Возбуждение дела об административном правонарушении в финансово-бюджетной сфере.
Протокол об административном правонарушении
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных, других госорганов, органов местного самоуправления, общественных объединений материалы, указывающие на наличие правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Дело может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
Дело считается возбужденным с момента:
1) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
3) вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
При наличии повода к возбуждению дела в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора), дело может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки (см. Примечание к ст. 28.1 КоАП).
Протокол об административном правонарушении
Протокол составляется в порядке, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ. При его составлении физическому лицу или законному представителю юридического лица, иным участникам производства по делу должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, предоставлена возможность ознакомления с протоколом.
Указанные лица вправе в устной или письменной форме представить объяснения (сведения, имеющие отношение к делу) и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Объяснения могут отражаться в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (ст. 26.3 КоАП РФ).
В случае неявки указанных выше лиц, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. В течение трех дней со дня составления его копия направляется лицу, в отношении которого он составлен.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом, лицами, в отношении которых возбуждено дело. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицам в отношении которых возбуждено дело копия протокола вручается под расписку.
В протоколе указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место;
- время совершения и событие правонарушения;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
При подготовке к рассмотрению дела в случаях неправильного составления протокола и оформления других материалов дела или составления их неправомочными лицами либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела выносится определение о возвращении протокола и материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ) (см. также определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.05.2016 N 12-949/2016).
При этом существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело языком, на котором ведется производство, данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола и направления его для рассмотрения, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5).
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и материалов по результатам рассмотрения дела.
Такое определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, опротестовано прокурором. Однако возможность его обжалования должностным лицом, составившим протокол, КоАП РФ не предусмотрена.
Сроки составления и направления для рассмотрения протокола
Протокол составляется:
- немедленно после выявления правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП).
- Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств либо данных о физическом (юридическом) лице - в течение двух суток с момента выявления правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП).
- в случае проведения административного расследования - по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).
Протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение трех суток с момента его составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП).
Нарушение сроков составления протокола и направления его для рассмотрения, не являются существенными нарушениями, поскольку не являются пресекательными (п. 4 постановления Пленума ВС РФ N 5).
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы
Протоколы об административных правонарушениях в сфере финансово- бюджетных правоотношений по общему правилу составляют:
1) в органах внешнего государственного финансового контроля по статьям 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 20 ст. 19.5, статьям 19.6 и 19.7 (см. п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ):
- инспекторы Счетной палаты РФ;
- уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ;
2) в органах внутреннего государственного финансового контроля по статьям 15.1, 15.14 - 15.15.16, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ (см. ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.7, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ); по ст. 15.11, ч. 1 ст. 19.4, ч. 20.1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 28.3, ч. 6.1 ст. 28.3 КоАП РФ, поскольку эти составы не упомянуты в ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ); по ст. 19.4.1, ч. 20.1 ст. 19.5 (см. ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ).
- должностные лица Федерального казначейства *(1);
- должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
При этом перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы, рассмотрение дел о которых КоАП отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 4 ст. 28.3 КоАП).
Так перечень должностных лиц Федерального казначейства, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ, утвержден приказом Федерального казначейства от 14.06.2016 N 9н, в соответствии с которым протоколы вправе составлять следующие должностные лица Федерального казначейства:
- руководитель Федерального казначейства, его заместители;
- начальники структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, их заместители;
- начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, их заместители;
- руководители территориальных органов Федерального казначейства, их заместители;
- начальники структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства, их заместители;
- иные должностные лица Федерального казначейства и его территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере:
советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, главные контролеры-ревизоры, старшие контролеры-ревизоры отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства;
консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, главные контролеры-ревизоры, старшие контролеры-ревизоры, контролеры-ревизоры структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства.
3) При осуществлении муниципального финансового контроля должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ *(2), вправе составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч.ч. 20 и 20.1 ст. 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ (ч. 7 ст. 28.3, п. 6.1. ч. 1, ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ). Как правило, полномочиями по составлению протоколов наделяются органы внешнего *(3) и внутреннего муниципального финансового контроля.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы по ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ.
При этом в решении Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30.08.2016 N 12-149/2016 отмечается, что согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела. В ч. 2 ст. 28.3 законодатель лишь дополняет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по причине того, что рассмотрение дела отнесено к компетенции суда или должностного лица, которое непосредственно не осуществляет контроль за тем или иным правоотношением, т.е. предметная компетенция полиции определяется с учетом юрисдикции каждого должностного лица, с соблюдением его должностных обязанностей. Поскольку полномочие составлять протоколы в финансово-бюджетной сфере прямо отнесено к компетенции должностных лиц Федерального казначейства, которым и осуществляется соответствующий контроль, правомочий по составлению протоколов в рассматриваемом случае у должностных лиц ОВД не имелось.
Кроме того, дело вправе возбудить прокурор - при осуществлении надзора за исполнением Конституции РФ и законов (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ N 5 отмечается, что проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.
В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ).
______________________________
*(1) Положение о Федеральном казначействе, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703. До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
*(2) см., например, пп. "б" п. 1 ст. 5.3.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 N 55; ч. 2.1 ст. 10.1 и Приложение N 1 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", Закон Забайкальского края от 08.12.2014 N 1098-ЗЗК "О перечне должностных лиц органов местного самоуправления, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля, муниципального финансового контроля".
*(3) см., например, решение Верховного Суда Республики Алтай от 27.04.2017 N 12-22/2017, Решение Кольского районного суда Мурманской области от 08.08.2016 N 12-98/2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.