Освобождение от административной ответственности при малозначительности бюджетного правонарушения
При малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело, могут освободить от ответственности совершившее его лицо, и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).
Если малозначительность правонарушения установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (см. например, решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.05.2016 N 21-362/2016).
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Как правило, суды не принимают в качестве аргумента для применения ст. 2.9 КоАП РФ устранение нарушения, являющегося основанием для привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
В решении Кировского областного суда от 01.09.2016 N 77-665/2016 отмечается, что устранение нарушений, являющихся основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а, напротив, свидетельствует о том, что у должностного лица имелась реальная возможность надлежащего исполнения требований закона, однако оно продемонстрировало пренебрежительное отношение к исполнению предусмотренных законом обязанностей. При таких обстоятельствах совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным.
В некоторых случаях суды учитывают то, что лицо впервые привлекается к административной ответственности.
В решении Ярославского областного суда от 21.03.2016 N 30-2/200, которым решение суда первой инстанции, применившего ст. 2.9. КоАП РФ, оставлено в силе, отмечается: при принятии решения судьей было учтено, что ранее к административной ответственности лицо не привлекалось. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что возбуждением и рассмотрением дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (п. 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами (Обзор судебной практики ВС РФ за январь - июль 2014 г., утвержденный Президиумом ВС РФ 01.09.2014, решение Челябинского областного суда от 20.07.2016 N 7-1005/2016,).
В решении Калининградского областного суда от 21.01.2016 N 7А-26/2016 отмечается, что хотя состав административного правонарушения является формальным, указанное обстоятельство не может само по себе свидетельствовать об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным (см. также решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 N 7р-88/2016).
Вместе с тем, например, в отношении состава, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, судами нередко отмечается, что он является формальным и для привлечения к ответственности достаточно выявления самого факта принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих лимиты. Само по себе отсутствие негативных последствий не может являться основанием для применения малозначительности. При решении вопроса о применении ст. 2.9 КоАП РФ необходим анализ всех признаков состава правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, следует исходить из социальной значимости охраняемых общественных отношений, независимо от наличия или отсутствия реального ущерба. В действия, направленных на нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, влекущих угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере бюджетного законодательства, признаков малозначительности не содержится (см. решения Челябинского областного суда от 27.07.2016 N 7-1084/2016, Саратовского областного суда от 31.03.2016 N 21-228/2016).
Тем не менее правонарушение по ст. 15.15.10 КоАП РФ признавалось малозначительным, например, при установлении наличия у должностного лица сведений о предельных объемах бюджетных ассигнований, направленных учредителем в неустановленном порядке. Кроме того, в данном случае суд принял во внимание, что совершенное деяние не свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, поскольку были реализованы цели Учреждения, в том числе бесперебойное функционирование систем, комплексов связи и автоматизации техники. Таким образом, противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия степени общественной опасности (см. постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.08.2016 N 4А-497/2016, решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.04.2016 N 7-377/2016).
Решение вопроса о малозначительности деяния, выразившегося в предоставлении недостоверной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ), как правило, осуществляется судами с учетом конкретных обстоятельств и напрямую не зависит от наличия вредных последствий, размера искажений, обстоятельств, не имеющих отношение к деянию (последующее исправление ошибок в отчете, имущественное положение виновного и т. п.) (ст. 2.9. КоАП применена: в постановлении Челябинского областного суда от 13.10.2015 N 5-722, решении Курганского областного суда от 12.01.2016 N 21-35/2016, решении Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.07.2015 N 21-656/2015; отказано в применении ст. 2.9. КоАП РФ: в решениях Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.05.2015 N 21-295/2015, Верховного Суда Республики Марий Эл от 20.01.2016 N 7р-29/2016, Владимирского областного суда от 27.04.2016 N 11-97/2016, Свердловского областного суда от 02.10.2014 N 72-721/2014, Псковского областного суда от 14.04.2016 по делу N 21-49/2016).
Несвоевременное представление в казначейство сведений о принятом бюджетном обязательстве в нарушение ст. 15.15.6 КоАП РФ может быть признано малозначительным правонарушением если заключенный контракт не являлся основанием для выделения казначейством бюджетных средств поскольку предусматривал финансовое обеспечение на три года, тогда как финансирование осуществляется по каждому году отдельно. После подписания дополнительного соглашения к государственному контракту сведения об обязательстве, возникшем на его основании, были предоставлены в территориальное казначейство в установленный срок (решение Псковского областного суда от 14.04.2016 N 21-48/2016).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 14.02.2013 N 4-П, возможность освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (решение Псковского областного суда от 14.04.2016 N 21-49/2016).
Анализ судебной практики показывает, что, если одной из инстанций применена ст. 2.9 КоАП РФ, то при обжаловании, как правило, вышестоящие инстанции этот момент не пересматривают, мотивируя следующим:
- из положений п. 2 ч. 1 ст. 30.7, п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ следует, что при пересмотре принятие решения об изменении постановления, или решения возможно, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
- из положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ следует, что при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление, не допускается отмена решения, постановления, если отсутствуют существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ;
- указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим (решение Челябинского областного суда от 10.08.2016 N 7-1175/2016, постановление Верховного Суда РФ от 25.01.2016 N 29-АД15-8).
Таким образом, суд не может отменить решение (постановление) в отсутствие существенных процессуальных нарушений, а также изменить его, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Единственное основание для поворота к худшему предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а именно: в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Признание правонарушения малозначительным не исключает возможность отмены соответствующего решения, если вышестоящим судом установлено, что оно вынесено с нарушениями, например, без надлежащей оценки доказательств по делу (см., например, (по. ст. 15.15.6 КоАП) решение Приморского краевого суда от 16.06.2016 N 21-778/2016; (по ст. 15.15.10 КоАП) постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.08.2016 N 4А-497/2016, решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.04.2016 по делу N 7-377/2016).
На основании ч. 3 ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, поэтому вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное постановление (решение) и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.