Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ)
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).
Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
По мнению судебных инстанций, установленная ст. 15.15.15 КоАП РФ ответственность направлена на обеспечение надлежащих бюджетных отношений, формирования финансовых основ выполнения государственного (муниципального) задания, вследствие чего правонарушения, подлежащие квалификации по данной статье, не могут быть признаны малозначительными (см., например, решение Протвинского городского суда Московской области от 30.06.2015 по делу N 12-8/2015, решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 01.03.2016 по делу N 12-91/2016, постановление Владимирского областного суда от 30.05.2016 по делу N 4А-152/2016, решение Красногорского городского суда Московской области от 18.02.2016 по делу N 12-98/2016, решение Ленинского городского суда г. Оренбурга от 17.04.2014 по делу N 12-225/2014). Вместе с тем отдельные суды приходят к выводу о малозначительности совершенного правонарушения (см., в частности, постановление Судебного участка N 124 Белоглинского района Краснодарского края от 28.07.2016 по делу N 3-324/2016, решение Смоленского областного суда от 01.09.2015 по делу N 21-326/2015).
В отдельных случаях, рассматривая дела об административных правонарушениях по ст. 15.15.15 КоАП РФ, судьи квалифицируют действия должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ, в качестве действий лица в состоянии крайней необходимости, что в соответствии с положениями ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством для прекращения производства по делу об административном правонарушении (см., в частности, решения Вологодского областного суда от 27.06.2016 по делу N 7-525/2016, от 27.06.2016 по делу N 7-526/2016, от 27.06.2016 по делу N 7-528/2016, от 28.04.2016 по делу N 12-563/2016, от 28.04.2016 по делу N 12-564/2016).
В настоящее время органами государственного (муниципального) финансового контроля не выработано единого подхода по вопросам привлечения должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ в случаях выявления в проверяемом периоде нарушений порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания в отношении подведомственных учреждений.
В отдельных случаях при выявлении фактов нарушения порядка формирования государственного (муниципального) задания в отношении подведомственных учреждений должностное лицо привлекается к административной ответственности по каждому факту нарушения порядка формирования государственного (муниципального) задания (в отношении каждого из учреждений) (см., например, решения Протвинского городского суда Московской области от 30.06.2015 по делу N 12-8/2015, от 30.06.2015 по делу N 12-12/2015, от 30.06.2015 по делу N 12-11/2015, от 30.06.2015 по делу N 12-10/2015, от 30.06.2015 по делу N 12-9/2015; постановления Забайкальского краевого суда от 25.01.2016 по делу N 4А-28/2016, от 25.01.2016 по делу N 4А-29/2016).
Кроме того, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ и за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания, и за нарушение финансового обеспечения его выполнения, совершенного в отношении одного и того же подведомственного учреждения, но при этом отдельно по каждому факту (см., например, постановление судебного участка N 1 г. Анапы Краснодарского края от 12.04.2016 по делу N 5-382/2016, постановление Судебного участка N 1 г. Анапы Краснодарского края от 12.04.2016 по делу N 5-381/2016).
В то же время на практике в рамках одного дела об административном правонарушении по ст. 15.15.15 КоАП РФ может рассматриваться нарушение порядка формирования (государственного) муниципального задания в отношении нескольких подведомственных учреждений (см., например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.03.2016 по делу N 12-91/2016, постановление Судебного участка N 2 Белокалитвинского судебного района Ростовской области от 30.03.2016 по делу N 5-131/2016).
Тема
См. также
Критерии квалификации нарушения по ст. 15.15.15 КоАП РФ
Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ
Правовое положение госучреждений
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.