Определение типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ
Материал подготовлен в соответствии текстом приказа Минфина России от 13.05.2019 N 69н, предусматривающего внесение изменений в Порядок N 209н. Текст этого приказа направлен на регистрацию в Минюст России и размещен на официальном сайте Минфина России.
Смотрите в этом материале:
Бюджетные и автономные учреждения
Организации сектора госуправления
Финансовые и нефинансовые организации госсектора
Некоммерческие организации (НКО) и физлица - производители товаров, работ, услуг
Наднациональные организации и правительства иностранных государств
Выбор подстатьи КОСГУ для 24-26 разрядов многих счетов по учету расчетов и финансового результата теперь зависит от статуса вашего контрагента. В частности, от типа контрагента зависит выбор конкретной подстатьи в кодах 560, 660, 730, 830, 150, 160, 180, 190, 240, 250, 280, 500, 600, 700 и 800.
Для формирования максимально достоверных учетных данных определяйте тип контрагента на дату совершения операции.
На сегодняшний день в нормативных актах нет требования об уточнении кода КОСГУ по расчетам, если оплату за вашего контрагента провело третье лицо. Например, дебиторская задолженность физического лица может быть учтена по дебету счета 0 205 31 567 и этот счет не надо менять, даже если за физлицо оплату проведет какая-нибудь организация.
Чтобы понять, к какому из них относится ваш контрагент, придется внимательно изучить информацию о нем. Для этого, например, можно использовать:
1) договоры, контракты, первичные документы контрагента, его фирменные бланки и оттиск печати;
2) официальный сайт контрагента;
3) информацию об учреждении, опубликованную на сайте www.bus.gov.ru;
4) учредительные документы юрлица или их копии;
5) выписку из ЕГРЮЛ. В части открытых данных эти выписки может получить любое заинтересованное лицо на сайте ФНС России, оформив электронный запрос с указанием ИНН своего контрагента.
В 24-26 разрядах счета 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" выбирайте детализацию для кодов 730, 830 исходя из статуса контрагента, от которого поступают средства: Например, если деньги поступили от унитарного предприятия - 733/833, от физлица - 737/837. Аналогичным образом выбирайте детализацию кодов 560, 660 для 24-26 разрядов номера счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" при перечислении средств во временное распоряжение иных лиц - в этом случае учитывайте статус лица, которому перечисляете деньги.
Участники бюджетного процесса
Для учета расчетов - коды 561, 661, 731, 831
Перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ. К ним, в частности, относятся:
- органы законодательной и исполнительной власти (федеральные и субъектов РФ);
- органы местного самоуправления;
- органы государственного/ муниципального финконтроля;
- ГРБС, РБС, администраторы и главные администраторы доходов бюджета;
- получатели бюджетных средств (ПБС), в т.ч. казенные учреждения;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и ФОМС
Примеры:
1. Расчеты бюджетного или автономного учреждения с органом-учредителем по субсидиям. Проводка на основании соглашения о предоставлении субсидии на задание:
Д-т 4 205 31 561 К-т 4 401 40 131.
2. Расчеты вашего учреждения с казенными учреждениями.
3. Расчеты, учитываемые на счете 303 00, по уплате в бюджет страховых взносов, налогов/сборов, пеней и штрафов за налоговые нарушения. В данном случае мы перечисляем средства не просто в бюджет, а участнику бюджетного процесса - администратору доходов (налоговой инспекции). Проводка по начислению налога на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях:
Д-т 2 401 10 189 К-т 2 303 03 731.
4. Расчеты по уплате в бюджет любых административных штрафов. Проводка по начислению оформленного на учреждение штрафа ГИБДД:
Д-т 0 401 20 295 К-т 0 303 05 731
5. Расчеты по уплате в бюджет госпошлин, например, при обращении в Росреестр, Роспатент. Проводка:
Д-т 0 401 20 291, 0 109 80 291 К-т 0 303 05 731
НО! Некоторые услуги оказывают не сами федеральные органы, а подведомственные им бюджетные или автономные учреждения. Если договор заключен, например, с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", то в счетах расчетов применяйте подстатьи 562, 662, 732, 832.
6. Учитывая расчеты по НДС по авансам полученным (счет 210 11) и по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам (счет 210 12) мы, по сути, показываем дебиторку бюджета, которая будет погашена путем налогового вычета. Пока Минфин РФ не дал каких-то специальных разъяснений, можно принять в 24-26 разрядах этих счетов коды 561 и 661.
7. Казначейство и финорганы регионов, в которых открыты лицевые счета учреждений, не относятся к финансовым организациям. Пока Минфин РФ не дал каких-то специальных разъяснений, можно использовать в 24-26 разрядах счета 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" коды 561 и 661.
8. В счете 210 06 "Расчеты с учредителем" бюджетные и автономные учреждения должны указывать код 661, так как орган-учредитель относится к участникам бюджетного процесса (см., например, п. 116 Инструкции 174н).
Бюджетные и автономные учреждения
Для учета расчетов - коды 562, 662, 732, 832
Не забывайте, что учреждения могут менять тип. Причем в поступающих документах может остаться старое наименование. Например, на дату совершения операции учреждение уже может быть казенным, а в первичке еще указан тип "бюджетное". Так что проверяйте хотя бы выборочно выписки из ЕГРЮЛ...
Пока не установлено никаких спецправил по формирования 24-26 разрядов номера счета 304 06 для бюджетных и автономных учреждений:
- при расчетах по внутреннему привлечению остатков средств;
- при приобретении НФА за счет нескольких источников.
До уточнения Минфином РФ своей позиции по данному вопросу по согласованию с органом-учредителем/ финорганом можно, например, отражать их как расчеты "с самим собой - внутренние расчеты" по кодам 732 и 832
Организации сектора госуправления
По сути, это участники бюджетного процесса + бюджетные и автономные учреждения
К сектору государственного управления относятся:
1. Органы госвласти: федеральные и региональные.
2. Органы местного самоуправления.
3. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
4. Государственные и муниципальные учреждения: казенные, бюджетные и автономные.
5. Иные юрлица, осуществляющие полномочия ПБС
Финансовые и нефинансовые организации госсектора
Для учета расчетов - коды 563, 663, 733, 833
Согласно п. 9.5 Порядка 209н к организациям ГОССЕКТОРА относятся:
1. Следующие некоммерческие организации (НКО):
- госкомпании;
2. Унитарные предприятия (ГУП и МУП), в т.ч. казенные предприятия
Иные нефинансовые организации
Для учета расчетов - коды 564, 664, 734, 834
К ИНЫМ нефинансовым организациям относятся коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, которые согласно п. 10.4 Порядка 209н занимаются:
- производством товаров;
- оказанием/ выполнением нефинансовых услуг, работ
Иные финансовые организации
Для учета расчетов - коды 565, 665, 735, 835
К ИНЫМ финансовым организациям согласно п. 10.4 Порядка 209н относятся следующие коммерческие организации:
1) банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
2) юрлица, предоставляющие на основании лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования;
3) страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС;
4) микрофинансовые организации (МФО);
5) иные финансовые организации, в т.ч. негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и лизинговые компании (пока можно ссылаться на п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции)
Некоммерческие организации и физлица - производители товаров, работ, услуг
Для учета расчетов - коды 566, 666, 736, 836
К этой группе относятся:
1. Любые НКО, не входящие в сектор госуправления и госсектор. Иными словами, к этой группе НЕ относятся только такие НКО: казенные, бюджетные и автономные учреждения, госкорпорации, госкомпании и публично-правовые компании.
2. Индивидуальные предприниматели, самозанятые физлица.
3. Термин "физлица - производители товаров, работ, услуг" в бюджетном законодательстве обычно употребляется в контексте предоставления физлицам субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ
Примеры:
- расчеты с профсоюзной организацией, зарегистрированной в качестве НКО;
- расчеты с благотворительными организациями по пожертвованиям;
- расчеты по членским взносам в общественные организации
- расчеты с автономными некоммерческими организациями (АНО) с госучастием и фондами с госучастием.
Физические лица
Для учета расчетов - коды 567, 667, 737, 837
К этой группе относите расчеты с физлицами, не относящимися к "физлицам - производителям товаров, работ, услуг"
Примеры:
- расчеты с сотрудниками по зарплате, пособиям, компенсациям, иным выплатам (счета 302 11, 302 12, 302 66, 206 00 и т.д.);
- расчеты по удержаниям и депонентам (счета 304 02, 304 03);
- расчеты с подотчетными лицами, в т.ч. когда они покупают товары, работы и ли услуги у различных контрагентов (счет 208 00);
- расчеты с бывшими работниками по пособиям, компенсациям, иным выплатам, в т.ч к памятным датам (счета 302 00, 206 00);
- расчеты по недостачам и возмещению ущерба, в т.ч. когда еще окончательно не определено конкретное виновное лицо (счет 209 00);
- расчеты по доходам с физлицами - потребителями платных услуг (счет 205 00);
- расчеты с физлицами по договорам гражданско-правового характера (счета 302 00, 206 00);
- расчеты с иными физлицами - гражданами РФ, например, компенсация стоимости сносимых строений и земли собственнику-физлицу в случае изъятия у него земельного участка (счета 302 00, 206 00);
- расчеты с физлицами-нерезидентами (прежде всего речь идет о физлицах, не являющихся гражданами РФ).
С точки зрения п. 2 ст. 207 НК РФ физлица, которые фактически находятся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев НЕ являются налоговыми резидентами
Наднациональные организации и правительства иностранных государств
Для учета расчетов - коды 568, 668, 738, 838
Наднациональные организации - это организации, учрежденные и контролируемые акционерами-суверенными правительствами соответствующих стран. К ним, например, относятся:
- Европейский союз;
- Всемирный банк;
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Всемирная торговая организация
Нерезиденты
Для учета расчетов - коды 549, 569, 649, 669, 739, 839
Определение понятия "нерезидент" в целях применения КОСГУ нормативными актами пока не установлено. Сейчас это понятие приведено в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Прежде всего это юрлица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.