Учет инструментов при их приобретении (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
В широком понимании "инструмент" - это предмет, орудие, устройство, механизм для производства каких-либо работ. Его назначение крайне велико. Инструменты могут быть музыкальными, портновскими, слесарными, измерительными, строительными, плотницкими и т.д. Однако в целом подход к учету различных инструментов в организациях бюджетной сферы будет одинаковым. Основное условие - отнесение таких материальных ценностей в состав основных средств или материальных запасов. Но не стоит забывать и об исключениях из общих правил.
Бухгалтерский (бюджетный) учет инструментов
Принятие решения об отнесении имущества к основным средствам или материальным запасам находится в компетенции постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия). Причем такое решение должно быть оформлено документально (п. 34 Инструкции N 157н).
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39, 45 Инструкции N 157н. Основными критериями отнесения объекта к основным средствам являются: срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев, объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций, использоваться неоднократно или постоянно. А вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. Кроме того, согласно положениям Стандарта "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (см. также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Следовательно, если организация бюджетной сферы планирует использовать приобретенные инструменты постоянно (неоднократно) и более 1 года, то профильной комиссией учреждения может принято вполне обоснованное решение об учете такого инструмента в составе основных средств.
В такой ситуации расходы на закупку инструмента отражаются по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н, подп. 11.1 п. 11 Порядка N 209н). Учет ведется на счете 101 06 "Инвентарь производственный и хозяйственный".
Если же инструменты не удовлетворяют условиям принятия их к учету как основных средств, срок полезного использования инструментов составляет год и менее (к примеру, они подлежат периодической замене), то их учет может осуществляться в составе материальных запасов. Причем в случае принятия к учету инструментов, период эксплуатации которых превышает 12 месяцев, срок их полезного использования определяется профильной комиссией (п. 10 Стандарта "Запасы", раздел 2 Методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075).
Затраты на покупку инструментов - материальных запасов относятся на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке, как правило, с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н, подп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н) и отражаются на счете 105 06 "Прочие материальные запасы" (п. 118 Инструкции N 157н).
Исключение могут составлять, к примеру, медицинские инструменты, применяемые в медицинских целях, приобретение которых возможно по подстатье 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" КОСГУ. Объясняется это следующим.
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 КОСГУ (подп. 11.4.1 п. 11 Порядка N 209н). В свою очередь, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Специальные инструменты относятся только в состав материальных запасов независимо от их стоимости и срока эксплуатации. Это инструменты целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа.
Формирование первоначальной стоимости инструментов
В соответствии с п. 15 Стандарта "Основные средства" первоначальная стоимость основного средства, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, по сути, формируется из цены и любых фактических затрат на приобретение, создание объекта, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации. Перечень затрат, которые не должны включаться в первоначальную стоимость основного средства поименован в п. 17 Стандарта "Основные средства". Данные правила в полной мере подходят и при формировании первоначальной стоимости инструментов при условии, что они учтены в составе основных средств.
Формирование первоначальной стоимости инструментов - основных средств в объеме фактических затрат должно осуществляться на счетах аналитического учета счета 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 31 Инструкции N 162н, п. 51 Инструкции N 174н, п. 51 Инструкции N 183н), а именно:
- 106 21 "Вложения в основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 106 31 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения".
Типовые корреспонденции счетов по формированию первоначальной стоимости инструментов, принимаемых к учету в качестве основных средств
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение |
Содержание хозяйственной операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
КРБ 1 106 31 310 |
КРБ 1 208 31 667, КРБ 1 208 28 667*(1) |
0 106 Х1 310*(1) |
0 208 31 667, 0 208 28 667*(1) |
Приняты к учету вложения в инструменты, осуществленные через подотчетное лицо |
2 |
КРБ 1 106 31 310 |
КРБ 1 302 31 73Х, КРБ |
0 106 Х1 310*(1) |
Приняты к учету вложения в инструменты, осуществленные через контрагента |
|
3 |
КРБ 1 208 31 567, КРБ 1 208 28 567*(1) |
КРБ 1 304 05 310, КРБ 1 304 05 228*(1) |
0 208 31 567, 0 208 28 567*(1) |
0 201 Х1 610 (Увеличение счета 18, |
Перечислены денежные средства на банковскую карту подотчетного лица |
4 |
КРБ 1 208 31 567, КРБ 1 208 28 567*(1) |
КИФ 1 201 34 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 310, 228)*(1) |
0 208 31 567, 0 208 28 567 *(1) |
0 201 34 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 310, 228)*(1) |
Денежные средства выданы подотчетному лицу из кассы учреждения |
5 |
КРБ 1 302 31 83Х, КРБ |
КРБ 1 304 05 310, КРБ 1 304 05 228*(1) |
0 201 Х1 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 310, 228)*(1) |
Перечислены денежные средства за инструменты, сопутствующие услуги (работы) контрагенту |
|
6 |
КРБ 1 101 36 310 |
КРБ 1 106 31 310 |
0 101 Х6 310*(1) |
0 106 Х1 310*(1) |
Приняты к учету инструменты в составе основных средств |
Также как по инструментам - основным средствам первоначальная стоимость инструментов - материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций или созданных учреждением, определяется в сумме фактически произведенных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (исполнителями, продавцами), кроме приобретения (создания, получения, сбора) материальных запасов, используемых для выполнения работ, оказания услуг, облагаемых НДС, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (п. 19 Стандарта "Запасы").
Учет вложений в материальные запасы - инструменты ведется на аналитических счетах счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н):
- 106 24 "Вложения в материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 106 34 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения".
В то же время, если кроме стоимости приобретения инструмента учреждение не планирует осуществлять иных затрат, непосредственно связанных с их покупкой, в этом случае принятие к учету материальных ценностей может сразу отражаться по дебету счета 105 00 "Материальные запасы". Данный вывод подтверждается и типовыми корреспонденциями счетов, предусмотренными в Инструкциях по применению планов счетов.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета следует, что использование счета 106 04 осуществляется в случае, когда необходимо сформировать первоначальную стоимость инструментов. При этом если речь идет о приобретении инструментов в качестве материальных запасов по сформированной стоимости отражать расчеты на счете 106 04 уже не надо (см. также определение ВС РФ от 08.04.2020 N 301-ЭС20-3205).
Типовые корреспонденции счетов по формированию первоначальной стоимости инструментов, принимаемых к учету в качестве материальных запасов
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение |
Содержание хозяйственной операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
Принятие к учету инструментов при наличии сопутствующих расходов | |||||
1 |
КРБ 1 106 34 34Х*(1) |
КРБ 1 208 34 667, КРБ 1 208 2Х 667*(1) |
0 106 Х4 34Х*(1) |
0 208 34 667, 0 208 2Х 667*(1) |
Приняты к учету вложения в инструменты, осуществленные через подотчетное лицо |
2 |
КРБ 1 106 34 34Х*(1) |
КРБ 1 302 34 73Х, КРБ |
0 106 Х4 34Х*(1) |
Приняты к учету вложения в инструменты, осуществленные через контрагента |
|
3 |
КРБ 1 208 34 567, КРБ 1 208 2Х 567 *(1) |
КРБ 1 304 05 34Х, КРБ 1 304 05 22Х*(1) |
0 208 34 567, 0 208 2Х 567*(1) |
0 201 Х1 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 34Х, ХХХ) *(1) |
Перечислены денежные средства на банковскую карту подотчетного лица |
4 |
КРБ 1 208 34 567, КРБ 1 208 2Х 567*(1) |
КИФ 1 201 34 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 34Х, ХХХ)*(1) |
0 208 34 567, 0 208 2Х 567*(1) |
0 201 34 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 34Х, ХХХ)*(1) |
Денежные средства выданы подотчетному лицу из кассы учреждения |
5 |
КРБ 1 302 34 83Х, КРБ |
КРБ 1 304 05 34Х, КРБ 1 304 05 22Х *(1) |
0 201 Х1 610 (Увеличение счета 18, КВР 244 КОСГУ 34Х, ХХХ) *(1) |
Перечислены денежные средства за инструменты, сопутствующие услуги (работы) контрагенту |
|
6 |
КРБ 1 105 3Х 34Х*(1) |
КРБ 1 106 34 34Х*(1) |
0 105 ХХ 34Х*(1) |
0 106 Х4 34Х*(1) |
Приняты к учету инструменты в составе материальных запасов |
Принятие к учету инструментов по сформированной стоимости | |||||
1 |
КРБ 1 105 3Х 34Х*(1) |
КРБ 1 208 34 667 |
0 105 ХХ 34Х*(1) |
0 208 34 667 |
Принят к учету инструмент, приобретенный через подотчетное лицо |
2 |
КРБ 1 105 3Х 34Х*(1) |
КРБ 1 302 34 73Х*(2) |
0 105 ХХ 34Х*(1) |
0 302 34 73Х*(2) |
Принят к учету инструмент, приобретенный у поставщика |
3 |
КРБ 1 208 34 567 |
КРБ 1 304 05 34Х*(1) |
0 208 34 567 |
Перечислены денежные средства на банковскую карту подотчетного лица |
|
4 |
КРБ 1 208 34 567 |
КИФ |
0 208 34 567 |
Денежные средства выданы подотчетному лицу из кассы учреждения |
|
5 |
КРБ 1 302 34 83Х*(2) |
КРБ 1 304 05 34Х*(1) |
0 302 34 83Х*(2) |
Перечислены денежные средства за инструменты поставщику |
Ввод в эксплуатацию и списание инструментов осуществляется в обычном порядке, предусмотренном для основных средств и материальных запасов.
_________________________________
*(1) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х", а также в 24-26 разрядах указано "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, а также коды КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) При формировании корреспонденций счетов отражается код в зависимости от типа контрагента.
Тема
Нефинансовые активы. Счет 100 00 (для бюджетной сферы)
См. также
Основные средства. Счет 101 00 (для бюджетной сферы)
Материальные запасы. Счет 105 00 (для бюджетной сферы)
Первоначальная стоимость основных средств (для бюджетной сферы)
Первоначальная стоимость материальных запасов (для бюджетной сферы)
Первичные документы по учету основных средств (для бюджетной сферы)
Первичные документы по учету материальных запасов (для бюджетной сферы)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.