Учет расчетов с банком по удержанию комиссии
(для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Удержание комиссии из суммы перевода денежных средств по договору эквайринга
Удержание комиссии из денежных средств, находящихся на специальном счете
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
В соответствии с ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств (п. 4 информационного сообщения Банка России от 22.05.2012).
В ситуации, когда вознаграждение за услуги по переводу денежных средств оплачивает учреждение, обязанность по оплате услуг, оказываемых учреждением, считается исполненной в полном объеме - в сумме, принятой банком от плательщика при переводе денежных средств без открытия счета либо в сумме оплаты банковской картой.
Удержание банком комиссии по договору эквайринга в бюджетном и автономном учреждениях
Операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, отражаются по дебету счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 77 Инструкции N 174н, п. 80 Инструкции N 183н).
Пример отражения операций по приему платежей с использованием банковских карт в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений, а также в Отчете об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), рассмотренный специалистами финансового ведомства в письме Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257, предполагает наличие показателей в графе 8 по строкам 700 и 720 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (ф 0503737). В то же время согласно абзацам 14, 19 и 26 п. 44 Инструкции N 33н, отражение показателей в графе 8 по строкам 710 и 720 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета (ф. 0503737) не допускается. При этом согласно п. 44 Инструкции N 33н движение денежных средств, учтенных на счете 0 201 23 000 (поступление и выбытие) отражается в строках 710 и 720 по графе 6 в полном объеме без каких либо исключений.
Инструкции NN 174н и 183н не содержат корреспонденций, предусматривающих возможность отражения операций по оплате расходных обязательств с применением счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". Вместе с тем, положения Инструкции N 33н допускают наличие показателей на основании аналитических данных, отраженных на забалансовых счетах 18, открытых к счетам 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути", не только в разделе "Источники финансирования дефицита средств учреждения", но и в разделе "Расходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) (абзац 7 п. 43 Инструкции N 33н). Соответственно, в бухучете операция по удержанию оператором по переводу денежных средств суммы вознаграждения непосредственно из суммы, указанной в распоряжении клиента (плательщика) и подлежащей перечислению на лицевой счет учреждения, может быть отражена по дебету счета 2 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 2 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".
Пример. Удержание банком комиссии по договору эквайринга в бюджетном учреждении
В кассе бюджетного учреждения установлен платежный терминал. 25 марта с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал были оплачены оказанные учреждением услуги на сумму 50 000,00 руб. После удержания банком вознаграждения за перевод денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения 27 марта зачислены денежные средства в сумме 49 500,00 руб.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
25 марта | |||||
2 205 31 567 |
2 401 10 131 |
50 000,00 |
Начислены доходы от оказания платных услуг |
|
|
2 201 23 510 |
2 205 31 667 |
50 000,00 |
Принята оплата услуг через платежный терминал, установленный в кассе учреждения |
Графа 6 строки 010 и 710 |
|
Увеличение (АнКВД 130, КОСГУ 131) | |||||
2 109 Х0 226 (2 401 20 226) |
2 302 26 735 |
500,00 |
Признано обязательство по уплате вознаграждения оператору по переводу денежных средств |
|
|
27 марта | |||||
2 201 11 510 |
2 201 23 610 |
49 500,00 |
Денежные средства зачислены на лицевой счет за вычетом удержанного банком вознаграждения |
Графа 5 строки 710, 731, Графа 6 строки 720, 732 |
|
Увеличение (АнКВИ 510, КОСГУ 510) |
Увеличение (АнКВИ 610, КОСГУ 610) |
||||
2 302 26 835 |
2 201 23 610 |
500,00 |
Погашена задолженность перед банком в сумме удержанного вознаграждения |
Графа 6 строки 200 и 720 |
|
Увеличение (КВР 244, КОСГУ 226) |
Удержание комиссии из денежных средств, находящихся на специальном счете бюджетного или автономного учреждения
С 27 декабря 2018 года от обязанности предоставлять обеспечение заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) освобождены все государственные (муниципальные) учреждения. До этой даты от обязанности предоставлять обеспечение заявок были освобождены только казенные учреждения (ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая, что Законом N 44-ФЗ было предусмотрено открытие специального счета в том числе и для бюджетных учреждений, бюджетные учреждения были также вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок на участие в электронных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ (письмо Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842).
Требования к договору специального счета, установленные постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626, не содержат каких-либо ограничений по списанию банком комиссии за обслуживание банковского счета. Комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 29 Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Соответственно, списание комиссионного вознаграждения правомерно при условии, что такая форма оплаты услуг кредитной организации установлена договором.
Операция по удержанию кредитной организацией суммы вознаграждения непосредственно из денежных средств, находящихся на спецсчете, может быть отражена по дебету счета 2 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в корреспонденции с кредитом счета 2 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Пример. Удержание комиссии из денежных средств, находящихся на специальном счете бюджетного учреждения
В целях обеспечения заявок для участия в электронном конкурсе бюджетным учреждением 25 марта 2018 года на специальный счет перечислены денежные средств в сумме 100 000,00 рублей. Согласно условиям договора банк списывает вознаграждение за открытие и обслуживания счета в безакцептном порядке. 30 марта со специального чета банком списано вознаграждение в размере 1 000,00 рублей. Одновременно 30 марта отражена блокировка средств на спецсчете в размере обеспечения заявки в сумме 99 000,00 руб. Денежные разблокированы и возвращены на лицевой счет бюджетного учреждения 15 апреля.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
25 марта | |||||
2 201 26 510 |
2 201 11 610 |
100 000,00 |
На спецсчет перечислены средства обеспечения заявки |
Графа 5 строки 720 и 732, графа 6 строки 710 и 731 |
|
Увеличение |
Увеличение |
||||
30 марта | |||||
2 109 Х0 226 (2 401 20 226) |
2 302 26 730 |
1 000,00 |
Начислена задолженность по уплате комиссии банку |
|
|
2 302 26 830 |
2 201 26 610 |
1 000,00 |
Со спецсчета списана сумма банковского вознаграждения |
Графа 6 |
|
Увеличение | |||||
2 210 05 560 |
2 304 06 730 |
99 000,00 |
Отражена блокировка денежных средств на спецсчете в счет обеспечения заявки |
Графа 8 строки 592 и 832 |
- |
15 апреля | |||||
2 304 06 830 |
2 210 05 660 |
99 000,00 |
Отражена разблокировка денежных средств на спецсчете, заблокированных ранее в счет обеспечения заявки |
Графа 8 строки 591 и 831 |
- |
2 201 11 510 |
2 201 26 610 |
99 000,00 |
денежные средства со спецсчета возвращены на лицевой счет |
Графа 5 строки 710 и 731, Графа 6 строки 720 и 732 |
|
Увеличение |
Увеличение |
Удержание комиссии из суммы перевода денежных средств при приеме банком наличных без открытия специальных счетов
Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ч. 5 ст. 5 Закона N 161-ФЗ). Согласно п. 162 Инструкции N 157н денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, учитываются с применением аналитических счетов учета счета 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути". Так, например, в ситуации, когда организации бюджетной сферы заключают с кредитными организациями договор эквайринга, денежные средства, поступившие в счет оплаты услуг учреждения с использованием международных/национальной платежных систем, до зачисления их на лицевой счет учреждения учитываются с применением счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути". При этом, учитывая, что операция по погашению дебиторской задолженности в бухучете учреждения отражается в корреспонденции именно со счетом счета 0 201 23 000 (п. 77 Инструкции N 174н), обязательства плательщика признаются исполненными до зачисления денежных средств на лицевой счет учреждения. Однако при внесении плательщиками наличных денежных средств в кредитную организацию, возможность применения счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" для отражения полученных от плательщиков банком денежных средств весьма сомнительна.
Дебиторская задолженность по платежам в бюджет, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством РФ считается исполненной с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления (п. 3 ст. 45 НК РФ), учитывается у администратора доходов в соответствии с п. 235 Инструкции N 157н с применением счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами". По общему правилу моментом исполнения обязательства по уплате денежных средств в рамках договорных отношений считается момент поступления денежных средств на расчетный счет кредитора. Однако стороны договора могут определить в самом договоре иной момент исполнения обязательства. Соответственно, если договором, на основании которого вносится плата, предусмотрено, что обязанность по внесению такой платы считается исполненной в момент приема банком наличных денежных средств, то с учетом требования о сопоставимости данных бухгалтерского учета и сформированной на их основании бухгалтерской отчетности, установленного абзацем десятым п. 3 Инструкции N 157н, расчеты по дебиторской задолженности по доходам подлежали отражению в бухгалтерском учете также с применением счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".
Пример. Удержание комиссии из суммы перевода денежных средств при приеме банком наличных без открытия специальных счетов
Дошкольное образовательное бюджетное учреждение взимает родительскую плату за присмотр и уход. Момент исполнения обязательств в договоре, заключенном с родителями, отдельно не оговорен. 22 марта от банка получен реестр, содержащий информацию о плательщиках и суммах удержанной комиссии.
В соответствии с заключенным с банком договором банк принимает родительскую плату и одновременно удерживает плату за услуги банка. На лицевой счет дошкольного учреждения 25 марта поступили денежные средства в размере 21 100,00 за минусом услуг банка в размере 900,00 рублей.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Содержание операции |
Код строки Отчета |
|
28 февраля | |||||
2 205 31 567 |
2 401 10 131 |
22 000,00 |
Начислены доходы в виде родительской платы за присмотр и уход за детьми |
|
|
22 марта | |||||
2 109 Х0 226 (2 401 20 226) |
2 302 26 735 |
900,00 |
Начислена задолженность по уплате комиссии банку |
|
|
2 210 05 56Х |
2 205 31 667 |
22 000,00 |
На основании информации, содержащейся в реестре, отражено погашение дебиторской задолженности по внесению родительской платы |
|
|
2 302 26 735 |
2 210 05 66Х |
900,00 |
Отражено погашение задолженности перед банком в сумме удержанной комиссии |
Графа 8 строки 010 и 200 |
|
25 марта | |||||
2 201 11 510 |
2 210 05 66Х |
21 100,00 |
Денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения |
Графа 5 строки 010 и 710 |
|
Увеличение |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.