Повторное совершение административного правонарушения в финансово-бюджетной сфере
Повторное совершение однородного административного правонарушения является обстоятельством, отягчающими административную ответственность, и учитывается при назначении наказания - в пределах санкции может быть назначено более суровое наказание (ч. 2 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Санкцией ст. 15.15.14 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При совершении правонарушения впервые может быть применен штраф в минимальном размере - 10 тыс. руб. А если это правонарушение признано совершенным повторно, штраф может быть назначен в большем размере, но не более 30 тыс. руб.
Повторным считается правонарушение, совершенное в период, когда лицо является подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст.4.3 КоАП РФ).
В данном случае важным является понятие однородности правонарушения. Под однородным понимается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Таким образом, правонарушение может быть признано совершенным повторно не только в случае совершения аналогичного (такого же) правонарушения, но и правонарушения в той же сфере охраняемых правоотношений.
Составы административных правонарушений в сфере бюджетных правоотношений предусмотрены статьями 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ. Соответственно, совершение правонарушения, предусмотренного одной из этих статей, лицом, подвергнутым наказанию по какой-либо из них (не обязательно по той же самой), может быть признано повторным.
Однородным может быть признано нарушение ГРБС порядка предоставления межбюджетных трансфертов (ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ), если он, считается подвергнутым административному наказанию за нарушение порядка предоставления бюджетных инвестиций (ч. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ).
Если повторность предусмотрена в качестве квалифицирующего признака конкретного правонарушения, то повторность правонарушения, предусмотренная ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не может учитываться как отягчающее ответственность обстоятельство (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ).
В данном случае речь идет об аналогичных правонарушениях, в отношении повторности которых КоАП РФ установлена специальная ответственность. Так частью 2 ст. 15.15.5-1 и частями 5-7 ст. 15.15.6 КоАП РФ установлена ответственность за повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1-3 этих статей.
Правонарушение |
Санкция |
Санкция за повторное нарушение |
Невыполнение государственного (муниципального) задания |
предупреждение или штраф на должностных лиц от ста до одной тысячи рублей (ч. 1 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ) |
штраф на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ) |
Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности |
предупреждение или штраф на должностных лиц от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
штраф на должностных лиц от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление финансовой отчетности, содержащей значительное искажение показателей, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности |
штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
штраф на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению финансовой отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния |
штраф на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
штраф на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ) |
Поскольку в перечисленных выше случаях повышенная ответственность за повторное нарушение предусмотрена специальными нормами, то, как отмечалось выше, ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ здесь применяться не должна (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ)., поскольку если применить специальную норму о повторности и ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, ответственность будет ужесточена дважды (см., например, постановление ВС Удмуртской Республики от 17.07.2014 N 4а-320).
Важным моментом для установления повторности является срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Данный срок устанавливается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). То есть если правонарушение совершено в этот период, оно может быть признано совершенным повторно.
Этот срок применяется для установления повторности как однородных правонарушений, так и аналогичных, для которых КоАП РФ предусмотрены специальные санкции за повторное совершение (см., например, решение Новосибирского облсуда от 12.05.2015 N 7-265/2015).
1. Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2018 и исполнено 12.09.2018. Новое аналогичное правонарушение совершено 20.03.2019.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с 05.09.2018 (момент вступления в силу постановления) по 11.09.2019 (окончание одного года с момента исполнения). Следовательно, новое аналогичное правонарушение, совершенное 20.03.2019, может быть признано повторным, и ответственность назначена по ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
2. Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2018 и исполнено 12.09.2018. Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 14.09.2019.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию с 05.09.2018 (момент вступления в силу постановления по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ) по 11.09.2019 (истечение одного года с момента исполнения). Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 14.09.2019.- за пределами срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ. Следовательно, оно не может быть признано повторным.
Правонарушение не является повторным, если оно совершено до вступления в силу постановления за однородное правонарушение (см. постановление ВС РФ от 25.04.2016 N 306-АД15-19553, определение ВС РФ от 06.02.2019 N 304-АД18-24749).
Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2018. Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 04.09.2018.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ начиная с 05.09.2018 (момента вступления в силу постановления). Следовательно, правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ, совершенное этим лицом 04.09.2018, не может быть признано повторным.
Решая вопрос о том является ли лицо подвернутым наказанию в момент совершения нового правонарушения, следует исходить из того, что постановление должно быть исполнено в полном объеме. Если же постановление не исполнялось или исполнено не полностью, то по общему правилу указанный выше срок исчисляется с учетом ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, согласно которой постановление о назначении наказания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
То есть если срок исполнения не прерывался, не предоставлялись отсрочка, рассрочка исполнения (ст. 31.5 КоАП РФ), такой срок нужно исчислять следующим образом:
1) два года с момента вступления постановления в законную силу;
2) после чего добавляется один год со дня окончания возможности исполнения соответствующего постановления.
1. Постановление о назначении наказания в виде штрафа по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2016 и в течение 2 лет не было исполнено. Новое аналогичное правонарушение совершено 20.03.2019.
Поскольку постановление не исполнено, согласно ст. 4.6 КоАП РФ с учетом ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ с 05.09.2016 по 04.09.2019. Следовательно, аналогичное правонарушение совершенное 20.03.2019 может быть признано повторным, ответственность назначена по ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
2. Постановление о назначении штрафа по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ вступило в силу 05.09.2016 и в течение 2 лет не было исполнено. При этом в постановлении содержалась информация о предоставлении рассрочки уплаты штрафа на три месяца в порядке ч. 2 ст. 35 КоАП РФ. Правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ совершено 09.09.2019.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ с учетом ч.ч. 1 и 4 ст. 31.9 КоАП РФ лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ с 05.09.2016 по 04.12.2019 (течение срока давности продлевается на срок рассрочки). Следовательно, правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.2 КоАП РФ, совершенное этим лицом, может быть признано повторным.
Признать повторным и применить ч. 2 ст. 15.15.5-1 и ч.ч. 5-7 ст. 15.15.6 КоАП РФ нельзя в случаях, если правонарушение совершено:
- до вступления в силу постановления о назначении наказания по ч. 1 ст. 15.15.5-1 или ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ;
- по истечении одного года с момента полного исполнения постановления о назначении наказания по ч. 1 ст. 15.15.5-1 или ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ;
- по истечении трех лет, с момента вступления постановления по ч. 1 ст. 15.15.5-1 или ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ в силу, если оно не было исполнено и исполнение не прекращалось, не приостанавливалось, не предоставлялись рассрочка, отсрочка (срок давности исполнения 2 года по ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ плюс один год с момента его окончания (ст. 4.6 КоАП РФ).
В этих случаях должны применяться ч. 1 ст. 15.15.5-1 и ч.ч. 1-3 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В ситуации, когда отсутствуют сведения об исполнении наказания в течение двух лет со дня вступления постановления в законную силу, а также отсутствуют сведения о перерыве течения соответствующего срока давности, днем окончания исполнения постановления (независимо от календарной даты, когда судебным приставом-исполнителем принято решение об окончании исполнительного производства) будет являться день, в который истекли два года со дня вступления данного постановления в законную силу. Таким образом, лицо будет считаться подвергнутым соответствующему административному наказанию до истечения одного года с указанного дня (постановление Краснодарского краевого суда от 27.02.2019 N 4А-388/2019).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.