Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2020
С 01 января 2020 года вступают в силу очередные стандарты бухгалтерского учета для применения организациями бюджетной сферы:
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов*(1) "Запасы", утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 N 256н, и Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075;
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов*(1) "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 N 124н, и Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716;
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов*(1) "Долгосрочные договоры", утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 N 145н;
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов*(1) "Концессионные соглашения", утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 N 146н*(2);
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов*(1) "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности", утв. приказом Минфина России от 28.02.2018 N 37н, и Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 06.08.2019 N 02-06-07/59183.
Первые четыре федеральных стандарта устанавливают новые нормы или уточняют ранее существующие, применяемые к бюджетному (бухгалтерскому) учету экономических категорий, таких как запасы, договоры, создаваемые финансовые резервы, а также имущество, переданное по концессионному соглашению. Поэтому всем организациям бюджетной сферы необходимо проанализировать и при необходимости дополнить или откорректировать, согласно требованиям этих федеральных стандартов, существующую в организации Учетную политику (п. 1 ч. 6 ст. 8 федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 12 федерального стандарта "Учетная политика").
Вводимые федеральными стандартами нормы с точки зрения их включения в Учетную политику условно можно разделить на:
- нормы, для которых допустим выбор из предложенных вариантов учета в зависимости от отраслевых или субъективных особенностей конкретной организации бюджетной сферы;
- нормы, устанавливающие для всех организаций бюджетной сферы единые правила бухгалтерского (бюджетного) учета и потому не нуждающиеся в раскрытии в рамках Учетной политики.
Итак, при внесении изменений в Учетную политику 2020 года руководствуйтесь следующим.
1. Нормы, которые ТРЕБУЮТ обязательного раскрытия в рамках локального акта Учетная политика:
Часть таких положений ранее уже могла быть включена в Учетную политику организации на основании норм Инструкции 157н или разъяснительных писем Минфина России. В таком случае установленные нормы прошлых лет следует проверить на соответствие применяемым новым правилам учета.
Вопрос, который надо решить в Учетной политике |
Рекомендации для принятия решения с 2020 года |
Отражение в учетной политике прошлых лет |
1) Применяемые единицы учета запасов |
Определите правило учета: - в номенклатурных (реестровых) единицах, например, в штуках, в килограммах, в метрах и т.п. или - по однородной (реестровой) группе, например, по партиям. См. подробнее примеры, описанные в Методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 |
п. 101 Инструкции 157н было установлено аналогичное право выбора единицы учета материальных запасов |
2) Порядок группировки материальных запасов |
Определите единообразный порядок отнесения используемых материальных запасов к соответствующим группам учета: - материалы, - готовая продукция, биологическая продукция, - товары, - иные материальные запасы |
-- |
3) Порядок группировки незавершенного производства |
Опишите порядок формирования затрат, и правила их списания |
-- |
4) Терминологии: - материальные запасы; - материалы; - готовая продукция; - биологическая продукция; - незавершенное производство |
Проверьте использование следующих терминов и при необходимости уточните. Например, - продукцию животноводства, растениеводства теперь следует относить к биологической продукции; - материалами следует называть материальные ценности, используемые в текущей деятельности в течение периода, не превышающего 12 месяцев; - незавершенное производство допустимо определять не только по изготавливаемой продукции, выполняемым работам, но и по оказанным услугам |
|
5) Порядок определения фактической себестоимости (затрат на производство) видов продукции |
Определите способ калькулирования себестоимости единицы продукции. См. подробнее в примерах, описанных в Методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075, и Энциклопедии решений |
п. 104 и п. 134 Инструкции 157н было определено требование для учреждения: самостоятельно выбрать способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов |
6) Порядок уточнения первоначальной себестоимости приобретенных материальных запасов, но находящихся в пути |
Определите возможность допущения учета таких материальных запасов с выделением отклонений фактической себестоимости от транспортных расходов, наценок посреднических организаций |
-- |
7) Особенности отражения материальных запасов, относящихся к группе "Товары", переданных в реализацию |
Определите правила формирования розничной цены: обособление или нет торговой наценки |
п. 125 Инструкции N 157н было установлено аналогичное требование |
8) Метод оценки запасов при выбытии |
Следует выбрать: - по стоимости каждой единицы; - по средней стоимости |
п. 108 Инструкции N 157н |
9) Применяемые единицы учета по каждому виду резерва: - по гарантийному ремонту; - по претензиям, искам; - по реструктуризации; - по убыточным договорным обязательствам; - на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации |
Для каждого вида резерва следует установить единицу учета. Например: - документ (исковая претензия, договор); - оказанная услуга, включающая в себя обязанность по дальнейшему гарантийному обслуживанию. Также см. нормы п. 302.1 Инструкции N 157н |
-- |
10) Особенности отнесения договора со сроком исполнения менее 1 года, но дата начала и окончания которого относятся к разным финансовым годам |
Область определения договора: - договор подряда; - договор возмездного оказания услуг. Определите правила признания такого договора: - как долгосрочного; - как краткосрочного.
Важно: рассматриваемый договор не относится к договору купли-продажи или договору аренды |
-- |
11) Способ определения процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда |
Следует выбрать: а) как соотношение объема фактически выполненных на конец отчетного периода работ к общему объему работ по договору; б) как соотношение расходов, понесенных в связи с выполненным на конец отчетного периода объемом работ и предусмотренных сводным сметным расчетом, к общей величине расходов по договору строительного подряда |
-- |
12) Порядок расчета доходов от реализации по иному долгосрочному договору подряда или возмездного оказания услуг, если выполнение работ (оказание услуг) осуществляется неравномерно |
Установить правило, согласно которому будет определяться объем выполненных работ (оказанных услуг) по договору на каждую отчетную дату.
Например, главой 25 НК РФ предложен метод распределения дохода пропорционально доле фактических расходов, понесенных в конкретном отчетном периоде, в общей сумме расходов по смете по рассматриваемому договору (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ) |
-- |
13) Объекты непроизведенных активов, не соответствующие понятию "Актив" |
Определить забалансовый счет, на котором будет вестись учет |
|
2. C 2020 года изменяется принцип формирования резервов.
Во-первых, федеральными стандартами "Запасы" и "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" определен перечень событий хозяйственной жизни, при наступлении которых организации обязаны (а не имеют право) создавать конкретные резервы.
Во-вторых, методика расчета для большинства резервов также указана и является единой для всех организаций бюджетной сферы. Поэтому если ранее Учетной политикой было предусмотрено формирование резервов, аналогичных резервам, представленным в таблице, то такую информацию следует проанализировать и при необходимости скорректировать.
Вид резерва |
Норма, определяющая требование или право на создание резерва и его оценку с 2020 года |
Норма, применяемая для отражения в Учетной политике прошлых лет |
1) Резерв под снижение стоимости материальных запасов |
Необходимость создания резерва определена п. 32 федерального стандарта "Запасы". Условие создания резерва: наличие материальных запасов, предназначенных: - для распространения за символическую плату; - для реализации, при которой в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась. Порядок оценки резерва определен |
---- |
2) Резервы: - по реструктуризации; - по убыточным договорным обязательствам; - на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации |
Определены п.п. 13 -15 федерального стандарта "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах". Создание резервов является обязанностью: - при наличии плана утвержденных мероприятий по реструктуризации деятельности организации; - при возникновении убыточного договора; - при закупке основного средства, требующего в будущем конкретных затрат на демонтаж.
Порядок оценки каждого из резервов определен (см. п. 2 и п. 4 соответствующих Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716).
Дата принятия каждого из резервов определена.
Сформированы критерии признания резерва (п. 9 СГС "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах") |
абз. 6 п. 302.1 Инструкции N 157н - резерв по реструктуризации.
абз. 2 п. 302.1 Инструкции N 157н - иные резервы.
Дату принятия резервов и порядок их оценки следовало раскрыть в Учетной политике прошлых лет |
3) Резервы по претензиям, искам |
Определен п.п. 11, 12 федерального стандарта "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах". Создание резерва является обязанностью при предъявлении организации бюджетной сферы претензионного требования, иска.
Порядок оценки резерва определен.
Дата принятия резерва определена.
Следует определить наличие особенности признания суммы резерва. Например, с учетом экспертного мнения наступления события по удовлетворению выставленного организации иска (см. п. 4.1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716) |
абз. 7 п. 302.1 Инструкции N 157н
Дату принятия резервов и порядок их оценки следовало раскрыть в Учетной политике прошлых лет |
4) Резерв по гарантийному ремонту |
Определен п. 10 федерального стандарта "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах". Условием создания резерва является наличие у организации бюджетной сферы, как исполнителя, договора (договоров) продажи (передачи) товаров (работ, услуг) заказчику (покупателю), содержащие условия осуществления возможного гарантийного ремонта.
Порядок оценки резерва следует разработать и утвердить самостоятельно. Возможные примеры приведены в п. 2 и п. 4.3 соответствующих Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716 |
абз. 4 п. 302.1 Инструкции N 157н
Дату принятия резерва и порядок оценки следовало раскрыть в Учетной политике прошлых лет |
3. Федеральным стандартом "Концессионные соглашения" определен порядок передачи и возврата имущества по концессионному соглашению. Если Учетная политика прошлых лет регулировала отражение хозяйственных операций по таким соглашениям, то эти нормы следует исключить.
4. Федеральным стандартом "Запасы" однозначно определены:
а) правила оценки первоначальной стоимости материальных запасов (раздел IV федерального стандарта "Запасы");
б) правила оценки материальных запасов при их отчуждении не в пользу организаций государственного сектора (п. 29 федерального стандарта "Запасы");
в) переоценка (случаи и сроки) материальных запасов (раздел V федерального стандарта "Запасы);
Таким образом, с 2020 года в рамках Учетной политики не следует раскрывать информацию об определении справедливой цены указанных нефинансовых активов.
5. Обратите внимание еще на один документ, в который в текущем (2019 году) вносились изменения, отчасти затрагивающие положения, устанавливаемые в рамках Учетной политики организации, - это Кодекс РФ об административных правонарушениях, а точнее, п. 5 Примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ, введенный Федеральным законом от 29.05.2019 N 113-ФЗ. Мы рекомендуем проверить и включить в приложение "График документооборота" для каждого первичного документа, на основании которого отражаются хозяйственные операции в учете организации, ответственного за оформление первичного документа. Такая норма позволит определить виновное лицо за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае если такое искажение допущено в результате несоответствия составленного первичного учетного документа свершившемуся факту хозяйственной жизни.
_________________________________
*(1) - пп. а) п. 14 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ внесены изменения в наименования всех стандартов, утвержденных до 26.07.2019, теперь их следует читать как федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов
*(2) - в том числе стандарт применяется и автономными учреждениями (п. 1 раздела I федерального стандарта "Концессионные соглашения"). Однако согласно ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях" автономные учреждения не определены как возможные участники на стороне концендента.