Учет расчетов по возврату бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет средств при выявлении фактов нецелевого использования субсидии текущего года
Необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Порядок возврата в бюджет целевых субсидий, предоставленных в отчетном периоде, в случаях несоблюдения условий их по целевому расходованию, а также особенности отражения в бухгалтерском учете указанных операций положениями действующих в настоящее время нормативных правовых актов не урегулированы.
В бюджетном учете учредителя начисление расходов в сумме предоставленных целевых субсидий отражается после предоставления учреждениями отчета о целевом расходовании субсидий (п. 121 Инструкции N 162н). В то же время корректировка в бюджетном учете обязательств, возникших и исполненных в текущем финансовом году, в случаях выявления в отчетном периоде фактов их ненадлежащего исполнения, не противоречит положениям БК РФ - обязанность по возврату в доход бюджета установлена положениями БК РФ именно в отношении дебиторской задолженности прошлых лет. Соответственно, при выявлении в текущем финансовом году факта несоблюдения условий предоставления целевых субсидий, предоставленных в отчетном периоде, суммы расчетов на счете 1 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям" могут быть откорректированы.
Учитывая, что основанием для отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операций по начислению доходов в виде целевых субсидий является отчет о целевом расходовании субсидий, а показатели расчетов по предоставленным субсидиям, отраженные в бюджетной отчетности учредителя, должны соответствовать показателям бухгалтерской отчетности учреждения, показатели счета 5(6) 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов" при выявлении факта нецелевого использования средств целевой субсидии, предоставленной учреждению в текущем году, также подлежат корректировке.
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий в случаях нарушения порядка их использования отражаются в рамках того же вида финобеспечения деятельности учреждения, в рамках которого отражаются операции с указанными средствами (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
Обязанность по возврату средств в бюджет должна быть исполнена учреждением независимо от факта выявления лиц, виновных в допущенном нарушении. Соответственно, для возврата средств в бюджет учреждению необходимо "вернуть" на отдельный лицевой счет необходимую для возврата сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению, в том числе в случаях, когда источником погашения задолженности перед бюджетом являются средства, внесенные виновным лицом. При этом операции по возмещению виновным лицом ущерба, причиненного учреждению (начислению доходов в виде компенсации затрат), отражаются в рамках приносящей доход деятельности (см., в частности, письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий, предоставленных в текущем финансовом году, при выявлении фактов нарушения порядка их использования могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения с применением следующей схемы корреспонденций счетов:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Содержание операции | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
5(6) 201 11 510 Увеличение (180 КОСГУ) | 5(6) 205 81 560 | 5(6) 201 11 000 Увеличение (180 КОСГУ) | 5(6) 205 81 000 | Зачисление средств субсидии | |
5(6) 205 81 660 | 5(6) 401 10 180 | 5(6) 205 81 000 | 5 (6) 401 10 180 | Начисление доходов на основании отчета о целевом расходовании субсидий | |
5(6) 401 10 180 | 5(6) 303 05 730 | 5(6) 401 10 180 | 5(6) 303 05 000 | Отражение задолженности по возврату средств в бюджет при выявлении факта нецелевого использования средств субсидии | |
5(6) 303 05 830 | 5(6) 205 81 660 | 5(6) 303 05 000 | 5(6) 205 81 000 | Отражено увеличение дебиторской задолженности по доходам в сумме, подлежащей возврату в бюджет | |
5(6) 304 06 830 | 5(6) 401 20 ХХХ | 5(6) 304 06 000 | 5(6) 401 20 ХХХ | Финансовый результат деятельности по операциям с целевыми субсидиями откорректирован на сумму средств, использованных не по целевому назначению | |
2 209 30 560 | 2 401 10 130 | 2 209 30 000 | 2 401 10 130 | Отражение суммы выявленного в результате нецелевого использования средств субсидии ущерба | |
2 401 20 ХХХ | 2 304 06 730 | 2 401 20 ХХХ | 2 304 06 000 | Отнесение расходов, квалифицированных в качестве нецелевых, на финансовый результат в рамках приносящей доход деятельности | |
2 201 11 510 Увеличение (КОСГУ 130) | 2 209 30 660 | 2 201 11 000 Увеличение (КОСГУ 130) | 2 209 30 000 | Погашение задолженности по возмещению ущерба виновным лицом | |
2 304 06 830 | 2 201 11 610 Увеличение (610 КОСГУ) | 2 304 06 000 | 2 201 11 000 Увеличение (610 КОСГУ) | Перечисление средств на отдельный лицевой счет для последующего возврата их в бюджет | |
5(6) 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 5(6) 304 06 730 | 5(6) 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 5(6) 304 06 730 | Зачисление денежных средств на отдельный лицевой счет | |
5(6) 205 81 560 | 5(6) 201 11 610 Уменьшение (180 КОСГУ) | 5(6) 205 81 000 | 5(6) 201 11 000 Уменьшение (180 КОСГУ) | Погашение задолженности по возврату средств в бюджет |
Исходя из положений письма Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436, порядок отражения операций по возврату остатков субсидий прошлых лет не применяется при отражении операций по возврату в доход бюджета средств субсидий, предоставляемым бюджетным (автономным) учреждениям в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, в случае выявления факта использования указанных средств не по целевому назначению. При наличии требования о возврате в бюджет средств в случае выявления факта нецелевого использования учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания либо требования о возмещении ущерба, нанесенного в результате нецелевого использования средств такой субсидии, расчеты с бюджетом по возврату средств вполне обоснованно может быть отражено в рамках приносящей доход деятельности.
______________________________
*(1) Если в 24-26 разрядах номера счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" указано "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей указывается код КОСГУ, на который ранее были отнесены расходы учреждения в рамках деятельности с целевыми субсидиями, признанные нецелевыми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на октябрь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности