Обеспечение режима экономии (для бюджетной сферы)
Смотреть в данном материале:
Экономия при проведении закупок конкурентными способами
Экономия на фонде оплаты труда и страховых взносах
Экономисту бюджетной сферы часто приходится задумываться над разработкой мер по обеспечению режима экономии. Направлений для организации рационального и бережного способов ведения хозяйственной жизни достаточно много, а сэкономленные резервы могут быть направлены на развитие учреждения и на "дефицитные" статьи расходов. Рассмотрим частные примеры.
Экономия при проведении закупок конкурентными способами
Первая ассоциация с понятием "экономия" - это использование конкурентных способов закупки. Вполне естественно, что при освоении субсидий образуется экономия, поскольку экономический смысл конкурсных процедур и заключается в получении наилучшего результата при наименьшей цене. Экономия в данном случае возникает на разнице показателей начальной максимальной цены контракта и суммой, по которой контракт фактически заключен. Поиск экономии в данном случае начинается уже с анализа экономического обоснования закупки и формирования начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК).
НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных законодательством о закупках, при этом приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Завышение НМЦК может рассматриваться контролирующими органами как неэкономное расходование бюджетных средств при осуществлении закупок и, следовательно, неэффективное. А если речь идет о публично-правовом образовании, то в этом случае нарушение требований к определению и обоснованию цены контракта может быть квалифицировано в качестве причинения ущерба. Поэтому вопрос проработки обоснованности НМЦК является достаточно серьезным и должен быть организован в учреждении с надлежащей степенью качества.
Обратите внимание, что план-график подлежит корректировке при использовании экономии, полученной при осуществлении закупки
Экономия на фонде оплаты труда и страховых взносах
Экономия на фонде оплаты труда является достаточно трудной задачей, однако, анализ штатного расписания на предмет "раздутости", обоснованности экономических показателей для выплаты премии все же следует проводить и в качестве оптимизационных мер применять законные механизмы экономии на статье "Оплата труда". Приведем в качестве примеров следующие методы.
- Передача отдельных функций на "аутсорсинг".
Экономия на фонде оплаты труда достигается за счет прямого сокращения затрат. Возможно привлечь достаточно недорогую консалтинговую или иную компанию, на которую будет переложена часть непрофильных функций (чаще всего речь идет про административно-управленческий аппарат), которые выполняют штатные сотрудники, за счет чего экономия в целом для учреждения также достижима, например:
- передача, в том числе частичная, на аутсорсинг юридических вопросов или функций всего отдела полностью. Нецелесообразно занимать полную ставку юриста по судебной работе, если объем такой работы за год невелик.
- наём службы информационных технологий, технического сопровождения. Неразумно "держать" на ставке специалиста, платить заработную плату, а также страховые взносы, оплачивать курсы повышения квалификации, когда за сопоставимый или более экономный объем затрат можно получить целую профильную компанию с штатом разнонаправленных квалифицированных специалистов.
Аналогичным образом можно рассмотреть и иные подразделения административно управленческого персонала и подобрать максимально экономически выгодный и законный вариант.
Кроме подразделений АУПа, в качестве идеи передачи на аутсорсинг можно рассмотреть и более серьезные производственные подразделения: столовые или даже пищеблоки (в медицинских учреждениях). Основные статьи расходов на пищеблок включают в себя не только затраты на сырье и заработную плату поваров. Это еще и работа врача-диетолога (медицинской сестры диетической), и заведующего производством, и Совета по лечебному питанию, и контрактного управляющего, и бухгалтера, и программиста, и даже службы охраны (в качестве меры по пресечению недобросовестности работников), а ведь это тоже затраты на оплату труда и порой немалые. Пищеблок помимо прочего требует ремонта и модернизации, то есть, существенных капитальных вложений. Таким образом, затрат, да и организационных вопросов, связанных с организацией лечебного питания, предостаточно. В ряде случаев аутсорсинг действительно может стать выходом, так как в этом случае круг рассматриваемых учреждением вопросов сужается до заключения контракта с аутсорсером и контроля качества выполнения работ последним, а конкурентный способ закупки в свою очередь, возможно, даст и заветную экономию еще и по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
При принятии решения о передаче отдельных функций на аутсорсинг следует провести комплексный анализ целесообразности, как на предмет возможных нормативных ограничений, так и экономической выгоды мероприятия
- Заключение гражданско-правовых договоров.
В соответствии с предметом гражданско-правового договора одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Экономия в этом случае достигается за счет того, что оплата производится именно за выполнение фиксированного объема работ или услуг, а не за время пребывания сотрудника на рабочем месте. Этот способ отчасти близок аутсорсингу, однако, имеется различие в объеме работ, нерационально привлекать на разовую работу, ограниченную объемом и временем, целую штатную единицу. В этом случае также следует провести анализ экономической целесообразности, а также оценить правовые аспекты, поскольку расходы на оплату договоров ГПХ по обязанностям, которые должны выполнять штатные работники, признают неэффективным использованием субсидии, если штатная должность не вакантна.
Экономия по оплате труда может возникнуть и из-за вакантных ставок, которые при планировании ФОТ в начале года были учтены, но на момент исполнения ФХД так и не были заняты, или же в середине года ставка стала вакантной. Такая экономия отразится в гр.10 ф.0503738 как неисполненные принятые обязательства. И такой способ имеет право быть посчитанным экономистом при реализации мер по экономии, но он в большей степени зависит от внешних факторов, чем от волеизъявления и грамотного планирования хозяйствующего субъекта.
Экономия на налогах и страховых взносах
- Экономия по страховым взносам.
Экономия по оплате страховых взносов возникает у ряда плательщиков страховых взносов, которые могут применять пониженные тарифы взносов (в пределах установленной предельной базы для страховых взносов по соответствующему виду страхования). Такая экономия появляется "автоматически" после достижения базой установленного объема и ее уже заранее можно спрогнозировать и рассчитать при расчете ФОТ на год.
- Экономия по имущественным налогам.
Возникает либо при наличии правовых оснований для льготы, либо при выбытии объекта, формирующего базу по налогу в течение финансового года. В качестве примера можно привести экономию по транспортному налогу в случае выбытия автомобиля внутри налогового периода в связи с его отчуждением или списанием, в то время, как для целей планирования в начале года был произведен расчет на все 12 месяцев.
Иные способы экономии
Весь коллектив учреждения должен стремиться рационально тратить выделенные средства, в частности, экономические службы могут по указанию руководителя согласовывать командировочные расходы только в объеме, не превышающем законодательно установленные нормы.
Руководителем также может быть принято решение о переводе ряда работников на дистанционную работу. В этом случае возможно сэкономить на аренде помещений, организации рабочих мест, коммунальных расходах, услугах связи, износе оборудования.
Следует также контролировать и объем расходования материальных запасов в пределах норм. Тщательный контроль хозяйственных операций по приобретению, выбытию ресурса, анализ целесообразности произведенных расходов в соразмерности с установленными нормативами позволяют помимо прочего сформировать экономный подход к планированию и расходованию.
Полученную экономию возможно перераспределить и использовать в рамках достижения целей, ради которых учреждение создано, на "дефицитные" статьи ПФХД, при этом, в отношении возможностей дальнейшего распоряжения экономией по закупочным процедурам следует внимательно ознакомиться с условиями соглашения, средства которого направлены на закупку конкурентными способами. Не исключено, что в соглашении на предоставление, например, субсидии на иные цели (целевой субсидии), учредителем будет предусмотрен обязательный возврат сумм экономии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Если мы говорим о средствах субсидии на государственное (муниципальное) задание, то нужно принимать во внимание показатели отчета о выполнении самого задания, поскольку в случае если задание будет выполнено не полностью (с учетом установленных допустимых отклонений) средства придется вернуть.
Все вместе указанные мероприятия по организации режима экономии будут способствовать повышению эффективного расходования денежных средств в учреждении, рациональному планированию и поиску скрытых ресурсов для развития учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.