Учет расчетов по возврату бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет субсидий прошлых лет при выявлении фактов нецелевого их использования
Необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств в бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Исходя из положений письма Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436, в случаях, когда факт нецелевого использования средств целевых субсидий выявлен после завершения отчетного периода, в котором учреждению была предоставлена субсидия, денежные средства подлежат возврату в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет остатков неиспользованных остатков субсидий прошлых лет.
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий в случаях нарушения порядка их использования отражаются в рамках того же вида финобеспечения деятельности учреждения, в рамках которого отражаются операции с указанными средствами (письма Минфина России от 27.01.2017 N 02-07-10/4445, от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
Обязанность по возврату средств в бюджет должна быть исполнена учреждением независимо от факта выявления лиц, виновных в допущенном нарушении. Соответственно, для возврата средств в бюджет учреждению необходимо "вернуть" на отдельный лицевой счет необходимую для возврата сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению, в том числе в случаях, когда источником погашения задолженности перед бюджетом являются средства, внесенные виновным лицом. При этом операции по возмещению виновным лицом ущерба, причиненного учреждению (начислению доходов в виде компенсации затрат), отражаются в рамках приносящей доход деятельности (см., в частности, письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий, предоставленных в прошлые отчетные периоды, при выявлении фактов нарушения порядка их использования могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения с применением следующей схемы корреспонденций счетов:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Содержание операции | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
5(6) 401 10 180 | 5(6) 303 05 730 | 5(6) 401 10 180 | 5(6) 303 05 000 | Отражение задолженности по возврату средств в бюджет при выявлении факта нецелевого использования средств субсидии | |
2 209 30 560 | 2 401 10 130 | 2 209 30 000 | 2 401 10 130 | Отражение суммы выявленного в результате нецелевого использования средств субсидии ущерба | |
2 401 20 200 | 2 304 06 730 | 2 401 20 200 | 2 304 06 000 | Отнесение на уменьшение финансового результата суммы средств, являющихся источником погашения задолженности перед бюджетом | |
2 201 11 510 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 209 30 660 | 2 201 11 000 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 209 30 000 | Погашение задолженности по возмещению ущерба виновным лицом | |
2 304 06 830 | 2 201 11 610 Увеличение (610 КОСГУ) | 2 304 06 830 | 2 201 11 000 Увеличение (610 КОСГУ) | Перечисление средств на отдельный лицевой счет для последующего возврата их в бюджет | |
5(6) 304 06 830 | 5(6) 401 10 180 | 5(6) 304 06 000 | 5(6) 401 10 180 | Увеличение задолженности по поступлениям на отдельный лицевой счет средств, являющихся источником погашения задолженности перед бюджетом | |
5(6) 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 5(6) 304 06 730 | 5(6) 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 5(6) 304 06 000 | Зачисление денежных средств на отдельный лицевой счет | |
5(6) 303 05 830 | 5(6) 201 11 610 Увеличение (180 КОСГУ) | 5(6) 303 05 000 | 5(6) 201 11 000 Увеличение (180 КОСГУ) | Погашение задолженности по возврату средств в бюджет |
В бюджетном учете учредителя возврат в бюджет средств субсидий, предоставленных в прошлые отчетные периоды, отражается в качестве операции по поступлению в бюджет доходов.
Исходя из положений письма Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436, порядок отражения операций по возврату остатков субсидий прошлых лет не применяется при отражении операций по возврату в доход бюджета средств субсидий, предоставляемым бюджетным (автономным) учреждениям в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, в случае выявления факта использования указанных средств не по целевому назначению. При наличии требования о возврате в бюджет средств в случае выявления факта нецелевого использования учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания либо требования о возмещении ущерба, нанесенного в результате нецелевого использования средств такой субсидии, расчеты с бюджетом по возврату средств вполне обоснованно могут быть отражены в рамках приносящей доход деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности