги по доставке бензогенератора (с учетом НДС) |
КРБ 1 101 34 310 | КРБ 1 106 31 310 | 60 888,00 | Бензогенератор принят к учету в составе основных средств |
Приобретение основного средства бюджетным (автономным) учреждением в рамках приносящей доход деятельности
Бюджетное (автономное) учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобретено оборудование стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб.). Доставка приобретенного оборудования осуществляется транспортной организацией. Стоимость услуг по доставке составляет 1 180 руб. (в том числе НДС 180 руб.).
Договоры были заключены в текущем году без применения конкурсных процедур. Имущество будет использоваться учреждением исключительно в приносящей доход деятельности для осуществления операций, облагаемых НДС.
На основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Оборудование будет использоваться учреждением для извлечения прибыли. Первоначальная стоимость в целях налогообложения складывается в данном случае из стоимости оборудования и расходов на доставку за минусом НДС.
То есть в указанном примере первоначальная стоимость оборудования в целях налогообложения составит:
(59 000 - 9 000 (НДС)) + (1 180 - 180 (НДС)) = 51 000 (рублей).
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 506 10 310 | 2 502 11 310 | 2 506 10 310 | 2 502 11 310 | 59 000,00 | Приняты обязательства на текущий финансовый год в сумме заключенных договоров |
2 506 10 222 | 2 502 11 222 | 2 506 10 222 | 2 502 11 222 | 1 180,00 | |
2 502 11 310 | 2 502 12 310 | 2 502 11 310 | 2 502 12 310 | 59 000,00 | Приняты денежные обязательства |
2 502 11 222 | 2 502 12 222 | 2 502 11 222 | 2 502 12 222 | 1 180,00 | |
2 106 31 310 | 2 302 31 730 | 2 106 31 000 | 2 302 31 000 | 50 000,00 | Стоимость оборудования учтена в качестве вложений в основное средство - иное движимое имущество учреждения (без учета НДС) |
2 302 31 830 | 2 201 11 610 Увеличение (310 КОСГУ) | 2 302 31 000 | 2 201 11 000 Увеличение (310 КОСГУ) | 59 000,00 | Оплачено оборудование поставщику |
2 302 22 830 | 2 201 11 610 Увеличение (222 КОСГУ) | 2 302 22 000 | 2 201 11 000 Увеличение (222 КОСГУ) | 1 180,00 | Оплачена доставка оборудования |
2 210 12 560 | 2 302 31 730 | 2 210 12 000 | 2 302 31 000 | 9 000,00 | Отражена сумма "входного" НДС |
2 303 04 830 | 2 210 12 660 | 2 303 04 000 | 2 210 12 000 | 9 000,00 | НДС по оборудованию принят к вычету |
2 106 31 310 | 2 302 22 730 | 2 106 31 000 | 2 302 22 000 | 1 000,00 | Стоимость доставки учтена в качестве вложений в основное средство (без учета НДС) |
2 302 22 830 | 2 201 11 610 Увеличение (222 КОСГУ) | 2 302 22 000 | 2 201 11 000 Увеличение (222 КОСГУ) | 1 180,00 | Оплачена доставка оборудования |
2 210 12 560 | 2 302 22 730 | 2 210 12 000 | 2 302 22 000 | 180,00 | Отражена сумма "входного" НДС |
2 303 04 830 | 2 210 12 660 | 2 303 04 000 | 2 210 12 000 | 180,00 | НДС по услуге по доставке оборудования принят к вычету |
2 101 34 310 | 2 106 31 310 | 2 101 34 000 | 2 106 31 000 | 51 000,00 | Оборудование принято к учету в составе основных средств |
2 302 31 830 | 2 201 11 610 Увеличение (310 КОСГУ) | 2 302 31 000 | 2 201 11 000 Увеличение (310 КОСГУ) | 59 000,00 | Оплачено оборудование поставщику |
2 302 22 830 | 2 201 11 610 Увеличение (222 КОСГУ) | 2 302 22 000 | 2 201 11 000 Увеличение (222 КОСГУ) | 1 180,00 | Оплачена доставка оборудования |
Приобретение основного средства бюджетным (автономным) учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
Бюджетное (автономное) учреждение за счет средств субсидии на выполнение госзадания приобрело оборудование стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб). Договор был заключен в текущем году без применения конкурсных процедур. Имущество будет использоваться при оказании услуг в рамках госзадания. Договором купли-продажи предусмотрены доставка, монтаж и наладка данного оборудования поставщиком без какой-либо дополнительной оплаты. От поставщика получены накладная и счет-фактура.
Оборудование в установленном порядке отнесено к основным средствам, являющимся особо ценным движимым имуществом. На основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 506 10 310 | 4 502 11 310 | 4 506 10 310 | 4 502 11 310 | 59 000,00 | Принято обязательство на текущий финансовый год в сумме заключенного договора |
4 502 11 310 | 4 502 12 310 | 4 502 11 310 | 4 502 12 310 | 59 000,00 | Принято денежное обязательство |
4 106 21 310 | 4 302 31 730 | 4 106 21 000 | 4 302 31 000 | 59 000,00 | Стоимость оборудования учтена в качестве вложений в основное средство - особо ценное движимое имущество учреждения (с учетом НДС) |
4 302 31 830 | 4 201 11 610 Увеличение (310 КОСГУ) | 4 302 31 000 | 4 201 11 000 Увеличение (310 КОСГУ) | 59 000,00 | Оплачена поставка оборудования |
4 101 24 310 | 4 106 21 310 | 4 101 24 000 | 4 106 21 000 | 59 000,00 | Оборудование принято к учету в составе основных средств |
Приобретение основных средств - особо ценного движимого имущества бюджетным (автономным) учреждением за счет нескольких источников финансового обеспечения деятельности
Учреждение приобрело особо ценное имущество - оборудование стоимостью 708 000 рублей (в том числе НДС - 108 000 рублей). Контракт на покупку оборудования был заключен по результатам конкурентных процедур определения поставщика. Начальная (максимальная) цена контракта была определена в размере 800 000 рублей. Конкурс был проведен в текущем году. Оплата поставки оборудования осуществлялась за счет средств субсидии на иные цели. Доставка в размере 11 800 рублей (в том числе НДС 1 800 рублей) оплачена за счет средств от приносящей доход деятельности. Оборудование будет использоваться в основной деятельности учреждения.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
5 506 10 310 | 5 502 17 310 | 5 506 10 310 | 5 502 17 310 | 800 000,00 | По начальной (максимальной) цене контракта учтены принимаемые обязательства |
5 502 17 310 | 5 502 11 310 | 5 502 17 310 | 5 502 11 310 | 708 000,00 | Учтены обязательства в сумме заключенного контракта |
5 502 17 310 | 5 506 10 310 | 5 502 17 310 | 5 506 10 310 | 92 000,00 | Учтена сумма экономии, сложившейся по результатам закупки относительно начальной (максимальной) цены |
2 506 10 222 | 2 502 11 222 | 2 506 10 222 | 2 502 11 222 | 11 800,00 | Принято обязательство на основании договора доставки |
5 502 11 310 | 5 502 12 310 | 5 502 11 310 | 5 502 12 310 | 708 000,00 | Приняты денежные обязательства |
2 502 11 222 | 2 502 12 222 | 2 502 11 222 | 2 502 12 222 | 11 800,00 | |
5 106 21 310 | 5 302 31 730 | 5 106 21 000 | 5 302 31 000 | 708 000,00 | Стоимость оборудования учтена в качестве вложений в основное средство - особо ценное движимое имущество учреждения |
2 106 21 310 | 2 302 22 730 | 2 106 21 000 | 2 302 22 000 | 11 800,00 | Стоимость доставки учтена в качестве вложений в основное средство |
5 304 06 830 | 5 106 21 410 | 5 304 06 000 | 5 106 21 000 | 708 000,00 | Вложения в имущество учтены в рамках деятельности по выполнению госзадания |
2 304 06 830 | 2 106 21 410 | 2 304 06 000 | 2 106 21 000 | 11 800,00 | |
4 106 21 310 | 4 304 06 730 | 4 106 21 000 | 4 304 06 000 | 719 800,00 | |
4 101 24 310 | 4 106 21 310 | 4 101 24 000 | 4 106 21 000 | 719 800,00 | Оборудование принято к учету в составе основных средств |
Возможные риски
Риск 1. Можно ли учесть в качестве отдельных объектов основных средств системные блоки и мониторы?
Риск 2. Включается ли стоимость программного обеспечения, поставляемого в комплекте с вычислительной техникой, в первоначальную стоимость этого основного средства? Или же стоимость ПО следует выделить из цены компьютера и учесть в качестве самостоятельного расхода?
Риск 1. Можно ли учесть в качестве отдельных объектов основных средств системные блоки и мониторы?
Положительная практика
В Постановлении Восьмого ААС от 07.12.2011 N 08АП-8357/11 отмечено, что системные блоки и мониторы выполняют самостоятельные функции, первые - по хранению и обработке информации, вторые - по ее визуализации пользователю, и могут использоваться в любых сочетаниях между собой.
Следовательно, мониторы и системные блоки являются основными средствами, а не составными частями основных средств, относящихся к материальным запасам.
Акты судебных органов:
(+) Постановление Восьмого ААС от 7 декабря 2011 г. N 08АП-8357/11
Отрицательная практика
В Определении ВАС РФ от 23.07.2012 N ВАС-8954/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" отмечено, что системный блок является запасной частью и его приобретение за счет средств по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" неправомерно.
Акты судебных органов:
(-) Определение ВАС РФ от 23.07.2012 N ВАС-8954/12
Риск 2. Включается ли стоимость программного обеспечения, поставляемого в комплекте с вычислительной техникой, в первоначальную стоимость этого основного средства? Или же стоимость ПО следует выделить из цены компьютера и учесть в качестве самостоятельного расхода?
Отрицательная практика
Ранее Минфин России на основании пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ пришел к выводу, что если покупка ОС с программой сопровождается лицензионным договором, в котором предусмотрена выплата правообладателю вознаграждения, то сумма такого вознаграждения не включается в первоначальную стоимость ОС, а учитывается на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ равномерно в течение срока договора. Если же в договоре такого условия нет, то вознаграждение включается в первоначальную стоимость приобретенных ОС и списывается через механизм амортизации.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(-) письмо Минфина России от 25.05.2009 N 03-03-06/2/105
Положительная практика
ФНС разъясняет, что вычислительная техника без минимального программного обеспечения никак не может быть использована в деятельности налогоплательщика. Поэтому в случае приобретения учреждением вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением, позволяющим реализовывать свойства этой вычислительной техники, выделения стоимости такого программного обеспечения из стоимости техники не требуется.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(+) письмо ФНС России от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7756
(+) письмо ФНС России от 29.11.2010 N ШС-17-3/1835
Учет приобретения основных средств за плату
Организацией госсектора приобретено новое оборудование стоимостью более 40 000 рублей. Оборудование будет использоваться в процессе деятельности организации госсектора более года. Как учитывать приобретенное основное средство в бухгалтерском учете и в целях налогообложения?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.