Субъекты административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (далее - МБТ), т.е. средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Субъектами административного правонарушения могут являться должностные лица государственных органов, органов управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, наделенных соответствующими бюджетными полномочиями и прямо поименованных в ст. 15.15.3 КоАП РФ, включая должностных лиц казенных учреждений, являющихся "конечными" получателями МБТ.
Роль бюджета бюджетной системы РФ при предоставлении МБТ | Бюджетные полномочия органа, должностное лицо которого является субъектом ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ | Судебные решения |
Бюджет, из которого предоставлены МБТ | главный распорядитель бюджетных средств | решение Волгоградского областного суда от 08.06.2016 по делу N 07-254/2016, решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 08.02.2016 по делу N 12-90/2016, решение Ленинского районного суда г. Перми от 28.01.2016 по делу N 12-5/2016, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12.10.2015 по делу N 5-1635/2015 |
Бюджет, которому предоставлены МБТ | финансовый орган | решения Верховного Суда Республики Тыва от 17.08.2016 по делу N 12-134/2016, от 12.10.2015 по делу N 12-95/2015, постановление Верховного Суда Республики Тыва от 27.11.2015 по делу N 4А-242/2015, решение Забайкальского краевого суда от 04.04.2016 по делу N 21-118/2016, решение Верховного суда Удмуртской Республики от 25.07.2016 по делу N 12-187/2016, решения Краснодарского краевого суда от 24.03.2016 по делу N 12-1200/2016, от 24.03.2016 по делу N 12-1197/2016, от 24.03.2016 по делу N 12-1201/2016, решение Советского районного суда г. Орла от 17.11.2015 по делу N 12-277/2015 |
главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств | решение Волгоградского областного суда от 14.01.2016 по делу N 07-47/2016, решение Забайкальского краевого суда от 30.11.2015 по делу N 21-456/2015, постановление Октябрьского районного суда г. Кирова от 07.08.2015 по делу N 5-227/2015, постановление Советского районного суда г. Брянска от 13.03.2015 по делу N 12-152/2015, решение Курганского областного суда от 11.11.2015 по делу N 21-343/2015, решение Астраханского областного суда от 03.10.2014 по делу N 7-345/2014, постановление Зарайского городского суда Московской области от 14.08.2014 по делу N 5-99/2015 | |
получатель бюджетных средств | решение Волгоградского областного суда от 31.08.2016 по делу N 07-431/2016, решение Волгоградского областного суда от 17.05.2016 по делу N 07п-228/2016, постановление Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.03.2016 по делу N 5-109/2016 |
По мнению судебных инстанций, субъект административной ответственности - это должностное лицо организации, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По общему правилу суд устанавливает лицо, ответственное за нарушение условий предоставления МБТ исходя из положений положения должностных регламентов (должностных инструкций) (см., например, решение Волгоградского областного суда от 14.01.2016 по делу N 07р-47/2016).
При этом к ответственности может быть привлечено как должностное лицо, осуществляющее общее руководство деятельностью органа исполнительной власти (местного самоуправления) публично-правового образования, которому представлены межбюджетные трансферты (см., в частности, решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 25.12.2015 по делу N 12-П-49/2015), так и должностное лицо, руководящее отдельным структурным подразделением в структуре такого органа (см., например, постановление Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.03.2016 по делу N 5-109/2016).
Лицо, освобожденное на дату вынесения постановления о назначении административного наказания от занимаемой должности, но исполнявшее соответствующие обязанности как должностное лицо на дату совершения правонарушения, также подлежит административной ответственности как лицо, ответственное за незаконное действие (бездействие) (см., например, решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 25.12.2015 по делу N 12-П-49/2015).
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Единый подход по вопросу отнесения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ, органами государственного финансового контроля не выработан. Зачастую судебные инстанции придерживаются мнения, что нарушение условий предоставления МБТ не является длящимся правонарушением (см., например, постановления Краснодарского краевого суда от 02.06.2016 по делу N 4А-673/2016, Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.03.2015 по делу N 12-14/2015). Вместе с тем в отдельных случаях суды придерживаются и противоположной позиции (постановление Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.03.2015 по делу N 12-14/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности