Порядок расходования денежных средств от приносящей доход деятельности автономными и бюджетными учреждениями
Смотрите в этом материале:
Оплата прямых и накладных расходов
Оплата затрат по содержанию имущества
Локальный акт учреждения о расходовании средств от приносящей доход деятельности
Автономные и бюджетные учреждения зачастую ведут предпринимательскую деятельность, то есть выполняют работы, оказывают услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным в учредительных документах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (пп. 3, 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, пп. 1, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). При этом доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
Законодательно порядок расходования средств от приносящей доход деятельности регулируется только утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), который в части расходов составляется на основании обоснований (расчетов). В остальном, если особые требования не доведены учредителем, учреждение руководствуется самостоятельно разработанными локальными актами.
Общепринято, что средства, поступающие от предпринимательской деятельности, расходуются в следующей порядке:
- на прямые и накладные расходы, формирующие себестоимость платной услуги, работы;
- на общехозяйственные расходы, включая содержание имущества, уплату имущественных налогов (обязательное условие выделения субсидии на выполнение госзадания);
- на уплату налогов от платной деятельности (НДС, налог на прибыль);
- на другие расходы учреждения, учтенные при составлении Плана ФХД.
Конкретная очередность расходования определяется учреждением самостоятельно и может быть закреплена локальным актом.
Оплата прямых и накладных расходов
Правила ведения бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы содержат обязанность организации раздельного учета по источникам финансирования, порядок ведения которого устанавливается в методологическом разделе учетной политики. Таким образом учреждение разграничивает (разделяет) в учете расходы в связи с тем, что они относятся к разным доходам. Выделенные по источникам финансирования расходы формируют себестоимость соответствующей вида деятельности. Формирование себестоимости по платной деятельности производится в аналитике, учитывающей специфику учреждения, и позволяет не только проанализировать качество работы в отдельный промежуток времени, но и обосновать ценообразование.
Соответственно, средства, поступившие от предпринимательской деятельности, прежде всего направляются на расходы, формирующие себестоимость платной услуги:
- на оплату труда персонала, занятого при выполнении платных работ, услуг (человеко-часы работы сотрудников по данным табеля или штатного расписания, в зависимости от принятой в учреждении системы учета), включая стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные локальными актами учреждения, а также сохранение заработка в соответствии с трудовым законодательством (командировки, отпуска и пр.) с начислениями страховых взносов на нее;
- на приобретение сырья и материалов, используемых при выполнении платных работ, услуг;
- на оплату других расходов, необходимых для оказания платной работы, услуги.
Учреждение может решить вопрос оплаты труда сотрудникам, вовлеченным в оказание услуг, выполнение работ по платной деятельности, разными способами. Если платные услуги оказываются штатными сотрудниками в основное рабочее время за счет повышения интенсивности труда или в дополнительное время сверх нормы рабочего времени, то, как правило, с ними оформляются дополнительные соглашения к трудовым договорам на совмещение или дополнительный объем работ с оплатой из внебюджетных средств в размере, установленном правилами учреждения. В случае большого объема платных услуг могут вводиться штатные единицы за счет средств от приносящей доход деятельности.
Причем, к персоналу, занятому осуществлением платной деятельности, относится не только сотрудники, непосредственно оказывающие услугу, работу, но и вспомогательный, административно-хозяйственный, административно-управленческий и другой персонал. Например, отдел снабжения или контрактная служба осуществляет закупки для ведения предпринимательской деятельности, отдел кадров оформляет документы по трудоустройству на "внебюджетные" ставки, бухгалтерская служба и плановый отдел организовывает раздельный учет и составляет отчетность по данным приносящей доход деятельности (бухгалтерскую, статистическую, налоговую), библиотекарь обслуживает "платных" студентов и т.д. Такие расходы целесообразно отнести к накладным по виду работы, услуги, с последующим распределением на номенклатуру единицы вида работы, услуги.
Аналогично решается и вопрос с оплатой материальных ресурсов, услуг и других расходов, потребляемых при выполнении платной деятельности, из "внебюджетных" средств.
Выплата зарплаты персоналу из средств субсидии за "внебюджетную" работу, а также использование материальных ценностей, закупленных из средств субсидии, в платной деятельности, может быть квалифицировано как нецелевое использование средств.
Пример. Квалификация в качестве нецелевого расходования средств привлечение субсидии на оплату расходов, формирующих себестоимость платных услуг
1. Из средств субсидии, выделенной на финансовую поддержку районных СМИ (для своевременного доведения до сведения населения района официальной информации от органов муниципальной власти района о политических событиях, социально-экономическом и культурном развитии, правовых актов местного самоуправления) производилась выплата заработной платы менеджера по рекламе и коммерческого агента, что квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств (решение Нижегородского областного суда от 22.05.2019 N 12-396/2019).
2. Сотрудники бюджетного учреждения были направлены в командировку для целей реализации платной деятельности - участия в международном фестивале (оплата командировочных произведена из средств гранта и приносящей доход деятельности). Но средний заработок за время в командировке и страховые взносы на него выплачены из средств субсидии на госзадание, хотя они имеют отношение к командировке, а значит формируют себестоимость приносящей доход деятельности и затраты гранта. Поскольку данное мероприятие не было запланировано в госзадании, эти расходы признаны нецелевым использованием бюджетных средств (решение Тверского облсуда от 05.11.2019 N 21-410/2019).
3. В автономном учреждении (лесхоз) 50 талонов на бензин АИ-92, приобретенных за счет средств субсидии (на прореживание леса), выдано подотчетному лицу по заявке на заготовку и вывоз древесины с целью продажи дров по договорам с юрлицами. Такие действия были признаны нецелевым использованием бюджетных средств (решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 N 21-93/2019).
4. Школе выделена субсидия на организацию летнего оздоровительного лагеря, в том числе на питание школьников в период пребывания в нем. Однако наряду с учащимися этой школы в лагере питались и учащиеся других учреждений, к тому же другой подведомственности. Расходы на питание в лагере учащихся других школ были признаны нецелевыми, за что учреждению пришлось уплатить штраф 9 180 руб. (постановление Челябинского областного суда от 04.09.2019 N 4А-932/2019).
5. В ходе проверки административным органом установлено, что государственным бюджетным образовательным учреждением за счет бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, оплачивались коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение), потребленные арендаторами, студентами и гражданам, проживающими в общежитии по договорам найма жилых помещений. Такие действия были признаны нецелевым использованием бюджетных средств (решение АС Челябинской области от 08.12.2020 по делу N А76-5790/2020, постановление Восемнадцатого ААС от 29.01.2021 N 18АП-16411/20).
Оплата затрат по содержанию имущества
Платная деятельность, как правило, ведется на площадях и оборудовании, закрепленных за учреждением учредителем. С одной стороны, на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, выделяется субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (в расчете субсидии учитываются нормативные затраты на содержание государственного (муниципального) имущества). С другой стороны, из пункта 3 Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), доведенных письмом Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180 в целях реализации абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ, следует: если бюджетные и автономные учреждения оказывают услуги, выполняют работы сверх госзадания за плату, то часть нормативных затрат на содержание имущества необходимо оплачивать из средств от предпринимательской деятельности.
Соответственно, учредителем может быть предусмотрено требование о разделении затрат по содержанию имущества, используемого одновременно в деятельности по выполнению госзадания и в приносящей доход деятельности, между целевыми средствами (субсидией на выполнение госзадания) и приносящей доход деятельностью. Если данный вопрос не будет урегулирован учредителем, его целесообразно решить в рамках учетной политики учреждения. Тем самым будет выполняться основное целевое предназначение средств субсидии - финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на определенный период.
Распределение (разделение) затрат между видами деятельности может осуществляться на этапе составления и утверждения Плана ФХД, осуществления кассовых расходов. При этом за основу должен быть взят какой-либо экономически обоснованный показатель, характеризующий результаты деятельности учреждения, например, коэффициент платной деятельности
Если при ведении предпринимательской деятельности расходы учреждения на содержание имущества оплачиваются из средств субсидии на выполнение задания в полном объеме, такие действия могут быть квалифицированы проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств с привлечением к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. (см. решение АС Алтайского края от 14.04.2021 по делу N А03-18363/2020, решение Суда Ханты-Мансийского АО от 25.05.2016 по делу N 7-653/2016, постановление Челябинского областного суда от 04.09.2019 по делу N 4А-932/2019).
Пример. Оплата расходов на содержание имущества субсидией в полном объеме при ведении платной деятельности - нецелевое
1. Средства субсидии, выделенные из бюджета города бюджетному муниципальному дошкольному учреждению, неправомерно израсходованы на оплату коммунальных услуг, подлежащих оплате с учетом применения коэффициента платной деятельности, - 45 726,68 руб. (нарушение п.3.8 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения муниципального задания, предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 20.01.2016 N10), что квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств (решение АС Алтайского края от 14.04.2021 по делу N А03-18363/2020).
2. Нарушение принципа пропорционального распределения расходов на оплату коммунальных услуг и ряд иных общехозяйственных расходов в зависимости от доли источника финансирования медицинской деятельности неоднократно становится предметом разбирательства в суде и неизменно квалифицируется как нецелевое расходование бюджетных средств (определение ВС РФ от 11.07.2017 N 309-ЭС17-8003, постановление Одиннадцатого ААС от 28.04.2018 N 11АП-4918/18).
3. Основанием для привлечения Музея к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, послужила уплата налога на имущество, переданного в аренду сторонним организациям, в сумме 5 508 руб. за счет денежных средств, выделенных из федерального бюджета в качестве субсидии (постановление Тринадцатого ААС от 06.03.2018 N 13АП-33572/17, решение АС Республики Карелия от 21.11.2017 по делу N А26-887/2017).
Локальный акт учреждения о расходовании средств от приносящей доход деятельности
Оставшиеся в распоряжении средства от приносящей доход деятельности после оплаты расходов, формирующих себестоимость платной услуги, работы, а также части расходов на содержание имущества, включая имущественные налоги, и налогов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль), направляются учреждением на любые расходы, которые предусмотрены уставом и учтены при составлении Плана финансово-хозяйственной деятельности.
Конкретная очередность расходования оставшихся средств (материальное стимулирование работников или развитие материально-технической базы) определяется учреждением самостоятельно и может быть закреплена локальным актом, например, Порядком о расходовании средств от приносящей доход деятельности (далее - Порядок расходования).
Порядком расходования могут регулироваться следующие вопросы:
- правила составления смет (калькуляций) к договорам по выполнению работ, услуг сверх госзадания (в том числе размер принятых общехозяйственных расходов);
- правила включения предстоящих поступлений и выбытий по приносящей доход деятельности в План ФХД;
- порядок (последовательность) направления денежных средств, поступивших от приносящей доход деятельности, на те или иные расходы;
- создание фондов из денежных средств, оставшихся после уплаты обязательных расходов, необходимых для ведения платной деятельности. Средства таких фондов учреждения направляются на материальное поощрение сотрудников (в соответствии с Положением об оплате труда, Положением о премировании, утвержденными локальными актами учреждения), на развитие материально-технической базы, на другие расходы учреждения в соответствии с уставом и Планом ФХД. Обращаем внимание, что расходы, осуществляемые из подобных фондов, могут не включаться в расходы при исчислении налога на прибыль.
Пример. Составление плана поступлений и выбытий по приносящей доход деятельности
Бюджетное учреждение занимается образовательной деятельностью.
В текущем финансовом году запланировано получение следующих доходов:
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (ИФ ГЗ) в размере 4 млн руб.;
- заключено договоров на оказание платных образовательных услуг (ИФ ПД) на сумму 1 млн руб.
Согласно Порядка расходования средств, утвержденного приказом руководителя:
- коэффициент платной деятельности учреждения на текущий год рассчитывается по сумме плановых поступлений;
- общехозяйственные расходы на содержание здания распределяются между источниками финансирования по коэффициенту платной деятельности;
- средства от приносящей доход деятельности, оставшиеся после уплаты прямых, накладных, общехозяйственных расходов и налогов, направляются в специально созданные фонды: 40% в Фонд материального поощрения сотрудников; 40% Фонд обновления компьютерного парка; 20% в Резервный фонд.
Средства Фонда материального поощрения сотрудников расходуются в текущем году на:
- материальную помощь (в заявительном порядке в соответствии с Коллективным договором);
- премирование по итогам года.
Средства Фонда обновления компьютерного парка расходуются на текущий ремонт компьютерной техники и плановое обновление компьютерного парка в связи с моральным износом (включая запчасти и оргтехнику).
Резервный фонд создан для целей аккумулирования денежной массы с последующим расходованием на неотложные нужды учреждения по решению специальной комиссии.
Составим план поступлений и выбытий денежных средств учреждения раздельно по источникам финансирования.
Рассчитаем коэффициент платной деятельности:
ИФ ГЗ = 4 000 000 / 5 000 000 * 100 % = 80 %;
ИФ ПД = 1 000 000 / 5 000 000 * 100 % = 20 %.
Прямые и накладные расходы рассчитываются отдельно по каждому источнику финансирования, исходя из нормативов затрат на оказание образовательной услуги.
Общехозяйственные расходы в части содержания имущества (п. 3.4.- 3.11) распределяем по источникам финансирования в соответствии с рассчитанным коэффициентом платной деятельности: 80% из средств субсидии, 20% из средств платной деятельности. Остальные общехозяйственные расходы (не распределяемые по источникам финансирования), относим на средства субсидии.
Налоги на имущество распределяем по источникам финансирования в соответствии с рассчитанным коэффициентом платной деятельности: 80% из средств субсидии, 20% из средств платной деятельности. НДС и налог на прибыль рассчитываются и уплачиваются из средств платной деятельности.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
После того, как запланированы обязательные платежи для ведения основной деятельности учреждения, определим размер средств, направляемых по ИФ ПД в Фонды учреждения:
1 000 000 - 720 100 - 65 100 - 47 000 - 40 000 = 127 800 руб.
Распределение средств по Фондам производится в соответствии с установленным порядком:
- на материальное поощрение 51 120 руб. (127 800 руб. х 40 %);
- на обновление компьютеров 51 120 руб. (127 800 руб. х 40 %);
- в резервный фонд 25 560 руб. (127 800 руб. х 20 %).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.