Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (ст. 53 ГК РФ).
По мнению судебных инстанций, субъект административной ответственности - это должностное лицо организации, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Должностные лица отвечают за нарушение установленных правил не только в результате собственных действий, но и вследствие неправильных указаний подчиненным и непринятия мер по соблюдению обязательных для исполнения правил другими работниками (см., в частности, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.07.2015 по делу N 7-305/2015).
Зачастую к административной ответственности за принятие бюджетных обязательств при заключении с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров (контрактов), а также при осуществлении иных расходов и платежей, в размерах, превышающих доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, привлекают руководителя получателя бюджетных средств либо иное лицо, наделенное правом заключения договоров, соглашений и контрактов, выдачи доверенностей в соответствии с законодательством Российской Федерации (см., в частности, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Ульяновского областного суда от 02.04.2015 по делу N 7-128/2015, решения Велижского районного суда Смоленской области от 29.01.2015 N 12-2/2015, от 29.01.2015 12-3/2015, решения Центрального районного суда г. Красноярска от 07.08.2014 по делу N 12-496/2014, от 01.09.2014 по делу N 12-566/2014).
По общему правилу судебные инстанции, устанавливая вину руководителя получателя бюджетных средств в принятии бюджетных обязательств сверх утвержденных ЛБО, исходят из того, что он не только наделен правом заключения государственных (муниципальных) контрактов, но и одновременно является лицом, к должностным обязанностям которого относится организация и управление финансово-хозяйственной деятельностью учреждения (см., в частности, решение Краснодарского краевого суда от 19.07.2016 по делу N 12-2503/2016, решение Уйского районного суда Челябинской области от 15.07.2016 по делу N 12-14/2016, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016).
При этом суд принимает во внимания требования, установленные локальными нормативными актами получателя бюджетных средств в целях регламентации процедуры принятия бюджетных обязательств. Так, в случае, когда заключению договора предшествует процедура согласования его проекта с должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за достаточностью прав для принятия бюджетных обязательств, суд не принимает доводы руководителя получателя бюджетных средств об отсутствии его вины в случаях, когда процедура согласования не пройдена, указывая на то, что руководитель обладал достоверной информацией о недостаточности "свободных" ЛБО для принятия бюджетных обязательств (см., в частности, решение Архангельского областного суда от 24.12.2015 по делу N 7р-1105/2015).
Более того, к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ могут привлечь именно лицо, согласовавшее возможность заключения контракта в соответствии с требования локального акта получателя бюджетного средств, регламентирующего процедуру принятия бюджетных обязательств. Основанием для привлечения должностного лица в такой ситуации является непринятие им надлежащих мер по реализации возложенных на него полномочий в части соблюдения порядка принятия бюджетных обязательств (т.е. имея возможность, должностное лицо не предотвратило нарушение порядка принятия бюджетных обязательств) (см., например, решения Свердловского районного суда г. Костромы от 19.09.2016 по делу N 12-462/2016, от 19.09.2016 по делу N 12-463/2016, решение Краснодарского краевого суда от 01.06.2016 по делу N 12-1960/2016, решение Смоленского областного суда от 24.05.2016 по делу N 21-228/2016, решение Краснодарского краевого суда от 29.06.2016 по делу N 12-2302/2016, решение Астраханского областного суда от 12.02.2016 по делу N 21-87/2016, решение Красноярского краевого суда от 18.12.2014 по делу N 7Р-618/2014).
Принятие бюджетных обязательств - бюджетная процедура исполнения бюджета по расходам, в отношении которой в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ получателями бюджетных средств должен осуществляться внутренний финансовый контроль. Соответственно, наличие в положении о внутреннем финансовом контроле детального порядка осуществления процедуры санкционирования операций и визирования документов при принятии бюджетных обязательств позволяют безошибочно выявить лицо, действия (бездействия) которого повлекли административное правонарушение (см., в частности, решение Архангельского областного суда от 24.12.2015 по делу N 7р-1105/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности