Себестоимость готовой продукции (работ, услуг)
(для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Классификация затрат, включаемых в себестоимость
Аналитика затрат при формировании себестоимости
Распределение накладных расходов
Распределение общехозяйственных расходов
Распределение общехозяйственных расходов между источниками финансового обеспечения
Себестоимость готовой продукции (работ, услуг) - это денежная оценка используемых при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг) ресурсов (природных, материальных, трудовых и других). Себестоимость рассчитывается учреждениями бюджетной сферы не только в рамках приносящей доход деятельности, но и при выполнении государственного (муниципального) задания. Отдельно по двум этим источникам финансирования рассчитывается себестоимость и, по результатам анализа структуру затрат, делается вывод об эффективности, рациональности, пользе использования выделенных субсидий и полученных от платной деятельности доходов. Регулярно сопоставляя нормативы затрат и сформированную себестоимость, учреждение получает существенный инструмент для принятия управленческих решений, необходимый как руководителю учреждения, так и учредителю.
Процесс формирования себестоимости производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) производится в государственном секторе путем отнесения затрат к тому или иному виду, что находит отражение в бухгалтерском учете при использовании соответствующей корреспонденции счетов.
Классификация затрат, включаемых в себестоимость
По способу включения затрат в себестоимость выделяются следующие виды:
прямые - основные затраты, которые непосредственно связаны с процессом изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), отражаются на счете бухгалтерского учета 109.60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" в аналитике по видам продукции/услуг/работ;
накладные - дополнительные затраты, которые связаны с основным процессом изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), но их нельзя отнести к одному виду продукции (работ, услуг), отражаются на счете бухгалтерского учета 109.70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг". Накладные расходы входят в себестоимость (регулярно относятся на счет бухгалтерского учета 109.60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" в аналитике по видам продукции/услуг/работ) путем распределения пропорционально показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения (например, прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации);
общехозяйственные - затраты, обеспечивающие функционирование учреждения в целом, не связанные непосредственно с изготовлением продукции (выполнением работ, оказанием услуг) в рамках основных или иных видов деятельности учреждения. Особенность расходов, относимых учреждением к общехозяйственным, - запрет на включение в фактическую стоимость незавершенного производства (требование Инструкции N 157н).
Так как общехозяйственные расходы не могут быть в составе незавершенного производства, то некорректно за показатель распределения брать заработную плату или другие показатели прямых затрат. Правильным будет ориентироваться на такие показатели, которые характеризуют конечный выпуск продукции (отгрузку), сдачу выполненных работ, оказанных услуг.
Общехозяйственные расходы, в свою очередь, делятся на две группы:
распределяемые на себестоимость продукции (работ, услуг). Такие расходы учитываются на счете бухгалтерского учета 109.80 "Общехозяйственные расходы", входят в себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (регулярно относится на счет бухгалтерского учета 109.60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" в аналитике по видам продукции/услуг/работ) путем распределения пропорционально показателю, характеризующему реализацию учреждением (например, объему выручки от реализации в стоимостном выражении или в натуральных показателях, сметным показателям общехозяйственных расходов на единицу продукции/услуги/работы);
не распределяемые на себестоимость продукции (работ, услуг), это косвенные расходы, относимые на увеличение расходов текущего года (учитываются на счете бухгалтерского учета 401.20 "Расходы текущего финансового года"), то есть не участвующие в формировании себестоимости продукции (работ, услуг).
Перечень прямых, накладных и общехозяйственных расходов, как распределяемых, так и не распределяемых, определяется учреждением самостоятельно или по согласованию с учредителем и закрепляется в рамках учетной политики.
Специалисты планово-экономической службы учреждения не должны устраняться от участия в классификации затрат учреждения, так как утвержденная классификация используется при ценообразовании (при составлении сметы выполнения работ, калькуляции изготовления готовой продукции/оказания услуги).
Как правило, при организованной системе санкционирования расходов, на основании пометки, сделанной экономистом о виде затрат, бухгалтер относит затраты на соответствующий счет бухгалтерского учета в аналитике источника финансирования и в разрезе каждого вида услуги (работы).
Если учреждение выполняет один вид государственной (муниципальной) услуги или один вид платной деятельности, то на счетах бухгалтерского учета, формирующих себестоимость, отражаются соответствующие затраты.
Если организация оказывает более одного вида услуг (работ), выпускает более одного вида продукции, то в учете необходимо отражать и в последующем распределять все затраты с указанием аналитики каждого вида продукции (услуги, работы). Поскольку расходы возникают в разных точках учета (например, заявка на закупку товарно-материальных ценностей, табель учета рабочего времени, акт о списании материальных запасов), в системе учета необходимо закрепить лиц, ответственных за указание наименования услуги в первичном документе.
Например, затраты на оплату труда образовательного учреждения формируют себестоимость оказания образовательной услуги в следующем порядке:
- к прямым расходам учреждение может отнести оплату труда основного персонала, непосредственно оказывающего конкретную образовательную услугу (учителей, педагогов);
- к накладным расходам может относиться оплата труда основного персонала, чья работа одновременно связана с разными видами услуг (психолога, социального педагога), а также оплата труда учебно-вспомогательного персонала (методиста, библиотекаря);
- к общехозяйственным относится оплата труда административно-управленческого персонала (директора, заместителя директора, секретаря, бухгалтерии, кадровой службы), а также оплата труда обслуживающего персонала (сторожа, уборщика помещений, хозработников).
При этом, если учреждение оказывает несколько образовательных услуг, то оплата труда основного персонала, относимая к прямым затратам, рассчитывается отдельно на каждую услугу (по часам преподавания при оказании каждой образовательной услуги, при этом расчетные данные определяются штатным расписанием или табелем учета рабочего времени), а накладные и общехозяйственные распределяются на каждую услугу согласно установленной учетной политикой методике, например, пропорционально прямой заработной плате.
Аналитика затрат при формировании себестоимости
Принцип учета затрат при формировании себестоимости одинаков для основной и неосновной деятельности, различаться может состав затрат. Не стоит состав затрат полностью соотносить с такой аналитической характеристикой, как классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ). Несмотря на тенденцию финансового ведомства соотносить присвоение КОСГУ исходя из эконмического содержания хозяйственной операции (спирт для медицинских целей - КОСГУ 341 "Лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях", спирт для приготовления выпечки в кондитерской деятельности - КОСГУ 342 "Продукты питания", тот же спирт для протирки компьютерной техники - уже КОСГУ 346 "Прочие материальные запасы"), все же жесткая регламентация обозначений кодов не всегда учитывает отраслевые особенности ведения деятельности отдельным учреждением при классификации затрат для целей дальнейшего анализа. Например, расходы на доведение материальных запасов до состояния использования при оказании услуги (транспортировка, упаковка, погрузка-разгрузка, хранение и пр.) по решению учреждения могут быть отнесены в полном объеме к составу затрат "Материалы" (на удорожание), а могут учитываться отдельно как "Транспортные расходы" и "Прочие расходы".
Если оказание госуслуги финансируется субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, то принцип формирования себестоимости все равно тот же, что и для приносящей доход деятельности, но состав затрат закреплен на государственном уровне - это постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 640), который стал базой для разработки аналогичных порядков органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, исполняющих полномочия учредителей. Поэтому при оказании аналогичных услуг, работ, выполняемых сверх государственного задания, будет совершенно оправданно выстраивать свою систему учета затрат исходя из норм, доведенных в Порядке N 640 .
Одновременно с определением состава затрат и их классификацией учреждению необходимо установить объекты калькулирования. Как правило, это номенклатура готовой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ), особенно для услуг, оказываемых в рамках госзадания. Для иных платных услуг номенклатуру следует определять исходя из возможности обособления денежных потоков от них - если доходы от оказания услуги можно выделить в общем денежном потоке, равно как и выделить расходы, которые несет учреждение при оказании этой конкретной услуги, значит, эта услуга может являться номенклатурной единицей, то есть объектом аналитики на счете бухгалтерского учета затрат.
Если денежные потоки не обособляются, то учет затрат придется вести котловым методом и тогда себестоимость конкретной единицы номенклатуры рассчитывается с помощью той или иной пропорции (например, по количеству получателей услуги к общему объему получателей услуг).
Например, учреждение науки ведет учет затрат по виду деятельности "выполнение научно-исследовательских работ" в аналитике по каждому заключенному договору. А по виду деятельности "организация конференций" вводить аналитику формирования себестоимости отдельно по каждому договору, заключенному с участниками конференций, не представляется возможным из-за отсутствия обособленности потоков по расходам, а значит придется вести "котловым" методом, то есть собирать себестоимость не по договору, а по отдельной услуге - конференции (одна конференция - одна аналитика). В последнем случае себестоимость участия в конференции одного участника рассчитывается исходя из отношения общего объема затрат на организацию конференции к количеству получателей услуги.
Себестоимость может анализироваться и по центрам затрат или подразделениям, в которых они возникают, при условии возможности и целесообразности их выделения. Например, если на базе учреждения общего образования создано подразделение, оказывающее услуги обучения и развития детей-дошкольников, то себестоимость стоит организовать в аналитике по видам образовательных услуг, которая будет базироваться на разбивке затрат по подразделениям. Центрами затрат, по которым учреждение ведет учет, могут стать непосредственно подразделения, в которых услуга оказывается, например, если одну и ту же услугу оказывают два подразделения и более. Необходимость введения такой детализации у образовательного учреждения вряд ли возникнет по основной образовательной услуге, но вполне вероятна по дополнительным платным услугам образовательного учреждения.
Прямые затраты
К прямым расходам в учреждении относятся затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции (оказанием услуг, выполнением работ), при условии, что применяется принцип учета, учитывающий аналитику в разрезе создаваемой номенклатурной единицы.
К прямым затратам при формировании себестоимости номенклатурной единицы относят:
- оплату труда персонала, непосредственно занятого в производственном процессе номенклатурной единицы (по данным табеля или штатного расписания, в зависимости от принятой в учреждении системы учета), включая стимулирующие и компенсационные выплаты, а также сохранение заработка в соответствии с трудовым законодательством (отпуск, командировка и пр.);
- страховые взносы, начисляемые на оплату труда, непосредственно занятого в производственном процессе номенклатурной единицы;
- расходы на сырье и материалы, непосредственно используемые в процессе изготовления продукции, оказании услуг, выполнении работ;
- приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;
- оплата коммунальных услуг (электро-, тепло-, газоснабжения и других видов энергии), которые непосредственно можно отнести на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ (при условии энергоемкости производственного процесса);
- амортизация основных средств и нематериальных активов, непосредственно используемых в процессе изготовления продукции, оказании услуг, выполнении работ;
- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, используемое в процессе производства готовой продукции, оказании услуг, выполнении работ.
При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг относятся к прямым затратам. По сути, в подобных ситуациях у учреждения нет накладных расходов.
Состав прямых затрат устанавливается учетной политикой учреждения. При отнесении расходов к прямым можно опираться на указания учредителя, утвержденные в установленном порядке стандарты оказания услуги, регламенты изготовления продукции и т.п.
Пример 1. Прямые затраты медицинского учреждения при оказании услуги
Прямые расходы формируются во время проведения медицинских манипуляций, когда определяется вид медицинской услуги, который отражается в медицинской карте пациента. Далее в момент выписки пациента (закрытия медицинской карты) данные о затраченных ресурсах отражаются учетными документами (актом о списании материальных запасов по конкретному виду услуги, справками о затраченных человеко-часах, справка о часах и характеристиках используемого в процессе оказании медуслуги оборудования). Сумма всех затрат по группе пациентов, которым оказана одинаковая медуслуга (единица номенклатуры), и есть фактические прямые расходы, проанализировав которые учреждение может закрепить их в учетной политике как прямые при оказании данного вида услуги.
Если поликлиника оказывает медуслугу по хирургической стоматологии (удаление пациентам больных зубов), то прямыми затратами в себестоимости такой медуслуги будут:
- оплата труда хирурга (человеко-часы работы с пациентами по удалению больных зубов) с начислениями страховых взносов на нее;
- лекарственные препараты и медизделия, используемые при удалении зубов (анестезия, шовный материал, вата/марлевая салфетка стерильная);
- часы работы стоматологического оборудования, участвующего в производственном процессе (стоматологическое кресло, аспиратор хирургический, зажимы кровоостанавливающие, крючки хирургические, ложки хирургические, набор хирургических инструментов, игл и шовного материала, щипцы для удаления зубов, элеваторы стоматологические для удаления корней зубов). Стоимость часа работы стоматологического оборудования рассчитывается, исходя из стоимости его приобретения и срока полезного использования.
Пример 2. Прямые затраты научного учреждения при изготовлении научной продукции
Затраты, понесенные учреждением на изготовление научно-технической продукции, формируют прямые расходы по данной единицы номенклатуры. Информация о затраченных ресурсах берется из регламентов изготовления, лабораторных прописей и других источников, в соответствии с требованиями которых производится продукция.
Если научное учреждение изготавливает на реализацию научно-техническую продукцию, то к прямым затрат в себестоимости продукции могут относиться:
- оплата труда сотрудников, непосредственно занятых изготовлением (человеко-часы работы сотрудников по должности, квалификация которой позволяет производить указанную номенклатуру) с начислениями страховых взносов на нее;
- материальные запасы, используемые при изготовлении (металлы, химические реактивы и соединения и пр.) и полуфабрикаты/комплектующие;
- готовая тара или материалы для ее изготовления с учетом трудозатрат соответствующего персонала;
- расходы на водоснабжение/водоотведение, электроэнергию, затраченные при изготовлении продукции (при существенном потреблении в процессе производства, определяются по регламентам изготовления и/или по паспортам оборудования, задействованного в производстве);
- часы работы оборудования, участвующего в производственном процессе (центрифуги, печи и пр.). Стоимость часа работы стоматологического оборудования рассчитывается, исходя из стоимости его приобретения и срока полезного использования.
Распределение накладных расходов
К накладным расходам учреждения относятся затраты на содержание и организацию производственного процесса при изготовлении продукции, оказании услуги, выполнения работы. В составе накладных расходов учитываются затраты, которые нельзя напрямую отнести к конкретному виду выпускаемой продукции или конкретному виду оказываемой услуги, выполняемой работы, а именно:
- оплата труда работников, занятых обслуживанием производственного процесса, и взносы по обязательному социальному страхованию;
- расходы на содержание и эксплуатацию имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе;
- арендная плата или амортизация помещений, машин и оборудования, используемого в производстве нескольких видов готовой продукции или нескольких видов услуг;
- оплата коммунальных услуг (электро-, тепло-, газоснабжения и других видов энергии), за исключением нормативных затрат на содержание имущества;
- затраты на ремонт имущества, участвующего в производственном процессе;
- транспортное обслуживание производства.
В самом общем случае у учреждения накладных расходов может и не быть:
- в случае, если есть возможность применения нормирования трудовых и материальных ресурсов,
- если изготавливается один (единственный) вид продукции готовой продукции, работ, услуг, то все затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, относятся к прямым затратам.
Состав накладных затрат устанавливается учетной политикой учреждения, там же указываются и правила распределения накладных расходов, учитывающие специфику деятельности учреждения. Как правило, способ распределения учреждение выбирает самостоятельно, но, в некоторых случаях, база распределения накладных расходов может быть установлена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Выделяются следующие закономерности распределения накладных расходов:
Специфика деятельности учреждения |
Рекомендуемый способ распределения накладных |
учреждение изготавливает однородную продукцию (выполняет однородные работы, услуги) |
пропорционально прямым затратам |
производственный процесс материалоёмкий (доля материальных запасов наибольшая в составе прямых расходов), при этом расход материалов в стоимостном выражении не сильно отличается при производстве различных видов продукции или оказываемых услуг / работ |
пропорционально материальным затратам |
основная доля затрат приходится на оплату труда, причем зарплата основного персонала не сильно отличается при производстве различных видов продукции (выполнении работ, оказании услуг) |
пропорционально заработной плате основного персонала |
учреждение выпускает широкий ассортимент продукции (выполняет разнородные работы, услуги) |
пропорционально объему выручки от реализации продукции |
прямые расходы занимают значительную долю в себестоимости выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг) |
пропорционально выпуску единицы продукции |
учреждение выполняет работы по целевым договорам (целевые субсидии, гранты, пожертвования) |
прямым счетом (в соответствии со сметой/калькуляцией) |
учреждение выпускает продукцию (выполняет работы, услуги) строго по стандартам/ регламентам/ паспортам |
по нормам |
Например, если в образовательном учреждении значительную долю в прямых затратах занимает оплата труда педагогов, то накладные расходы можно распределять пропорционально заработной плате основного персонала, это общая рекомендация. Но если специфика образовательного учреждения заключается в неравномерном наполнении классов/групп обучающимися (например, в связи с принятием решения разделить учащихся по специализации), то за единицу распределения можно рассмотреть количество обучающихся по каждому направлению.
В зависимости от учета, установленного в медицинском учреждении, в котором прямые затраты занимают значительную долю в себестоимости медуслуги, заработная плата основного персонала, относимая в накладные расходы (медсестер, анестезиологов), может распределяться пропорционально пациентам, получившим ту или иную услугу. Или, если в медучреждении организован учет человеко-часов оказания медуслуги, то в ситуации, когда медицинский работник занят в оказании двух услуг одновременно, при этом пять часов своего рабочего дня он тратит на оказание услуги 1, а три часа - на услугу 2, то его заработная плата может быть распределена в состав прямых затрат по услугам 1 и 2 в пропорции 5 к 3.
Распределение общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы связаны с процессом управления учреждения и обслуживанием производственного процесса в целом. Перечень общехозяйственных затрат, включаемых в себестоимость госуслуги, устанавливается непосредственно учредителем исходя из перечня общехозяйственных расходов, определенных в Порядке N 640. По иным видам деятельности учреждение определяет состав общехозяйственных затрат самостоятельно.
В составе общехозяйственных расходов учитываются в том числе и административно-управленческие затраты. По общим правилам к общехозяйственным относят:
- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала (далее - АУП), административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуг;
- обеспечение административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательных подразделений учреждения различными видами ресурсов (материальные, энергетические);
- арендная плата или амортизация помещений, машин и оборудования управленческого и общехозяйственного назначения;
- коммунальные услуги (водоснабжение и водоотведение, отопление, снабжение электроэнергией и др.), по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения;
- содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за организацией на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем (охрана, клининговые услуги, текущий ремонт);
- затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, с учетом срока полезного использования;
- другие расходы общехозяйственного назначения (услуги связи, оплата командировок, информационно-консультационные услуги, обеспечение АУП транспортом, канцелярскими принадлежностями, страхование имущества).
Поскольку общехозяйственные затраты по своему экономическому содержанию относятся к учреждению в целом, необходимость выделения на этом счете такого объекта аналитики, как центр затрат, отсутствует.
При отнесении расходов к общехозяйственным, учреждению уже на этом уровне необходимо определиться, будут ли эти расходы увеличивать себестоимость или их сразу можно отнести на финансовый результат?
С одной стороны, списать общехозяйственные расходы единой суммой на финансовый результат, не распределяя, а значит не увеличивая себестоимость, значительно проще, но тогда производится занижение сформированной себестоимости конечной продукции, что может повлечь искажение при анализе рентабельности производства отдельных видов продукции (услуг, работ).
Распределение общехозяйственных расходов на себестоимость актуально в следующих ситуациях:
- если надо вывести финансовый результат отдельных подразделений. При анализе динамики данного показателя целесообразно поднимать вопрос о закрытии или развитии отдельных подразделений;
- если надо определить конкурентоспособность отдельных видов продукции (работ, услуг). Эти данные используются при ценообразовании;
- если необходимо избежать перекоса при формировании финансового результата. Тогда общехозяйственные расходы в месяцы низкой отгрузки продукции (сдачи работ, услуг) распределятся более равномерно еще и на изготовленную продукцию (законченные работы, услуги), ожидающие сдачи.
Определяющими признаками для принятия решения отнесения общехозяйственных расходов к распределяемым являются продолжительность (периодичность) их потребления и зависимость (влияние) на качество оказания услуги (выполнения работы, производства продукции), а значит и на себестоимость.
По этому принципу к распределяемым можно отнести:
- зарплату неосновного персонала с начислениями;
- коммунальные услуги;
- расходы на содержание имущества;
- услуги связи, транспортные, командировочные;
- проведение медицинского осмотра;
- амортизацию движимого имущества.
А к нераспределяемым:
- затраты на оплату аудиторских, консультационных, информационных и нотариальных услуг;
- затраты на оплату государственных пошлин за получение документов, необходимых для ведения деятельности (лицензии, свидетельства и т. п.);
- затраты на оплату рекламных услуг;
- затраты на оплату посреднических услуг;
- налоги на имущество, штрафы, пени и пр.
Пример. Распределение накладных и общехозяйственных затрат образовательным учреждением
Образовательное учреждение оказывает два вида услуг: общее образование (услуга 1) и дополнительное образование компьютерной грамоте (услуга 2). Принципы отнесения затрат к прямым, накладным или общехозяйственным установлены локальным актом учреждения. Ежемесячно учреждение производит распределение накладных и общехозяйственных расходов пропорционально прямым затратам на оплату труда.
В таблице представлены затраты учреждения за сентябрь.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
К прямым затратам по услуге 1 (графа 2) и услуге 2 (графа 3) отнесены:
1) оплата труда учителей и педагогов и начисления на нее;
2) материальные запасы: классные журналы учета успеваемости учащихся, обучающий раздаточный материал;
3) амортизация движимого имущества
- классных комнат (парты, стулья, доски и другое имущество) для услуги 1,
- специально приобретенного проектора и компьютерного оборудования для услуги 2.
К накладным затратам (графа 4) отнесены:
1) оплата труда социального педагога, психолога и начисления на нее;
2) материальные затраты: мел, бумага, канцтовары, выданные основному персоналу;
3) прочие работы, услуги: приобретение и настройка программного обеспечения (видео уроки)
Определим пропорцию распределения накладных затрат:
Услуга 1 = 1 497 300 / (1 497 300 + 130 200) * 100 % = 92,0 %
Услуга 2 = 130 200 / (1 497 300 + 130 200) * 100 % = 8,0 %
Распределение накладных (графы 4а и 4б) производится согласно рассчитанной пропорции.
К общехозяйственным не распределяемым затратам (графа 5) отнесены:
1) оплата труда учителей и педагогов и начисления на нее: в части выплаты материальной помощи (предусмотрена Положением об оплате труда, но не участвует в формировании себестоимости);
2) прочие работы, услуги: нотариальные услуги (заверение устава учреждения для отправки учредителю);
3) амортизация недвижимого имущества.
К общехозяйственным распределяемым затратам (графа 6) отнесены:
1) оплата труда остального персонала и начисления на нее;
2) материальные затраты: бумага и канцтовары для АУП, моющие средства, обтирочный материал, хозинвентарь и пр.
3) коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление, электроэнергия);
4) содержание имущества (охрана, текущий ремонт и текущее обслуживание имущества);
5) услуги связи (телефонная, потовая, интернет);
6) прочие работы, услуги: утилизация имущества, непригодного к использованию
Распределение общехозяйственных расходов (графы 6а и 6б) производится согласно пропорции, рассчитанной для накладных расходов (одинаковая база для распределения).
Собираем полную себестоимость услуг (графы 7б и 7в) с учетом распределения накладных и общехозяйственных расходов.
Распределение общехозяйственных расходов между источниками финансового обеспечения
При анализе формирования себестоимости услуг отдельное место занимает распределение общехозяйственных затрат не только по разным единицам номенклатуры внутри одного источника финансирования, но и этап отнесения на тот или иной источник. Необходимость такого деления очевидна. Если учреждение оказывает не только государственные услуги, но и дополнительные платные, то есть ведет приносящую доход деятельность, при этом пользуется имущественным комплексом, предоставленным учредителем для целей основной деятельности, то и затраты, которые возникают при эксплуатации недвижимого имущества, должны быть пропорционально распределены между всеми видами деятельности.
Для этого, в первую очередь, отдельно определяется перечень затрат, подлежащих распределению между источниками финансирования. Как правило, это оплата труда АУП и общехозяйственного персонала, коммунальные затраты и затраты на содержание имущества (охрана, вывоз мусора), услуги связи и т. п.
Второй шаг - выбор базы распределения затрат между источниками. Отметим, что чаще всего распределение производится пропорционально полученным доходам от разных источников, при этом целевые поступления (субсидии, гранты, пожертвования) из сумм доходов для расчета коэффициента платной деятельности исключаются. Отнесение общехозяйственных затрат на целевые средства возможны, но не путем распределения по проценту, а лишь в части возмещения затрат учреждения, понесенных в связи с исполнением задач, поставленных целевым соглашением.
Если состав расходов, распределяемых между источниками, и база распределения не доведены учредителем, то учреждение вправе самостоятельно установить их локальным актом.
Распределение между источниками финансового обеспечения планируется уже на уровне плана-графика закупки и при составлении Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а при заключении договора с поставщиком предусматривается оплата из нескольких источников, а в некоторых случаях и с нескольких лицевых счетов учреждения. По установленному в учреждении правилу единый счет (или другой первичный документ) от поставщика будет учтен сразу на двух и более источниках. Соответственно, отражение в бухгалтерском учете фактических затрат производится в той же пропорции, что и их оплата.
Пример. Распределение общехозяйственных затрат между источниками финансирования на примере коммунальных услуг
Научное учреждение оказывает услуги (выполняет работы) по 3-м источникам финансирования: госзадание (ИФ ГЗ), платная деятельность по проведению научно-исследовательских работ (ИФ НИР) и деятельность по проведению работ по соглашению о предоставлении гранта (ИФ Грант).
Локальным актом учреждения утверждено, что коммунальные услуги распределяются между источниками финансирования в следующем порядке:
ИФ Грант - по факту потребления,
ИФ ГЗ и ИФ НИР - по коэффициенту платной деятельности, установленному на финансовый год.
В связи с отсутствием точечных приборов учета, факт потребления коммунальных услуг определяется расчетным методом путем соотнесения пропорций показателей, характеризующих потребление конкретного коммунального ресурса. Для отопления выбран показатель - квадратные метры помещений; для водоснабжения и водоотведения - среднесписочная численность сотрудников в месяце потребления; электроэнергия - кВт- ч. потребления.
Локальным актом учреждения для выполнения работ по гранту устанавливается:
- коллектив исполнителей (среднесписочная численность, учитывающая рабочее время, - 15 ед.);
- закрепляется помещение (общая площадь закрепленных кабинетов составила 100 кв.м.);
- оборудование, на котором производится выполнение работ по гранту (расчетная мощность потребления электроэнергии оборудованием и осветительными приборами, установленными в закрепленных помещениях, составила 20 кВт-ч. за 1 рабочий день, расчет произведен главным энергетиком учреждения).
Коэффициент платной деятельности рассчитан на финансовый год по данным Плана финансово-хозяйственной деятельности и составляет 65 % для ИФ ГЗ и 35 % для ИФ НИР.
Распределение затрат на коммунальные услуги за апрель по источникам финансирования представлено в табличной форме.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
1. Отопление. Выставлен счет поставщика на сумму 45 000 руб.
1.1. Определяем размер возмещения затрат учреждения, понесенных при выполнении гранта, исходя из установленных соотносимых показателей:
- общая отапливаемая площадь учреждения - 6 000 кв. м.;
- общая площадь закрепленных кабинетов - 100 кв.м.
Сумма по отоплению, отнесенная на ИФ Грант: 45 000 руб./6 000 кв.м. х 100 кв.м. = 750,00 руб.
1.2. По коэффициенту платной деятельности распределим оставшуюся сумму: 45 000 - 750 = 44 250 (руб.)
ИФ ГЗ: 44 250 руб. х 65 % = 28 762,50 руб.
ИФ НИР: 44 250 руб. х 35 % = 15 487,50 руб.
1.3. Расписываем документ поставщика за апрель согласно рассчитанных данных:
ИФ Грант = 750,00 руб.; ИФ ГЗ = 28 762,50 руб.; ИФ НИР = 15 487,50 руб.
2. Холодное водоснабжение. Выставлен счет поставщика на сумму 6 900 руб.
2.1. В учреждении нет производств, потребляющих воду, вся вода используется только для обслуживания сотрудников.
Определяем размер возмещения затрат учреждения, понесенных при выполнении гранта, исходя из установленных соотносимых показателей:
- рассчитаем среднесписочную численность сотрудников учреждения за апрель: 300 сотр.
- рассчитаем среднесписочную численность сотрудников, занятых выполнением гранта в апреле: 15 сотр.
Сумма по холодному водоснабжению, отнесенная на ИФ Грант: 6 900 руб./300 сотр. х 15 сотр. = 345,00 руб.
2.2. По коэффициенту платной деятельности распределим оставшуюся сумму: 6 900 - 345 = 6 555 (руб.)
ИФ ГЗ: 6 555 руб. х 65 % = 4 260,75 руб.
ИФ НИР: 6 555 руб. х 35 % = 2 294,25 руб.
2.3. Расписываем документ поставщика за апрель согласно рассчитанных данных:
ИФ Грант = 345,00 руб.; ИФ ГЗ = 4 260,75 руб.; ИФ НИР = 2 294,25 руб.
3. Распределение затрат по горячему водоснабжению и водоотведению рассчитывается аналогично распределению затрат на холодное водоснабжение (результат расчетов приведен в таблице).
4. Электроэнергия. Выставлен счет поставщика на сумму 4 400 руб.
4.1. Определяем размер возмещения затрат учреждения, понесенных при выполнении гранта, исходя из установленных соотносимых показателей:
- общее потребление электроэнергии - 10 000 кВт-ч;
- расчетное потребление электроэнергии при выполнении гранта: 20 кВт-ч/раб.день х 20 раб. дн = 400 кВт-ч
Сумма по электроэнергии, отнесенная на ИФ Грант: 4 400 руб./10 000кВт-ч х 400 кВт-ч = 176,00 руб. (или рассчитать не из пропорции, а по стоимости тарифа за 1 кВт-ч и расчетного размера потребления).
4.2. По коэффициенту платной деятельности распределим оставшуюся сумму: 4 400 - 176 = 4 224 (руб.)
ИФ ГЗ: 4 224 руб. * 65 % = 2 745,60 руб.
ИФ НИР: 4 224 руб. * 35 % = 1 478,40 руб.
4.3. Расписываем документ поставщика за апрель согласно рассчитанных данных:
ИФ Грант = 176,00 руб.; ИФ ГЗ = 2 745,60 руб.; ИФ НИР = 1 478,40 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.