Отражение в Плане ФХД доходов с учетом задолженностей и предварительных платежей (авансов)
План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) составляется бюджетными и автономными учреждениями, в том числе их обособленными (структурными) подразделениями, с учетом требований к составлению и утверждению, установленных приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н "О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", а также требований к составлению и ведению Плана ФХД, утвержденных приказом Минфина России от 17.08.2020 N 168н "Об утверждении Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений".
Кроме этого государственное учреждение при составлении и утверждении Плана ФХД руководствуется порядком, утвержденным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 2 Требований N 186н).
Например, требования к порядку составления и утверждения Плана ФХД для федеральных бюджетных и автономных научных учреждений установлены Минобрнауки России (приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 07.06.2021 N 450); для региональных государственных бюджетных и автономных учреждений - высшим органам исполнительной власти субъекта РФ (например, приказы Министерства образования и науки Хабаровского края от 31.12.2019 N 54; Министерства образования и науки Республики Бурятия от 23.12.2019 N 1922).
Показатели Плана ФХД в части планируемых поступлений формируются по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации РФ на основании обоснований (расчетов) плановых показателей.
В связи с отсутствием официальных разъяснений финансового ведомства по заполнению Плана ФХД и неурегулированностью порядка заполнения отдельных строк Плана ФХД такой порядок может быть закреплен учредителем с целью исключения разногласий.
Если учредитель не довел формы обоснований (расчетов), то учреждение может разработать их самостоятельно и закрепить форму и правила их составления локальным актом.
Расчеты доходов формируются:
- по доходам от использования собственности, в том числе:
- арендная плата,
- плата за сервитут,
- распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- по доходам от оказания услуг (выполнения работ), в том числе:
- субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания,
- оказание медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования,
- оказание образовательных услуг,
- другие услуги (работы), предусмотренные Уставом;
- по доходам в виде штрафов, возмещения ущерба, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров);
- по доходам в виде безвозмездных денежных поступлений, в том числе:
- гранты,
- пожертвования;
- по доходам в виде целевых субсидий, субсидий на осуществление капитальных вложений;
- по доходам от операций с активами, в том числе:
- реализация неиспользуемого имущества, невозвратной тары,
- сдача утиля (лома черных и цветных металлов, макулатуры),
- реализация продукции (перепродажа товаров).
Учредитель вправе расширить этот перечень.
План ФХД составляется кассовым методом (п. 6 Требований N 186н). Данное требование реализовано формой обоснований (расчетов): согласно п. 26 требований приказа N 168н, обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений формируются на основании расчетов соответствующих доходов с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей (авансов) по договорам (контрактам, соглашениям), а также расчетов прочих поступлений, не относящихся к доходам, в том числе поступлений от реализации ценных бумаг, поступлений средств от погашения предоставленных ранее ссуд и кредитов, поступлений в виде займов, ссуд.
Отдельно в разделе 2 формы рассчитываются доходы от оказания услуг (выполнения работ, предоставления имущества и пр.), а впоследствии в разделе 1 формы результат расчетов, произведенных в разделе 2 формы, отражаются по строке 0300 "Доходы", а сроки платежей по этим доходам, совершаемые за пределами финансового года получения права на доходы, соответственно - в строках, учитывающих авансы (кредиторская задолженность по доходам) и задолженности заказчиков (арендаторов) за принятые услуги (работы) (дебиторская задолженность по доходам) на начало и на конец года:
Наименование показателя |
Код строки |
Сумма, руб. |
||
на 20__ год |
на 20__ год |
на 20__ год |
||
Дебиторская задолженность на начало года |
0100 |
|
|
|
Кредиторская задолженность на начало года |
0200 |
|
|
|
Доходы _____________________________ |
0300 |
|
|
|
Дебиторская задолженность на конец года |
0400 |
|
|
|
Кредиторская задолженность на конец года |
0500 |
|
|
|
Итого планируемых поступлений доходов от собственности |
9000 |
|
|
|
По строке 0300 "Доходы" отражаются запланированные к получению доходы, рассчитанные в разделе 2 формы обоснований (расчетов) плановых показателей по поступлениям. Например, расчет планового дохода от использования собственности (строка 0300 "Доходы от собственности") осуществляется на основании информации о плате (тарифе, ставке) за использование имущества за единицу (объект, квадратный метр площади) и количества единиц предоставляемого в пользование имущества (п. 19 требований Приказа N 186н, п. 28 требований Приказа N 168н). Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) в рамках установленного государственного (муниципального) задания (учитывается в строке 0300 "Доходы от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждения") осуществляется в соответствии с объемом услуг (работ), установленных государственным (муниципальным) заданием, и платой (ценой, тарифом) за указанную услугу (работу) (п. 20 требований Приказа N 186н, п. 29 требований Приказа N 168н). А вот расчет доходов от иной приносящей доход деятельности (учитывается в строке 0300 "Доходы от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждения") осуществляется с учетом стоимости услуг по одному договору, среднего количества указанных поступлений за последние три года и их размера, а также иных прогнозных показателей в зависимости от их вида, установленных органом - учредителем (п. 22 требований Приказа N 186н, п. 31 требований Приказа N 168н).
После того, как обоснования сформированы, полученные цифры вносятся в соответствующие строки поступлений Плана ФХД.
Пример 1. Расчет объема поступлений доходов от собственности. Договор аренды помещения
Федеральное автономное учреждение предоставило по договору в аренду на два года помещение размером 20 кв.м., арендная ставка за 1 кв.м. - 2 000 руб. в месяц в 2022 году, 2 100 руб. в месяц в 2023 год. Договор заключен 15.12.2021 года. Договором предусмотрена оплата в следующем порядке: аванс 20% от суммы договора, зачет аванса пропорционально по месяцам аренды, остаток ежемесячного платежа производится в течение 15 дней месяца, следующего за месяцем аренды. Аванс получен учреждением 25.12.2021 в размере 196 800 руб.
Составляем План ФХД на 2022 - 2024 годы.
Расчет доходов в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества производится на основании информации о плате (тарифе, ставке) за использование имущества за единицу (объект, квадратный метр площади) и количества единиц предоставляемого в пользование имущества по форме раздела 2.1: в 2022 году годовая плата составит 24 000 руб. (12 месяцев по 2 000 руб. в месяц), в 2023 году годовая плата составит 25 200 руб. (12 месяцев по 2 100 руб. в месяц).
Наименование объекта |
Код строки |
Плата (тариф) арендной платы за единицу площади (объект) |
Планируемый объем предоставления имущества в аренду (в натуральных показателях) |
Сумма, руб. |
||||||
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
||
Недвижимое имущество, всего |
0100 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
480 000 |
504 000 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- помещение |
0101 |
24 000 |
25 200 |
х |
20 м 2 |
20 м 2 |
х |
480 000 |
504 000 |
- |
Движимое имущество, всего |
0200 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
- |
- |
- |
в том числе: |
0201 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
9000 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
480 000 |
504 000 |
- |
Затем производится расчет доходов от собственности по форме раздела 2: в рассматриваемом случае автономное учреждение получает один вид доходов.
Наименование показателя |
Код строки |
Сумма, руб. |
||
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
||
Доходы в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование имущества |
0100 |
480 000 |
504 000 |
- |
Плата по соглашениям об установлении сервитута |
0200 |
- |
- |
- |
... |
... |
... |
... |
... |
Итого |
9000 |
480 000 |
504 000 |
- |
В раздел 1 формы включается информация об авансах и задолженностях: по состоянию на начало года числится аванс в сумме 196 800 руб., в том числе к зачету в 2022 году 96 000 руб., в 2023 году - 100 800 руб. (кредиторская задолженность); оплату за декабрь 2022 года планируем в размере 32 000 руб. (2 000 руб. х 20 м 2 х 80%) по условиям договора планируем получить в 2023 году (до 15 января), за декабрь 2023 года в размере 33 600 руб. (2 100 руб. х 20 м 2 х 80%) - в 2024 году (дебиторская задолженность).
Наименование показателя |
Код строки |
Сумма, руб. |
||
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
||
Дебиторская задолженность на начало года |
0100 |
- |
32 000 |
33 600 |
Кредиторская задолженность на начало года |
0200 |
96 000 |
100 800 |
- |
Доходы от собственности |
0300 |
480 000 |
504 000 |
- |
Дебиторская задолженность на конец года |
0400 |
32 000 |
33 600 |
- |
Кредиторская задолженность на конец года |
0500 |
- |
- |
- |
Итого планируемых поступлений доходов от собственности (стр. 0300 + стр. 0100 - стр. 0200 - стр. 0400 + стр. 0500) |
9000 |
352 000 |
401 600 |
33 600 |
После того, как обоснования сформированы, полученные цифры вносятся в соответствующую строку 1100 "доходы от собственности" Плана ФХД.
Пример 2. Расчет объема поступлений доходов оказания платных услуг (выполнения работ). Выполнение договора НИР
Федеральное бюджетное учреждение науки заключило договор на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) от юридического лица (коммерческая организация) стоимостью 4 млн.руб. Срок выполнения работ по гранту с 01.06.2022 года по 31.05.2024 года, с поэтапной сдачей работ: 31.12.2023 года на 1,5 млн руб. (1 этап), 31.05.2024 на 2,5 млн.руб. (2 этап). Аванс предусмотрен в размере 30% (1,2 млн.руб.) в течение 30 дней с даты начала работ, зачет аванса - на последнем этапе. Оплата работ - в течение 15 календарных дней после подписания акта выполнения работ.
Отражаем заключение договора в Плане ФХД на 2022 - 2024 годы.
Договор о выполнении НИР для научной организации относится к доходам от оказания услуг (выполнения работ). Следовательно, для расчета поступлений для Плана ФХД воспользуемся соответствующей формой раздела 2.1.2 "Расчет доходов от оказания услуг, выполнения работ, реализации готовой продукции сверх установленного государственного задания":
Наименование услуги (работы) |
Код строки |
Плата (тариф) за единицу услуги (работы) |
Планируемый объем оказания услуг (выполнения работ) |
Сумма планируемых поступлений |
||||||
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
||
Выполнение НИР |
0100 |
- |
1 500 000 |
2 500 000 |
- |
1 |
1 |
- |
1 500 000 |
2 500 000 |
Затем производится расчет доходов от собственности по форме раздела 2: в рассматриваемом случае бюджетное учреждение получает один вид доходов.
Наименование показателя |
Код строки |
Сумма |
||
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
||
... |
... |
|
|
|
Доходы от приносящей доход деятельности, компенсаций затрат всего |
0300 |
- |
1 500 000 |
2 500 000 |
в том числе: |
|
|
|
|
доход от оказания услуг, выполнения работ, реализации готовой продукции сверх установленного государственного задания |
0320 |
- |
1 500 000 |
2 500 000 |
... |
... |
|
|
|
Всего |
9000 |
- |
1 500 000 |
2 500 000 |
В раздел 1 формы включается информация об авансах и задолженностях: в 2022 году учреждение получит аванс 1,2 млн. руб., к зачету на всю сумму в 2024 году (кредиторская задолженность); оплату за 1 этап, запланированный к сдаче 31.12.2023 года планируется получить в полном объеме в 2024 году (до 15 января), за 2 этап в размере 1,3 млн.руб. - до 15 июня 2024 года (дебиторская задолженность).
Наименование показателя |
Код строки |
Сумма |
||
на 2022 год |
на 2023 год |
на 2024 год |
||
Дебиторская задолженность на начало года |
0100 |
|
|
1 500 000 |
Кредиторская задолженность на начало года |
0200 |
|
- |
1 200 000 |
Доходы от оказания услуг, выполнения работ, компенсации затрат учреждения |
0300 |
|
1 500 000 |
2 500 000 |
Дебиторская задолженность на конец года |
0400 |
|
1 500 000 |
|
Кредиторская задолженность на конец года |
0500 |
1 200 000 |
|
|
Итого планируемых поступлений доходов от оказания услуг, компенсации затрат учреждения (стр. 0300 + стр. 0100 - стр. 0200 - стр. 0400 + стр. 0500) |
9000 |
1 200 000 |
- |
2 800 000 |
После того, как обоснования сформированы, полученные цифры вносятся в соответствующую строку 1230 "от приносящей доход деятельности" Плана ФХД и суммируются в строку 1200 "доходы от оказания услуг, работ, компенсации затрат учреждений, всего" Плана ФХД.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.