Новый год - новые штрафы...
Декабрь, 2015 год
Продолжается реформирование законодательства, регулирующего деятельность организаций госсектора. Одновременно ужесточается и расширяется область применения административной ответственности как к юридическим лицам, так и к их должностным лицам.
Как известно, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностное лицо может быть привлечено не только к дисциплинарной, но и к административной ответственности. Должностными лицами признаются, в частности, лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а в определенных случаях и члены комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работники контрактной службы (ст. 2.4 КоАП РФ).
Предлагаем Вам ознакомиться как с уже введенными в действие, так и с предстоящими изменениями законодательства об административных правонарушениях.
Статотчетность
Принят Госдумой во втором чтении законопроект N 827806-6 о внесении изменений в ст. 13.19 КоАП РФ "Нарушение порядка представления статистической информации". Предполагается конкретизация состава правонарушения: вместо неопределенной формулировки "нарушение порядка представления статотчетности" будет четко предусмотрено, что административная ответственность наступает за непредоставление, несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверных первичных статистических данных. Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, многократно возрастет: с 3 000 - 5 000 руб. до 10 000 - 20 000 руб. Дополнительно вводится ответственность юридических лиц, для которых штраф составит от 20 000 до 70 000 рублей (действующая редакция ст. 13.19 КоАП РФ ответственности юрлиц не содержит).
Кроме того, предусматривается ответственность за повторное нарушение: для должностных лиц штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 100 000 до 150 000 руб.".
Напомним, что к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ привлекаются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.
Правонарушения в области бухгалтерского учета и отчетности
В целях повышение эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности Правительством РФ в Госдуму внесен законопроект N 890123-6 об ужесточении ответственности должностных лиц организации за грубые нарушения в бухучете по ст. 15.11 КоАП РФ.
Во-первых, в связи с инфляцией предлагается увеличить размер штрафа с 2 000 - 3 000 рублей до 5 000 - 10 000 рублей.
Во-вторых, статья дополняется частью 2, предусматривающей ответственность за аналогичное повторное нарушение в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалифиции на срок от одного года до трех лет.
В-третьих, дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета и другие). Кроме того, предлагается ввести ответственность за отсутствие первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.
Одновременно увеличится срок давности привлечения к ответственности за указанные деяния с двух месяцев до двух лет со дня совершения правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Правонарушения в бюджетной сфере
В стадии рассмотрения находится Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности лиц за нарушения бюджетного законодательства" (подготовлен Минфином России 15.09.2015), предусматривающий внесение уточнений (изменений) в:
- ст. 15.15.6 КоАП РФ - предлагается ввести ответственность за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ;
- ст. 15.15.7 КоАП РФ - должностные лица казенных учреждений возможно будут привлекаться к ответственности в случае нарушения порядка учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств. Поэтому в учетной политике целесообразно подробно описать порядок организации учета на счетах по учету санкционирования расходов, чтобы минимизировать риски претензий со стороны уполномоченных органов;
- ст. 15.15.11 КоАП РФ - планируется привлекать к ответственности как за несвоевременное распределение, так и за несвоевременный отзыв бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Финансовый контроль
С 7 ноября 2015 года Федеральным законом от 27.10.2015 N 291-ФЗ в целях повышения дисциплины в финансово-бюджетной сфере установлены меры административно-правового принуждения, обеспечивающие деятельность органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль:
- за неповиновение законному распоряжению или требованию должностных лиц указанных органов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 4 000 тысяч рублей (часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ);
- за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц этих органов по проведению проверок или уклонение от таких проверок - административный штраф на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей (часть 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ). Если же такое воспрепятствование проверке повлечет невозможность ее проведения или завершения, административная ответственность должностных лиц и юридических лиц существенно возрастет (часть 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ);
- за непредставление или несвоевременное представление в органы финансового контроля предусмотренных законом сведений (информации), а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Эти нарушения могут повлечь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Сделки с государственным имуществом
С 9 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 344-ФЗ, дополнивший КоАП РФ двумя новыми составами административных правонарушений. Теперь в случае нарушения унитарным предприятием или учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалифицировано на срок от шести месяцев до трех лет; а юридическое лицо на сумму от 10 до 20 процентов цены сделки (ст. 7.35 КоАП РФ).
Статьей 19.7.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление, а также за несвоевременное представление определенных правовыми актами РФ сведений (информации) либо представление недостоверных и (или) неполных сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом. За эти нарушения сумма штрафа для граждан составит 3 000-5 000 руб., для должностных лиц - 10 000 - 20 000 руб., для организаций - 70 000 - 100 000 руб.
Государственный (муниципальный) заказ
С 1 января 2016 г. на государственных (муниципальных) заказчиков возлагаются новые обязанности:
- при формировании плана закупок и плана-графика на 2017 год заказчику нужно обосновывать соответствие планируемых закупок конкретным целям осуществления закупок (п. 6 ч. 2 ст. 17, ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013. N 44-ФЗ);
- особо следует обратить внимание на необходимость соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона N 44-ФЗ. Под нормированием понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927, вступающим в силу с 1 января 2016 года, утвержден Обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг). Предусматривается, в частности, введение ограничения на стоимость автомобилей, приобретаемых для госслужащих, причем размер ограничения варьируется в зависимости от занимаемой ими должности. Максимальная стоимость автомобиля для высшего руководящего звена не может превышать 2,5 млн руб., а мощность - 200 л.с.
Помимо этого федеральным госорганам, органам управления ГВБФ и муниципальным органам также предоставлено право устанавливать ограничительные требования к закупкам отдельных видов товаров, работ, услуг.
В целях предотвращения нарушений заказчиком указанных положений законодательства предлагается ввести административную ответственность по ст. 7.29.3 КоАП РФ (проект федерального закона N 848302-6). За нарушения при составлении и утверждении плана закупок или плана-графика закупок должностному лицу грозит штраф от 20 000 до 30 000 рублей, за несоблюдение порядка и формы обоснования закупок - штраф 10 000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.