Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Субъектами административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ являются должностные лица субъектов бюджетной отчетности, поименованные в п. 1 Инструкции N 191н и п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н, а также должностные лица участников бюджетного процесса и иных экономических субъектов, представляющих в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, а также исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Нормы ст. 15.15.6 КоАП РФ не указывают на то, что к административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности может быть привлечен именно главный бухгалтер (лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета).
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения. Ответственность главного бухгалтера за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ранее была прямо предусмотрена п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В настоящее время сферы ответственности руководителя субъекта учета и главного бухгалтера (лица, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не разграничены. При этом в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ поименованы отдельные случаи единоличной ответственности руководителя субъекта учета.
По общему правилу суд устанавливает лицо, ответственное за составление и представление бюджетной отчетности, исходя из положений должностных инструкций - именно это является основным аргументом для признания того или иного должностного лица субъектом ответственности в конкретном случае, в том числе в спорных ситуациях (см., например, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.07.2015 по делу N 7-305/2015).
Так, по мнению судебных инстанций, субъект административной ответственности - это должностное лицо организации, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Должностные лица отвечают за нарушение установленных правил не только в результате собственных действий, но и вследствие неправильных указаний подчиненным и непринятия мер по соблюдению обязательных для исполнения правил другими работниками (см. решение Меленковского районного суда Владимирской области от 24.02.2015 N 12-14/2015 12-14ЗА2015).
При привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ руководителя субъекта бюджетной отчетности тот факт, что формирование самой отчетности осуществляется иными должностными лицами, не имеет значения (см., в частности, решение Саровского городского суда Нижегородской области от 31.07.2015 по делу N 12-82/2015). При этом наличие какого-либо специального финансово-экономического образования не является релевантным признаком для признания лица субъектом правонарушения, однако иногда суды могут рассматривать это как фактор, влияющий на оценку вины (умысла или неосторожности) у соответствующего лица (решение Салехардского городского суда от 22.04.2015 N 12-156/2015).
Из анализа судебной практики следует, что к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ может быть привлечен как руководитель (см., например, решение Саровского городского суда Нижегородской области от 31.07.2015 по делу N 12-82/2015, решение Яранского районного суда Кировской области от 29.07.2015 по делу N 12-56/2015, решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 04.07.2014 N 12-59/2014, решение Салехардского городского суда от 22.04.2015 N 12-156/2015), так и главный бухгалтер (лицо, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета) субъекта учета (см., например, решение Московского городского суда от 16.02.2016 N 7-895/16, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 20.05.2015 по делу N 7-227/2015, решение Забайкальского краевого суда от 18.05.2015 по делу N 21-101/2015, решение Свердловского областного суда от 02.10.2014 по делу N 72-721/2014).
Прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности за правонарушение, которое было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (см, например, решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15.09.2016 по делу N 12-452/2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности