Учет драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах (для бюджетной сферы) Смотрите в этом материале: Учет драгметаллов при поступлении основного средства Довольно часто объекты основных средств, учтенные на балансе организации бюджетной сферы, содержат детали (микросхемы, транзисторы, диоды и т.п.), в состав которых в небольшом количестве входят драгоценные металлы. К таким основным средствам можно отнести медицинское оборудование, радио- и электроприборы, холодильное оборудование, электронно-вычислительную технику, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним. Драгоценные металлы, содержащиеся в составе таких основных средств, не являются самостоятельными инвентарными объектами и не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете. Поэтому всю информацию о наличии драгоценных металлов в объекте основных средств следует указать в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансового актива (ф. 0504031). ПримечаниеК драгоценным металлам относят - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Требования об организации учета и Порядок учета драгоценных металлов, содержащихся в составе покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) установлены: - Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; - Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731); - Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н). Перечисленные нормативные акты подлежат исполнению всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм. Нормативными актами на организацию возлагается обязанность вести учет драгоценных металлов, содержащихся в покупных изделиях, оборудовании, приборах начиная от момента приобретения до момента списания, и отражать эти данные во всех первичных документах, сопровождающих движение нефинансовых активов (пп. 11, 14 Инструкции N 231, п. 9.1 Правил N 731).
Учет драгметаллов при поступлении основного средства на баланс учреждения
Уже на этапе поступления в учреждение основных средств должна начаться работа по учету содержащихся в них драгоценных материалов (металлов, камней). Установленные профильной комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные материалы. Согласно п. 6 Правил N 731 и пп. 3, 5 Инструкции N 231н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней. ПримечаниеГде можно уточнить информацию о нормативах содержания драгметаллов в объекте основного средства? Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях могут быть (п. 9 Правил N 731, п. 8 Инструкции N 231н): - указаны в технической документации, относящейся к объекту основного средства (паспорте, формуляре, этикетке, руководстве по эксплуатации, справочнике); - запрошены у организаций - разработчиков или изготовителей, если такая информация отсутствует в технической документации на объект основного средства (в том числе устаревшее отечественное и импортное оборудование); - определены уполномоченной комиссией организации бюджетной сферы самостоятельно на основе аналогов или расчетов. Также отдельные показатели содержания драгоценных металлов в различных видах основных средств могут доводиться до организации бюджетной сферы вышестоящей организацией. Поступление объектов основных средств оформляется Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). В разделе 2 "Краткая индивидуальная характеристика объекта(ов)" указываются данные о содержании драгоценных металлов. То есть перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла. Обычно такая работа возлагается на специально созданную в учреждении комиссию. На основании Акта информация о содержании драгоценных материалов переносится бухгалтером в раздел "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Драгметаллы, входящие в состав эксплуатируемых основных средств, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.
Учет выбытия драгметаллов при списании основного средства с баланса учреждения
При списании основных средств,содержащих драгметаллы организация бюджетной сферы должна: - изъять из состава детали, содержащие драгоценные металлы; - классифицировать полученное вторичное сырье по видам драгоценных металлов и определить их нормативы извлечения; - оприходовать полученные в результате разбора техники детали. Изъятие деталей и классификацию вторичного сырья организация бюджетной сферы может выполнить как самостоятельно, так и с привлечением специализированной организации (п. 23 Инструкции N 231н). Как правило, дальнейшее использование в своей деятельности извлеченных деталей, содержащих драгоценные металлы, организацией бюджетной сферы не предполагается, поэтому они приходуются в бухгалтерском учете в составе материальных запасов как лом или отходы. При этом в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) или Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (ф. 0504043)) отражается общая масса отходов и масса содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации. В качестве справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ. Детали (изделия, узлы и т.д.), учитываемые как лом и отходы драгметаллов, собранные в результате ликвидации списанного основного средства, передаются аффинажным организациям или организациям, занимающимся заготовкой лома и отходов, стоящим на специальном учете в Российской государственной пробирной палате при Минфине России (пп. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ). Списание с бухгалтерского учета драгоценных металлов оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). ПримечаниеАффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации, по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла (ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ). Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972. Бухгалтерия учреждения - сдатчика объектов, содержащих драгметалл, сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с данными аффинажных организаций, приведенными в акте приемки, и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции N 231н). ВниманиеЗа нарушение установленных обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации, организация может быть привлечена к ответственности по ст. 15.47 КоАП РФ путем наложения штрафа. Инвентаризация драгметаллов
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также в ломе и отходах, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января), а также при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п. (п. 16 Правил N 731, п. 28 Инструкции N 231н). Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно (п. 36 Инструкции N 231н). Порядок проведения инвентаризаций драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также в ломе и отходах проводится в соответствии с требованиями раздела III Инструкции N 231н. Требования к форме и правилам заполнения инвентаризационных описей (актов) установлены п. 37 Инструкции N 231н. Для отражения результатов инвентаризации можно использовать "Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях" (ф. 0317009). Сведения о ломе и отходах драгметаллов, переданных в другие организации в обработку(переработку) или находящихся в пути, но числящихся на учете организации бюджетной сферы, заносятся в отдельную опись, где указывается наименование организации, наименование ценностей, количество, общая масса и масса в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов, дата передачи ценностей, номера и даты документов (п. 36 Инструкции N 231н).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.