Анализ коечного фонда медицинского учреждения
Смотрите в этом материале:
Расчет показателей работы коечного фонда
В рамках мероприятий по повышению эффективности использования имеющихся ресурсов медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в условиях стационара, необходимо проводить мероприятия по оптимизации и повышению качества использования имеющегося коечного фонда.
В качестве основных показателей, характеризующих работу коечного фонда, могут быть использованы:
- Оборот койки;
- Средняя длительность пребывания больного на койке;
- Показатель среднегодовой занятости койки;
- Среднее время простоя койки.
Также работа коечного фонда может быть оценена с точки зрения экономической эффективности, размера финансовых потерь от простоя.
Расчет показателей работы коечного фонда
Показатель оборота койки характеризует эффективность работы стационара и выражается средним числом пациентов, использовавших больничную койку в течение года. Данный показатель рассчитывается двумя способами:
1 способ:
Оборот койки = |
Число выбывших пациентов (выписанных + умерших) |
Среднегодовое число коек* |
* Среднегодовое число коек возможно рассчитать путем деления числа занятых коек каждого месяца года в стационаре на 12 месяцев. Этот показатель может быть вычислен как в целом по стационару, так и по отделениям. Его оценка производится путем сопоставления с расчетными нормативами для отделений различного профиля.
2 способ:
Оборот койки = |
Среднегодовая занятость койки |
Средняя длительность пребывания пациента на койке |
При этом среднюю длительность пребывания пациента на койке (в днях) возможно рассчитать по формуле:
Среднее число дней пребывания пациента на койке |
= |
Фактическое число койко-дней за период |
Число пролеченных пациентов* |
* Число пролеченных пациентов вычисляется как частное от деления суммы поступивших, выписанных и умерших пациентов за рассчитываемый период на 2.
Средняя длительность пребывания пациента на койке в году используется для оценки организации медицинской работы и планирования деятельности стационара. Величина этого показателя в большой степени зависит от таких параметров как профиль стационара, организация его работы, качества лечения, количества осложнений. При этом если увеличение показателя говорит о том, что, возможно, страдает качество оказания медицинской помощи, то снижение среднего койко-дня по сравнению с нормативом может свидетельствовать о недостаточной обоснованности сокращения сроков госпитализации.
Оборот койки меньше или больше запланированных значений будет говорить о недогрузке или перегрузке стационара, в зависимости от полученного значения. Ориентировочно этот показатель составляет для городских больниц 320 - 340 дней в году.
Еще одним показателем, который потребуется для анализа работы коечного фонда является среднегодовая занятость койки (время функционирования койки). Показатель среднегодовой занятости койки (в днях) или времени функционирования койки равен числу дней работы койки в году. Его применяют для оценки полноты использования коечного фонда, для планирования деятельности стационара и потребности в койках.
Среднегодовая занятость койки |
= |
Фактическое число койко-дней за период |
Среднегодовое число коек |
В свою очередь показатель планового оборота койки возможно рассчитать по следующей формуле:
Плановый оборот койки = , где T - средние сроки лечения.
Расчет показателей работы коечного фонда
Медицинское учреждение оснащено 320 койками. Фактическое число койко-дней за год составило 105 000. Число пролеченных пациентов составило - 8700 человек. Показатель коек не менялся, фактическое оснащение коек равно среднегодовому числу коек.
Оборот койки = 8700 / 320 = 27,2 пациента на койку
Средняя длительность пребывания пациента на койке = 105000/8700= 12 дней
Среднегодовая занятость койки = 105 000 / 320 = 328 дней.
Расчет показателей простоя коечного фонда
Больничная койка в течение года занята не всегда, например, в период от момента выписки до поступления нового пациента койка свободна. Такие временные отрезки формируют показатель среднего времени простоя койки. При подсчете среднего времени простоя койки учитывается число койко-дней свертывания мест в связи с ремонтом (примерно 10-15 дней в году), дезинфекцией, а также число койко-дней незанятости, необходимое для подготовки места к приему очередного пациента (санация койки). При расчетах среднего времени простоя койки используют рекомендованные значения показателя простоя для санитарной обработки (1,0 для всех профилей; кроме: фтизиатрических - 3; акушерских и гинекологических - 2,5; инфекционных - 3; коек для абортов - 0,5 и т.п.).
Среднее время простоя койки |
= |
365 -- средняя занятость койки |
Оборот койки |
Экономист медицинского учреждения должен уделять внимание данному показателю, так как большое значение свидетельствует или о неэффективном расходовании средств, так как простой койки обходится дорого, или о неправильных управленческих решениях при формировании коечного фонда. Если среднее время простоя койки имеет тенденцию к росту, следует внимательно проанализировать причины, возможно необходимо пересмотреть имеющиеся профили.
При расчете планового значения дней занятости коек в году необходимо принимать во внимание факторы простоя. Расчет количества дней простоя койки в связи с подготовкой койки к приему пациента возможно произвести по следующей формуле:
Количество дней подготовки койки = Санация койки х Оборот койки
С учетом полученных данных рассчитывают общее количество дней простоя койки:
Общее количество дней простоя койки = Количество дней подготовки койки + Число свернутых коек в связи с ремонтом
Получив данные о простое коек, возможно рассчитать планируемое число дней занятости койки:
Планируемое число дней занятости койки = 365 - Общее количество дней простоя койки
Для объективной оценки работы коечного фонда и сравнения показателей использования коек с показателями аналогичных лечебных учреждений необходимо исходить из структуры коечного фонда по соответствующему профилю.
Расчет показателей простоя койки
Медицинское учреждение оснащено 320 койками. Фактическое число койко-дней за год составило 105 000. Число пролеченных пациентов составило - 8700 человек. Показатель коек не менялся, фактическое оснащение коек равно среднегодовому числу коек. Среднегодовая занятость койки = 328 дней. Оборот койки - 27,2. Санация койки - 1 день. Свертывание коек в связи с ремонтом - 10 дней.
Среднее время простоя койки = (365 - 328) / 27,2= 1,36 дня
Количество дней подготовки койки = 1 х 27,2 = 27,2 дня
Общее количество дней простоя койки = 27,2 +10 = 37,2 дня
Планируемое число дней занятости коек = 365 - 37,2 = 327,8 дней.
Оценка эффективности использования коечного фонда
Рассчитав показатель простоя койки, экономист медицинского учреждения может перейти к вычислению величины экономических потерь. В первую очередь необходимо рассчитать планируемое число койко-дней и общее количество койко-дней:
Планируемое число койко-дней = Планируемое число дней занятости койки х Количество коек
Общее количество койко-дней = Среднегодовая занятость койки х Количество коек
Затем, с учетом данных о фактических расходах (без расходов на питание и приобретение медикаментов, то есть переменных затратах на пациента), вычисляются планируемая и фактическая стоимость койко-дня:
Планируемая стоимость койко-дня |
= |
Фактические расходы |
Планируемое число койко-дней |
Фактическая стоимость койко-дня |
= |
Фактические расходы |
Общее число койко-дней |
Получив разницу между планируемой и фактической стоимостью (далее разница между стоимостями), рассчитывается величина экономических потерь по следующей формуле:
Величина экономической потери = Разница между стоимостями х Общее количество койко-дней.
Путем сопоставления фактически сложившихся показателей с рассчитанными плановыми показателями с помощью метода цепных подстановок возможно определить эффективность использования коечного фонда стационара в разрезе профиля коек.
Расчет величины экономических потерь от простоя коек
Медицинское учреждение оснащено 320 койками. Фактическое число койко-дней за год составило 105 000. Число пролеченных пациентов составило - 8700 человек. Показатель коек не менялся, фактическое оснащение коек равно среднегодовому числу коек. Среднегодовая занятость койки = 328 дней. Оборот койки - 27,2. Санация койки - 1 день. Свертывание коек в связи с ремонтом - 10 дней. Планируемое число дней занятости койки - 340. Фактические расходы составили 75 500 000 руб.
Планируемое число койко-дней = 340 х320 = 108800
Общее количество койко-дней = 328 х 320 = 104 960
Планируемая стоимость койко-дня = 75 500 000/108 800 = 694 руб.
Фактическая стоимость койко-дня = 75 500 000/104 960 = 720 руб.
Величина экономических потерь = (720-694) х 104 960 = 2 728 960 руб.
Медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях, следует наравне с уже рассмотренными показателями на систематической основе оценивать коэффициент эффективного использования коечного фонда (Кэ) на основе оценки рационального (Kр) и целевого использования коечного фонда (Kц).
Показатель рационального использования коечного фонда (Kр) оценивается как обеспечение нормативных показателей занятости койки при соблюдении нормативных сроков лечения по следующей формуле:
КР |
= |
Фактический оборот койки |
Нормативный оборот койки |
где
под фактическим оборотом койки подразумевается отношение фактической занятости койки к фактическим срокам лечения, под нормативным - отношение нормативной занятости койки к нормативному сроку лечения.
Коэффициент целевого использования коечного фонда (Kц) отражает занятость койки для обоснованной госпитализации стационарных больных, определяется экспертным путем, не может быть более 1 и рассчитывается по формуле:
Кц |
= |
Количество госпитализированных пациентов по показаниям для стационарного лечения* |
Общее количество госпитализированных пациентов |
*Количество больных, госпитализированных при наличии обоснованных показаний для стационарного лечения, оценивается экспертами иных больничных учреждений, страховых медицинских организаций и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда (Кэ) определяется как интегральный показатель, отражающий степень как рационального, так и целевого использования коечного фонда и вычисляется как произведение показателя рационального использования коечного фонда (Kр) на коэффициент целевого использования коечного фонда (Kц).
Рассчитав коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда (Кэ), также можно определить объем экономического ущерба (У) по формуле:
У = Ф x (1 - Кэ), где:
Ф - сумма финансовых средств, затрачиваемых на содержание всего коечного фонда;
Кэ - коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда.
Эффективность деятельности стационара можно определить путем сравнения коэффициента экономической эффективности использования коечного фонда (Кэ) и коэффициента финансовых затрат стационара (Кс), последний вычисляется как частное от деления суммы фактических расходов стационара (Фс) на утвержденные суммы расходов по стационару (Пс):
Кс=
Эффективной следует считать деятельность стационара, если Кс ниже Кэ.
Например, при условии, если Кэ равен 0,7; а Кс - 0,9, экономист медицинского учреждения может сделать вывод о том, что стационар работает неэффективно, поскольку при финансовом обеспечении 90% коечный фонд используется лишь на 70%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.