Учет операций по возврату дебиторской задолженности казенному учреждению (органу власти, местного самоуправления)
Смотрите в этом материале:
Классификация дебиторской задолженности
Когда поступления от возврата дебиторской задолженности являются доходами бюджета?
Возврат дебиторской задолженности по расходам текущего года
Основания для переноса дебиторской задолженности на счет 209 34
Учет доходов бюджета дебиторской задолженности по расходам прошлых лет
Основания для переноса дебиторской задолженности на счет 209 36
Классификация дебиторской задолженности
Период образования |
Тип |
Счет бюджетного учета |
Является ли доходом бюджета |
Текущий год |
Доходная |
КДБ 1 205 ХХ 000 КДБ 1 209 ХХ 000 за исключением счета 1 209 36 000 |
ДА |
Расходная |
КРБ 1 206 ХХ 000, КРБ 1 208 ХХ 000 КРБ 1 209 34 000 КРБ 1 210 05 000*(1) КРБ 1 303 ХХ 000 |
НЕТ |
|
Прошлые отчетные периоды |
Доходная |
КДБ 1 205 ХХ 000 КДБ 1 209 ХХ 000 |
ДА |
Расходная |
КРБ 1 206 ХХ 000 КРБ 1 208 ХХ 000 КДБ 1 209 36 000 КРБ 1 210 05 000*(1) КРБ 1 303 ХХ 000 |
ДА |
В целях классификации задолженности под "доходной" дебиторской задолженностью понимается задолженность по доходам бюджета, признание которой в бюджетном учете отражается в корреспонденции со счетами 1 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" или 1 401 40 000 "Доходы будущих периодов", а также со счетами 1 401 18 000 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному" и 1 401 19 000 "Доходы прошлых лет". К операциям по погашению "доходной" дебиторской задолженности понятие "возврат дебиторской задолженности" не применяется.
Под "расходной" дебиторской задолженностью понимается дебиторская задолженность, возникающая в рамках операций по расходам бюджета - операций по исполнению бюджетной сметы получателя бюджетных средств. Понятие "возврат дебиторской задолженности" применимо именно для "расходной" дебиторской задолженности.
Когда поступления от возврата дебиторской задолженности являются доходами бюджета?
По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
Соответственно, любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата, не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4131).
Возврат дебиторской задолженности по расходам текущего года
Требование о зачислении в доход бюджета сумм возвращенной дебиторской задолженности, образовавшейся в текущем году, не установлено. Поступление сумм в погашение "расходной" дебиторской задолженности текущего года учитывается на лицевых счетах получателей бюджетных средств как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам классификации расходов бюджета, по которым ранее такие кассовые выплаты были произведены (п. 2.5.4 "Порядка кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов...", утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, далее - Порядок N 8н).
Поступившие в качестве восстановления кассовых выплат денежные средства могут быть израсходованы казенным учреждением на цели, предусмотренные бюджетной сметой на текущий финансовый год.
Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов казенного учреждения. При этом денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее. Иное понимание термина "восстановление кассовой выплаты" встречается довольно редко.
При восстановлении кассовых выплат текущего года показатели принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств на счетах санкционирования расходов текущего финансового года подлежат корректировке.
Основания для переноса дебиторской задолженности на счет 209 34
На счет 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" переносится дебиторская задолженность, образовавшаяся в рамках расходных операций текущего финансового года на счетах 1 206 00 000 и 1 208 00 000 в случае расторжения договорных отношений с дебитором, в частности:
- если контракт, в рамках которого в текущем году контрагенту перечислен аванс, расторгнут, а на дату расторжения контракта аванс не возвращен (п. 85, абз. 14 п. 86 Инструкции N 162н). Перенос дебиторской задолженности на счет 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" в этом случае отражается датой расторжения контракта либо датой принятия решения о его расторжении (п. 9.7 Раздела I Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932);
- если при увольнении в текущем году сотрудника, за которым по счету 206 11 числятся переплаты зарплаты текущего года, такие переплаты не были удержаны (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н; п. 85, абзацы 8, 13 п. 86 Инструкции N 162н, п. 1.9 Раздела I Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932). Перенос дебиторской задолженности на счет 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" в этом случае отражается датой прекращения трудовых отношений;
- если при увольнении подотчетного лица им не возвращены полученная в текущем году подотчетная сумма (п. 3 Раздела I Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648). Перенос дебиторской задолженности на счет 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" в этом случае отражается датой прекращения трудовых отношений.
При переносе дебиторской задолженности с аналитических счетов учета счета 1 206 00 000 и счета 1 208 00 000 на аналитические счета учета счета 1 209 34 000 в 1-17 разрядах номера счета отражается код классификации расходов бюджета, по которому были отражены соответствующие кассовые выплаты при перечислении авансовых платежей. При этом остатки по состоянию на начало и на конец финансового года по счету 1 209 34 000, в 1-17 разрядах которого содержится код классификации расходов бюджета, не допускаются (п. 9.7 Раздела I Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, п. 10.8 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648).
В казенных учреждениях с применением счета 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" могут начисляться доходы в виде компенсации ранее произведенных учреждением (бюджетом) затрат. К примеру, суммы ущерба, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством, отражаются по дебету счета 1 209 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат" в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат" или счета 1 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (абз. 9 п. 86 Инструкции N 162н). В такой ситуации в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 1 209 34 000 отражаются 4-20 разряды кода классификации доходов бюджета.
Восстановление расходов текущего года в казенном учреждении
Из кассы казенного учреждения подотчетному лицу были выданы денежные средства в размере 5 000,00 руб. на командировочные расходы (проживание). После командировки подотчетное лицо вносит неизрасходованный аванс в размере 900,00 руб. в кассу учреждения. Кассир учреждения вносит возвращенную сумму через банкомат с использованием банковской карты. На следующий день средства поступили на лицевой счет получателя бюджетных средств. Все операции произведены в текущем году.
В данном случае в бюджетном учете отражаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
КРБ 1 208 26 567 |
КИФ 1 201 34 610 Увеличение 18
(КВР 112, КОСГУ 226) |
5 000,00 |
Денежные средства на осуществление командировочных расходов выданы из кассы учреждения |
- |
|
КРБ 1 502 13 226 |
КРБ 1 502 11 226 |
5 000,00 |
Принято бюджетное обязательство в сумме выданного аванса |
- |
- |
КРБ 1 502 11 226 |
КРБ 1 502 12 226 |
5 000,00 |
Принято денежное обязательство в сумме выданного аванса |
- |
- |
КИФ 1 201 34 510 Уменьшение 18
(КВР 112, КОСГУ 226) |
КРБ 1 208 26 667 |
900,00 |
Отражено поступление неизрасходованного остатка денежных средств от подотчетного лица |
- |
2400(с "минусом), 2406 (с "минусом"), 5010 (с "минусом"), 9000 (с "минусом") |
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 226 |
900,00 |
Отражена корректировка суммы принятых бюджетных обязательств |
- |
- |
"Красное сторно" | |||||
КРБ 1 502 11 226 |
КРБ 1 502 12 226 |
900,00 |
Отражена корректировка суммы денежных обязательств |
- |
- |
"Красное сторно" | |||||
КИФ 1 201 23 510 Увеличение
(КВР 112, КОСГУ 226) |
КИФ 1 201 34 610 Уменьшение 17
(КВР 112, КОСГУ 226) |
900,00 |
Выбытие из кассы учреждения наличных денежных средств для их внесения через банкомат |
|
|
КРБ 1 210 03 561 Увеличение
(КВР 112, КОСГУ 226) |
КИФ 1 201 23 610 Уменьшение 17
(КВР 112, КОСГУ 226) |
900,00 |
Наличные денежные средства зачислены на балансовый счет N 40116 |
|
|
КРБ 1 304 05 226 |
КРБ 1 210 03 661 Уменьшение
(КВР 112, КОСГУ 226) |
900,00 |
Денежные средства зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств |
Графа 6: 200 (с "минусом") Графа 5: 812 (с "минусом") |
|
Возврат дебиторской задолженности текущего года по расторгнутому госконтракту
Казенное учреждение 30 мая согласно условиям госконтракта, заключенного с единственным поставщиком (коммерческой нефинансовой организацией) 25 мая на сумму 18 000,00 руб., перечислило аванс контрагенту за обучение на курсах повышения квалификации в размере 5 000,00 руб. по КВР 244, КОСГУ 226, после чего контрагент отказался от исполнения контракта. Аванс по контракту контрагент не вернул, госконтракт расторгнут 10 июня. По итогам ведения претензионной работы контрагент возвращает предоплату 15 июня текущего года на лицевой счет получателя бюджетных средств.
В данном случае в бюджетном учете отражаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
25 мая | |||||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 226 |
18 000,00 |
Отражено принятие бюджетных обязательств |
- |
- |
30 мая | |||||
КРБ 1 206 26 564 |
КРБ 1 304 05 226 |
5 000,00 |
Согласно условиям контракта перечислен аванс контрагенту |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
|
КРБ 1 502 11 226 |
КРБ 1 502 12 226 |
5 000,00 |
Отражено принятие денежных обязательств |
- |
- |
10 июня | |||||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 226 |
18 000,00 |
Отражена корректировка суммы принятых бюджетных обязательств |
- |
- |
"Красное сторно" | |||||
КРБ 1 502 11 226 |
КРБ 1 502 12 226 |
5 000,00 |
Отражена корректировка суммы денежных обязательств |
- |
- |
"Красное сторно" | |||||
КРБ 1 209 34 564 |
КРБ 1 206 26 664 |
5 000,00 |
Отражен перевод дебиторской задолженности, не возвращенной при расторжении контракта, в состав расчетов по компенсации затрат |
|
|
15 июня | |||||
КРБ 1 304 05 226 |
КРБ 1 209 34 664 |
5 000,00 |
Отражен возврат предоплаты по расторгнутому контракту |
Графа 6: 200 (с "минусом") Графа 5: 812 (с "минусом") |
2400(с "минусом), 2406 (с "минусом"), 5010 (с "минусом"), 9000 (с "минусом") |
Учет доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет
Любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и относятся на подстатью 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ.
Порядок применения корреспонденций счетов для отражения операций по расчетам, связанным с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет, зависит от объема полномочий по администрированию доходов, а также от того, на какой из лицевых счетов казенного учреждения осуществлен возврат дебиторской задолженности контрагентом.
Наиболее оптимальный вариант - контрагент перечисляет денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет непосредственно в доход бюджета - на лицевой счет администратора доходов - на основании информации (реквизитов), предоставляемой казенным учреждением.
В случае если дебиторская задолженность прошлых лет возвращена контрагентом на лицевой счет получателя бюджетных средств, перечислить ее в доход бюджета необходимо казенному учреждению. Так, в соответствии с п. 2.5.6 Порядка N 8н дебиторская задолженность прошлых лет, зачисленная на лицевой счет получателя бюджетных средств (поступившая на счет бюджета, минуя счет 40101), подлежит перечислению в доход бюджета не позднее пяти рабочих дней.
При поступлении казенному учреждению сумм возвратов дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств какие-либо операции по счетам санкционирования расходов не отражаются.
Основания для переноса дебиторской задолженности прошлых лет на счет 209 36
На счет 1 209 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет" переносится дебиторская задолженность:
- со счетов 1 206 00 000 и 1 208 00 000 при перечислении в прошлом году авансов, в счет которых по состоянию на начало текущего года ожидалась поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), но в текущем году договорные отношения с контрагентом прекращены без исполнения обязательств (п. 85, абз. 14 п. 86 Инструкции N 162н). В этом случае операции по переносу отражаются в бюджетном учете в текущем финансовом году - датой прекращения договорных отношений;
- со счета 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат", в 1-17 разрядах которого содержится код классификации расходов бюджета: остатки по состоянию на начало и на конец финансового года по счету 1 209 34 000, в 1-17 разрядах которого содержится код классификации расходов бюджета, не допускаются (Приложение 2 к Инструкции N 162н, п. 9.7 Раздела I Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, п. 10.8 Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648). Соответственно, в этом случае операции по переносу дебиторской задолженности на счет 1 209 36 000 отражаются последним днем отчетного периода.
В 1-17 разрядах номера счета 1 209 36 000 указывается код классификации доходов бюджета (Приложение 2 к Инструкции N 162н).
Если в счет перечисленных в прошлом году авансов ожидается поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), то остатки, числящиеся по состоянию на отчетную дату на счетах 1 206 00 000 и 1 208 00 000, переносу на счет 1 209 36 000 не подлежат. Счета 1 206 00 000 и 1 208 00 000 подлежат "закрытию" в общеустановленном порядке при исполнении контрагентом (подотчетным лицом) своих обязательств.
Дебиторская задолженность по расходам прошлых лет, учитываемая на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" и на счете 1 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" на счет 1 209 36 000 не переносится. В то же время Инструкцией N 162н не установлен порядок отражений операций по возврату в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках расчетов по обязательным платежам в бюджет или при предоставлении залоговых платежей. Применяемые в целях отражения таких расчетов корреспонденции необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с пользователем отчетности (п. 2 Инструкции N 162н).
Учет расчетов по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в казенном учреждении, наделенном полномочиями администратора доходов в полном объеме
Если казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме в отношении доходов от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет, то расчеты по указанным доходам отражаются согласно п.п. 47, 49, 86, 91, 92, 104, 111 Инструкции N 162н с применением следующих корреспонденций счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Код строки отчета |
|
Зачисление доходов от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет администратора доходов |
КДБ 1 210 02 136 |
КРБ 1 206 00 660, КРБ 1 208 00 660 КРБ 1 303 00 730, КДБ 1 209 36 660, КРБ 1 210 05 660 |
||
Поступление суммы возвращенной дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств |
КРБ 1 304 05 ХХХ |
КРБ 1 206 00 660, КРБ 1 208 00 660 КРБ 1 303 00 730, КДБ 1 209 36 660 КРБ 1 210 05 660 |
Графа 6: 200 (с "минусом"), Графа 5: 812 (с "минусом") |
|
Перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет администратора доходов |
КДБ 1 210 02 136 |
КРБ 1 304 05 ХХХ |
Графа 6: 200 Графа 5: 812, |
- |
Поступление дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в кассу учреждения |
КИФ 1 201 34 510 Увеличение |
КРБ 1 206 00 660, КРБ 1 208 00 660 КДБ 1 209 36 660 |
- |
|
Выбытие средств поступившей в кассу дебиторской задолженности по расходам прошлых лет для внесения на лицевой счет администратора доходов: |
|
|
|
|
- если средства вносятся на основании Объявления на взнос наличными |
КДБ 1 210 03 560 Увеличение |
КИФ 1 201 34 610 Уменьшение |
- |
- |
- если средства выбывают из кассы путем их инкассации, внесением уполномоченным сотрудником учреждения с использованием банковской карты |
КИФ 1 201 23 510 Увеличение |
КИФ 1 201 34 610 Уменьшение |
- |
- |
Внесение дебиторской задолженности по расходам прошлых лет с использованием банковских (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения |
КИФ 1 201 23 510 Увеличение |
КРБ 1 206 00 660 1 208 00 660 КДБ 1 209 36 660 |
- |
- |
Зачисление на лицевой счет администратора доходов сумм, полученных с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков платежей через платежный терминал, установленный в кассе учреждения |
КДБ 1 210 02 136 |
КИФ 1 201 23 610 Уменьшение |
- |
- |
Поступление (зачисление) наличных средств на балансовый счет N 40116 из кассы учреждения |
КДБ 1 210 03 560 Увеличение |
КИФ 1 201 23 610 Уменьшение |
- |
- |
Внесение средств со счета учета наличных денежных средств на лицевой счет администратора доходов |
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 210 03 660 Уменьшение |
- |
Пример. Возврат казенному учреждению дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме
26 декабря прошлого года казенным учреждением на основании собственных расчетов произведена оплата услуг связи на сумму 4 000 руб. по КВР 244, КОСГУ 221. Поставщик услуг связи (коммерческая нефинансовая организация) до даты представления отчетности предоставил акт, датированный 31 декабря, согласно которому фактически услуги связи были оказаны на 3 700 руб. Срок действия договора истек 31 декабря прошлого года.
20 января текущего года средства переплаты в размере 300 рублей зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств. 23 января денежные средства перечислены и зачислены на лицевой счет администратора доходов.
В бюджетном учете следует отразить следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
26 декабря | |||||
КРБ 1 206 21 564 |
КРБ 1 304 05 221 |
4 000,00 |
Перечислен аванс на оплату услуг связи |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
|
31 декабря | |||||
КРБ 1 401 20 221 |
КРБ 1 302 21 734 |
3 700,00 |
Начислены расходы по услугам связи |
|
|
КРБ 1 302 21 834 |
КРБ 1 206 21 664 |
3 700,00 |
Зачтена сумма ранее перечисленного аванса |
|
|
КДБ 1 209 36 564 |
КРБ 1 206 21 664 |
300,00 |
Дебиторская задолженность перенесена в состав задолженности по доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет |
|
|
20 января | |||||
КРБ 1 304 05 221 |
КДБ 1 209 36 664 |
300,00 |
Отражен возврат переплаты по услугам связи |
Графа 6: 200 (с "минусом"), Графа 5: 812 (с "минусом") |
|
23 января | |||||
КДБ 1 210 02 136 |
КРБ 1 304 05 221 |
300,00 |
Отражено перечисление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
|
Пример. Возврат расходов прошлого года в кассу казенного учреждения. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме
Из кассы казенного учреждения подотчетному лицу 25 декабря были выданы денежные средства в размере 2 000,00 руб. на командировочные расходы (проживание). После командировки, 10 января очередного года подотчетное лицо увольняется и вносит неизрасходованный аванс в размере 200,00 руб. в кассу учреждения 12 января. Кассир учреждения вносит возвращенную сумму через банкомат с использованием банковской карты на лицевой счет администратора доходов, открытый учреждению. Денежные средства зачислены на лицевой счет администратора доходов 16 января.
В данном случае в бюджетном учете отражаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
25 декабря | |||||
КРБ 1 208 26 567 |
КИФ 1 201 34 610 Увеличение (КВР 112, КОСГУ 226) |
2 000,00 |
Из кассы выдан аванс на командировочные расходы |
- |
2400(с "минусом), 2406 (с "минусом"), 5010 (с "минусом"), 9000 (с "минусом") |
10 января | |||||
КДБ 1 209 36 567 |
КРБ 1 208 26 667 |
200,00 |
Отражен перенос дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами в состав дебиторской задолженности прошлых лет в связи с увольнением работника |
|
|
12 января | |||||
КИФ 1 201 34 510 Увеличение 17 |
КДБ 1 209 36 660 |
200,00 |
Отражено поступление остатков денежных средств от подотчетного лица |
- |
|
КИФ 1 201 23 510 Увеличение 17 |
КИФ 1 201 34 610 Уменьшение |
200,00 |
Выбытие из кассы учреждения наличных денежных средств для их внесения через банкомат |
- |
- |
КДБ 1 210 03 560 Увеличение 17 |
КИФ 1 201 23 610 Уменьшение |
200,00 |
Наличные денежные средства зачислены на балансовый счет N 40116 |
- |
- |
16 января | |||||
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 210 03 660 Уменьшение |
200,00 |
Наличные денежные средства зачислены на лицевой счет администратора доходов |
- |
Пример. Возврат казенному учреждению дебиторской задолженности по расходам прошлых лет по страховым взносам на лицевой счет получателя бюджетных средств. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме.
По состоянию на 1 января на счете 1 303 02 000 числится дебиторская задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3 000,00 руб.
20 января текущего года дебиторская задолженность возвращена на лицевой счет получателя бюджетных средств. 23 января денежные средства перечислены и зачислены на лицевой счет администратора доходов.
В бюджетном учете следует отразить следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
20 января | |||||
КРБ 1 304 05 213 |
КДБ 1 303 02 731 |
3 000,00 |
Отражен возврат дебиторской задолженности на лицевой счет ПБС |
Графа 6: 200 (с "минусом"), Графа 5: 812 (с "минусом") |
|
23 января | |||||
КДБ 1 210 02 136 |
КРБ 1 304 05 213 |
3 000,00 |
Отражено перечисление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
|
Учет расчетов по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями администратора доходов
В случае если казенное учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений в части возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет, в учете казенного учреждения отражаются только расчеты с плательщиком данных сумм. Операция по зачислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора кассовых поступлений, на лицевом счете которого отражаются соответствующие поступления.
Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, применяются счета 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты" и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты". В адрес администратора кассовых поступлений направляется Извещение (ф. 0504805).
Дебиторская задолженность по возврату расходов прошлых лет может числиться в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений в отношении данных доходов, на счетах 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 1 209 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет" или на аналитических счетах учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты".
Дебиторская задолженность по расходам прошлых лет может поступать:
- на лицевой счет получателя бюджетных средств;
- на лицевой счет администратора доходов;
- в кассу казенного учреждения.
При возврате дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств отражаются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Код строки отчета |
|
В учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений: | ||||
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору кассовых поступлений информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах |
КДБ 1 304 04 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
|
|
Поступление дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств |
КРБ 1 304 05 ХХХ |
КРБ 1 206 00 660, 1 208 00 660, КРБ 1 303 00 730, КДБ 1 209 36 660 КРБ 1 210 05 660 |
Графа 6: 200 (с "минусом"), Графа 5: 812 (с "минусом") |
|
Перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета |
КДБ 1 303 05 831 |
КРБ 1 304 05 ХХХ |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
("обнуляется" ранее отраженный показатель в строках 4210) |
В учете администратора соответствующих кассовых поступлений: | ||||
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете администратора кассовых поступлений отражена информация о планируемых к поступлению доходах |
КДБ 1 303 05 831 |
КДБ 1 304 04 136 |
|
|
Поступление средств, перечисленных с лицевого счета получателя бюджетных средств, на лицевой счет администратора доходов |
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
При возврате дебиторской задолженности по расходам прошлых лет непосредственно на лицевой счет администратора доходов отражаются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Код строки отчета |
|
В учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений: | ||||
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору кассовых поступлений информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах |
КДБ 1 304 04 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
|
|
На основании информации администратора кассовых поступлений о зачислении средств в доход бюджета в учете отражено погашение дебиторской задолженности по расходам прошлых лет |
КДБ 1 303 05 831 |
КРБ 1 206 00 660 КРБ 1 208 00 667 КРБ 1 303 00 730, КДБ 1 209 36 660 КРБ 1 210 05 660 |
|
|
В учете администратора соответствующих кассовых поступлений: | ||||
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете администратора кассовых поступлений отражена информация о планируемых к поступлению доходах |
КДБ 1 303 05 831 |
КДБ 1 304 04 136 |
|
|
Поступление дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет администратора доходов |
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
В случае возврата денежных средств в кассу получателя бюджетных средств отражаются следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Код строки отчета |
|
В учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений: | ||||
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору кассовых поступлений информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах |
КДБ 1 304 04 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
|
|
Поступление дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в кассу казенного учреждения |
КИФ 1 201 34 510 Увеличение |
КДБ 1 209 36 660 КРБ 1 206 00 660 КРБ 1 208 00 660 |
- |
|
Отражено выбытие наличной дебиторской задолженности по расходам прошлых лет из кассы учреждения при внесении на лицевой счет администратора кассовых поступлений на основании Объявления на взнос наличными |
КДБ 1 210 03 561 Увеличение |
КИФ 1 201 34 610 Уменьшение |
- |
|
КДБ 1 303 05 831 |
КДБ 1 210 03 661 Уменьшение |
- |
||
В учете администратора соответствующих кассовых поступлений: | ||||
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете администратора кассовых поступлений отражена информация о планируемых к поступлению доходах |
КДБ 1 303 05 831 |
КДБ 1 304 04 136 |
|
|
Поступление средств, перечисленных из кассы получателя бюджетных средств, на лицевой счет администратора доходов |
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
Графа 5: 010, 811 (с "минусом") |
Пример. Возврат казенному учреждению дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств. Казенное учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений в отношении данных сумм
26 декабря прошлого года казенным учреждением на основании собственных расчетов произведена оплата услуг связи на сумму 4 000,00 руб. по КВР 244, КОСГУ 221. Поставщик услуг связи предоставляет акт, датированный 31 декабря, согласно которому фактически услуги связи были оказаны на 3 700,00 руб.
20 января текущего года средства переплаты в размере 300 рублей зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств и перечислены на лицевой счет администратора доходов. Денежные средства перечислены в доход бюджета 23 января.
В бюджетном учете следует отразить следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
В учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений: | |||||
26 декабря | |||||
КРБ 1 206 21 564 |
КРБ 1 304 05 221 |
4 000,00 |
Перечислен аванс на оплату услуг связи |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
|
31 декабря | |||||
КРБ 1 401 20 221 |
КРБ 1 302 21 734 |
3 700,00 |
Начислены расходы по услугам связи |
|
|
КРБ 1 302 21 834 |
КРБ 1 206 21 664 |
3 700,00 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
|
|
КДБ 1 209 36 564 |
КРБ 1 206 21 664 |
300,00 |
Дебиторская задолженность по услугам связи переведена в состав дебиторской задолженности прошлых лет |
|
|
КДБ 1 304 04 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
300,00 |
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору кассовых поступлений информация об ожидаемых поступлениях в бюджет |
|
|
20 января | |||||
КРБ 1 304 05 221 |
КДБ 1 209 36 664 |
300,00 |
Отражен возврат дебиторской задолженности контрагентом |
Графа 6: 200 (с "минусом"), Графа 5: 812 (с "минусом") |
|
23 января | |||||
КДБ 1 303 05 831 |
КРБ 1 304 05 221 |
300,00 |
Отражено перечисление переплаты на лицевой счет администратора доходов |
Графа 6: 200 Графа 5: 812 |
("обнуляется" ранее отраженный показатель стр. 4210) |
В учете администратора соответствующих кассовых поступлений: | |||||
20 января | |||||
КДБ 1 303 05 831 |
КДБ 1 304 04 136 |
300,00 |
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете администратора кассовых поступлений отражена информация о планируемой к поступлению сумме возврата расходов |
|
|
23 января | |||||
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
300,00 |
Отражено поступление возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора доходов |
Пример. Возврат в кассу казенного учреждения дебиторской задолженности по расходам прошлых лет. Казенное учреждение не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений в отношении данных сумм
На 1 января текущего года неизрасходованный аванс по командировочным расходам в размере 1 000,00 руб. не возвращен подотчетным лицом. В текущем году подотчетное лицо вносит остаток денежных средств в кассу учреждения. Учреждение вносит данные средства на лицевой счет администратора доходов посредством оформления Объявления на взнос наличными.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
В учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений: | |||||
КДБ 1 304 04 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
1 000,00 |
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору кассовых поступлений информация об ожидаемых поступлениях в бюджет |
|
|
КИФ 1 201 34 510 Увеличение 17 |
КДБ 1 208 26 664 |
1 000,00 |
Отражено поступление остатков денежных средств от подотчетного лица |
- |
|
КДБ 1 303 05 831 |
КИФ 1 201 34 610 Уменьшение 17 |
1 000,00 |
Отражено выбытие наличной дебиторской задолженности по расходам прошлых лет из кассы учреждения при внесении на лицевой счет администратора доходов |
- |
4210, 5020 ("обнуляется" ранее отраженный показатель стр. 4210) |
В учете администратора соответствующих кассовых поступлений: | |||||
КДБ 1 303 05 831 |
КДБ 1 304 04 136 |
1 000,00 |
На основании Извещения (ф. 0504805) в учете администратора кассовых поступлений отражена информация о планируемой к поступлению сумме возврата расходов |
|
|
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 303 05 731 |
1 000,00 |
Отражено поступление возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора доходов |
Можно ли зачесть дебиторскую задолженность прошлых лет по налогам и страховым взносам в счет погашения кредиторской задолженности текущего года?
Согласно ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных налогов или страховых взносов могут быть не только возвращены налогоплательщику, но и зачтены в счет предстоящих платежей. Однако данная норма должна применяться казенными учреждениями с учетом особенностей их правового положения, установленных ст. 161 БК РФ, во взаимосвязи с положениями ст. 242 БК РФ.
Обязательства по уплате налогов или страховых взносов, начисленных на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в текущем году, должны быть исполнены за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года. А вот за возвратом сумм переплаченных в прошлом году налогов и страховых взносов казенному учреждению необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@. Факт отсутствия обращения за возмещением излишне уплаченных страховых взносов может рассматриваться органами финансового контроля в качестве финансового нарушения (см. например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.07.2016 N Ф04-2351/16).
Положениями Инструкции N 162н не предусмотрен порядок отражения операций по "зачету" дебиторской задолженности прошлых лет в счет погашения кредиторской задолженности текущего года по аналогичным обязательствам с последующим перечисление денежных средств в доход бюджета за счет ЛБО текущего года (без возврата дебиторской задолженности прошлых лет непосредственно контрагентом). Отсутствие такого порядка обусловлена особенностями кассового обслуживания исполнения бюджета. Кроме того, в большинстве случаев подобное решение будет противоречить порядку санкционирования расходов получателей бюджетных средств. Дело в том, что без постановки на учет бюджетных обязательств допускается перечисление в доход бюджета именно сумм дебиторской задолженности прошлых лет, поступивших на лицевой счет получателя бюджетных средств, минуя счет 40101 (п. 2.5.6 Порядка N 8н).
В случае если осуществление подобных операций не противоречит порядку санкционирования расходов получателей бюджетных средств, установленному на уровне публично-правового образования, необходимые корреспонденции счетов могут быть определены финансовым органом или главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с положениями п. 2 Инструкции N 162н.
______________________________
*(1) Дебиторская задолженность в сумме залоговых платежей, перечисленных получателем бюджетных средств и отражаемых с применением элемента видов расходов 853 "Уплата иных платежей".
*(2) При формировании Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) в соответствующей строке должен быть отражен "логический ноль".
Тема
Особенности правового положения казенных учреждений
См. также
Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Отражение неденежных расчетов казенного учреждения по договорам (контрактам) в бюджетной отчетности
Расчеты казенного учреждения по поступлениям в бюджет. Счет 210 02
Отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной (для госсектора)
Учет доходов бюджета в казенном учреждении
Порядок учета на забалансовых счетах 17 и 18 в целях формирования бюджетной отчетности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.