Учет медикаментов (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Общие положения по учету медикаментов
Выбор единицы учета медикаментов
Общие положения по учету медикаментов
Медикаменты учитываются в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений в составе материальных запасов на счете (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н):
- 105 31 "Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения" казенными учреждениями;
- 105 21 "Медикаменты и перевязочные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" или 105 31 "Медикаменты и перевязочные средства - иное движимое имущество учреждения" бюджетными и автономными учреждениями.
Согласно проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н..." счет 105 01 планируется переименовать, как "Лекарственные препараты и медицинские материалы" и на нем будут учитываться, в частности, медикаменты, применяемые в медицинских целях.
Соответственно, медикаменты, не предназначенные для использования в медицинских целях, например, для научных опытов или исследований учитываются на счете 105 06 "Прочие материальные запасы" (см. например, письмо Минфина России от 28.06.2019 N 02-08-10/47979).
Не всегда те или иные материальные ценности можно с уверенностью отнести к медикаментам. Для решения этого вопроса должностные лица учреждения могут обращаться к материалу:
1. Классу 21 "Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях" Общероссийского классификатора (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее - Общероссийский классификатор);
2. Отраслевым нормативным правовым актам:
- ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ);
- п. 1 "Инструкции...", утв. приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747);
- ст. 38 "Медицинские изделия" Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При принятии решения об отнесении конкретного материального запаса к медикаментам необходимо использовать приведенные нормы в совокупности.
Пример. Отнесение к медикаментам дезинфекционных средств
Дезинфекционные средства относятся к лекарственным средствам (медикаментам) (п.п. 1, 14 Инструкции N 747).
В то же время Общероссийский классификатор разделяет дезинфекционные средства на:
- медицинские: класс 21, код 21.20.10.158 "Антисептики и дезинфицирующие препараты";
- хозяйственные (химические): класс 20, код 20.20.14.000 Средства дезинфекционные.
Таким образом, на счете 105 01 могут учитываться только медицинские дезинфекционные средства, применяемые в медицинских целях (см. также постановление Восемнадцатого ААС от 07.08.2013 N 18АП-5881/13).
Следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.
В определенных случаях в учреждении необходимо вести предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения. Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их "специального" учета и соответствующие документы регулируются ст. 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете возможно учитывать в суммовом выражении, при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование) - аптеке учреждения. При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках формирования его учетной политики (п. 1 письма Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Учреждение самостоятельно выбирает единицу бухгалтерского учета запасов с учетом положений, установленных им в рамках формирования учетной политики. Главное: обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также - надлежащий контроль за их сохранностью и движением (п. 8 Стандарта "Запасы").
Согласно п. 8 Стандарта "Запасы" единицей запасов является:
- номенклатурная (реестровая) единица;
либо
- партия, однородная (реестровая) группа запасов. При этом должен быть обеспечен аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за их сохранностью и движением.
Единица учета выбирается в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования.
Выбор единицы учета медикаментов
Лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, следует учитывать по номенклатурным единицам. К примеру, к ним относятся препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества.
Иные медикаменты можно учитывать партиями. Партия включает в себя однородные товары, поступившие от одного поставщика по одному документу или по нескольким документам, но одновременно, а также товары, поступившие от одного поставщика одним видом транспорта. Данная единица учета позволяет отслеживать срок годности, избежать убытков.
Поступление медикаментов в учреждение
Расходы на приобретение медикаментов относятся на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Подстатья КОСГУ выбирается следующим образом:
1. На подстатью 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ относятся расходы по приобретению лекарственных препаратов, применяемых исключительно в медицинских целях (п. 11.4.1 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 01.11.2019 N 02-08-10/84779). При этом, по мнению Минфина, по подстатье 341 КОСГУ могут быть отражены расходы по приобретению лекарственных средств и ветеринарных препаратов для оказания ветеринарных услуг в лечебных целях (письмо Минфина России от 24.01.2020 N 02-08-10/4318).
2. На подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы по приобретению лекарственных препаратов, не предназначенных для использования в медицинских целях. Например, для научных опытов или исследований (письмо Минфина России от 28.06.2019 N 02-08-10/47979).
Коды КОСГУ отражаются в 24-26 разрядах номера счета 105 01 (п. 21 Инструкции N 157н, п. 21 Инструкции N 162н, п. 31 Инструкции N 174н, п. 31 Инструкции N 183н).
Исходя из того, что счета учета материальных запасов увязываются с кодами КОСГУ 341-346, поступление медикаментов в учреждение может отражаться по целевому/функциональному назначению медикаментов на следующих счетах учета:
- 0 105 Х1 341: при их использовании в медицинских целях;
- 0 105 Х6 346: когда они не предназначены для использования в медицинских целях.
Медикаменты принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 11 Стандарта "Запасы").
При формировании первоначальной стоимости медикаментов нет особенностей - этот процесс осуществляется в общем порядке для материальных запасов.
О формировании первоначальной стоимости материальных запасов подробнее смотрите здесь.
Принятие к бухгалтерскому учету приобретенных (полученных) медикаментов осуществляется на основании первичных (сводных) учетных документов (п. 11 Стандарта "Запасы").
Это может быть:
- Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0507207), оформленный комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов в порядке, определенном в рамках учетной политики;
- первичные учетные документы, предусмотренные условиями договора (контракта). Подобные отгрузочные документы, оформленные надлежащим образом, являются достаточным основанием для принятия к учету объектов. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207) не требуется (см. письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795). Вместе с тем, учетной политикой может быть предусмотрен конкретный порядок оформления подобных дополнительных документов.
Если при поступлении медикаментов требуются дополнительные вложения (например, их необходимо доставить в учреждение за дополнительную плату), их стоимость, а также все суммы дополнительных вложений "накапливаются" на счете 106 04 "Вложения в материальные запасы" и лишь затем относятся в дебет счета 105 00 "Материальные запасы".
Если помимо суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (продавцу), учреждение не будет осуществлять никаких других затрат, непосредственно связанных с приобретением медикаментов, их поступление сразу может отражаться по дебету счета 105 00 "Материальные запасы" (см. определение Верховного Суда РФ от 08.04.2020 N 301-ЭС20-3205).
Приобретение медикаментов за плату (по обменным операциям) отражается в общем порядке для материальных запасов.
Кроме того, медикаменты могут поступать в учреждение по необменным операциям (в том числе, безвозмездно). Тогда в бухгалтерском (бюджетном) учете отражаются следующие корреспонденции счетов:
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
КРБ 1 105 31 341*(1) |
КРБ 1 304 04 341 |
0 105 Х1 341*(1) |
0 304 04 341 |
Безвозмездное получение медикаментов в рамках внутриведомственных расчетов, в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) |
КРБ 1 105 31 341 |
КДБ 1 401 10 19Х |
2 105 Х1 341 |
2 401 10 19Х |
Безвозмездное получение медикаментов от организаций, в том числе от организаций госсектора, физических лиц, нерезидентов за исключением закрепления права оперативного управления |
|
|
4 105 Х1 341 |
4 401 10 191 |
Безвозмездное получение медикаментов при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством РФ |
КРБ 1 105 31 341 |
КРБ 1 106 34 341 |
0 105 Х1 341*(2) |
1 106 Х4 341 |
Оприходование медикаментов в сумме их фактической стоимости, сформированной при безвозмездном получении, в том числе в рамках нескольких договоров |
КРБ 1 105 31 341 |
КДБ 1 401 10 199 |
0 105 Х1 341 |
0 401 10 199 |
Оприходование неучтенных медикаментов, выявленных при инвентаризации |
Списание медикаментов
Списание медикаментов в бухгалтерском (бюджетном) учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 162н, 174н, 183н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
Списание медикаментов с истекшим сроком годности осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). При этом в учете может отражаться бухгалтерская запись по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 37 Инструкции N 174н, п. 37 Инструкции N 183н).
Важным является вопрос момента списания медикаментов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания медикаментов желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче, к примеру, со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н, п. 40 Стандарта "Запасы"). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств. То есть документы по "специальному" учету медикаментов.
Пример. Как учреждению отразить в учете медикаменты
Медицинское бюджетное учреждение за счет средств ОМС приобретает у коммерческой организации панкреатин. В учреждении принято решение о списании панкреатина прямым расходом на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) с приложенными к нему документами, обосновывающими количество.
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
7 105 31 341 |
7 302 34 834 |
Панкреатин учтен в составе медикаментов |
7 302 34 734 |
7 201 11 610 |
Отражена оплата поставщику медикаментов |
7 401 20 272 (7 109 ХХ 272) |
7 105 31 441 |
Отражено списание панкреатина, использованного на нужды учреждения |
______________________________
*(1) В таблице приведены бухгалтерские записи для поступления медикаментов, используемых в медицинских целях. Для отражения поступления медикаментов, не используемых в медицинских целях, применяются аналогичные бухгалтерские записи, но по дебету отражается счет 0 105 36 346.
*(2) Инструкции NN 174н, 183н не содержат такой бухгалтерской записи, но с учетом того, что данные бухгалтерского учета учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, данная бухгалтерская запись может быть согласована бюджетными учреждениями в порядке п. 4 Инструкции N 174н, автономными учреждениями в порядке п. 5 Инструкции N 183н.
Тема
Материальные запасы. Счет 105 00 (для бюджетной сферы)
См. также
Группировка материальных запасов по аналитическим счетам "Материальные запасы" (для бюджетной сферы)
Поступление материальных запасов (для госсектора)
Выбытие (отпуск) материальных запасов (для госсектора)
Первичные документы по учету материальных запасов (для бюджетной сферы)
Документальное оформление списания материальных запасов (для бюджетной сферы)
Учет приобретения материальных запасов за плату (для бюджетной сферы)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.