Ответственность за нарушение порядка учета бюджетных обязательств
Один из составов административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ, - нарушение казенным учреждением порядка учета бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе, принятие и учет бюджетных обязательств. В то же понятие "учет бюджетных обязательств" может трактоваться и как учет принятых бюджетных обязательств на лицевых счетах получателя бюджетных средств в порядке, установленном финорганом публично-правового образования, и как отражение принятых бюджетных обязательств в бюджетном учете на счетах санкционирования расходов получателем бюджетных.
Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства в контексте ст. 15.15.7 КоАП РФ рассматривается нарушение порядка учета бюджетных обязательств, установленного Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (см. письма Минфина России от 21.08.2015 N 02-10-10/48584, от 29.04.2015 N 02-06-05/25080). Вместе с тем, в настоящее время органами госфинконтроля не выработан единый подход к квалификации действий (бездействий) должностных лиц получателя бюджетных средств, выразившихся в несоблюдении порядка направления в финансовый орган сведений о бюджетном обязательстве, в качестве административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ. В целях устранения разночтений в ст. 15.15.7 КоАП РФ подготовлены уточнения, согласно которым составом административного правонарушения будет являться нарушение порядка бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ в части нарушения порядка учета бюджетных обязательств, выразившегося в несоблюдении порядка отражения показателей на счетах бюджетного учета, могут являться должностные лица получателей бюджетных средств, поименованные в п. 4 приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Нормы ст. 15.15.7 КоАП РФ прямо не указывают на то, что к административной ответственности за нарушение порядка учета бюджетных обязательств может быть привлечен именно главный бухгалтер (лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета).
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения. Ответственность главного бухгалтера за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ранее была прямо предусмотрена п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В настоящее время сферы ответственности руководителя субъекта учета и главного бухгалтера (лица, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не разграничены. При этом в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ поименованы отдельные случаи единоличной ответственности руководителя субъекта учета.
По мнению судебных инстанций, установление виновности в правонарушении заключается в установлении конкретных противоправных действий (бездействия) лица, непосредственно их совершившего в объективной действительности и образующих причинную связь с выявленными нарушениями.
Несоблюдение порядка отражения показателей на счетах санкционирования расходов, по сути, является частным случаем нарушения порядка ведения бюджетного учета. Зачастую должностные лица органов госфинконтроля рассматривают в качестве субъекта административной ответственности главного бухгалтера (лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета) (см., например, решения Тверского областного суда от 17.03.2016 по делу N 21-96/2016, Верховного Суда Республики Хакасия от 06.07.2016 делу N 7Р-145/2016, Псковского городского суда Псковской области от 01.12.2015 по делу N 12-514/2015).
Однако не исключено, что субъектом административной ответственности может быть признан руководитель получателя бюджетных средств (Решения Верховного Суда Республики Тыва от 20.04.2016 по делу N 21-92/2016, Верховного Суда Республики Хакасия от 26.01.2016 по делу N 7Р-12/2016).
Прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности за правонарушение, которое было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (см, например, решение Псковского городского суда Псковской области от 01.12.2015 по делу N 12-514/2015).
Единый подход при квалификации нескольких фактов нарушения порядка учета бюджетных обязательств в качестве одного или нескольких самостоятельных административных правонарушений не выработан. Так, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за каждый выявленный факт нарушения. В частности, в качестве административного правонарушения может рассматриваться неотражение отдельного факта хозяйственной жизни на счете 1 502 00 000 "Обязательства" - бюджетного обязательства в сумме заключенного государственного (муниципального) контракта (см., в частности, решения Верховного Суда Республики Тыва от 20.04.2016 по делу N 21-92/2016, от 20.04.2016 по делу N 21-93/2016).
В то же время, наиболее распространенным является подход, при котором несколько фактов нарушения порядка отражения в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств квалифицируется в качестве одного административного правонарушения (см., например, решения Верховного Суда Республики Хакасия от 26.01.2016 по делу N 7Р-12/2016, от 17.02.2016 по делу N 7Р-33/2016, от 13.04.2016 по делу N 7Р-73/2016, от 26.01.2016 по делу N 7Р-12/2016, от 06.07.2016 делу N 7Р-145/2016, Тверского областного суда от 17.03.2016 по делу N 21-96/2016, Псковского городского суда Псковской области от 01.12.2015 по делу N 12-514/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.