Оптимизация затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования учреждением бюджетной сферы
Смотрите в этом материале:
Признаки нерационального расходования средств на техобслуживание и ремонт
Поддержание оборудования в исправном техническом состоянии - обязанность учреждения, так как бесперебойная работа, отсутствие внеплановых простоев, напрямую влияет на качество и своевременность оказания государственных (муниципальных) услуг.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования (далее - ТО и ТР), особенно сложного, как правило, требуют серьезных финансовых вливаний. Поэтому тщательное планирование помогает в оптимизации затрат, что, соответственно, повышает величину оборотных средств учреждения и снижает себестоимость оказания услуг (выполнения работ, выпуска продукции), способствует более качественному проведению регламентных работ, продлению срока службы оборудования.
Признаки нерационального расходования средств на техобслуживание и ремонт
На практике возникают следующие основные проблемы при оптимизации проведения ТО и ТР, которые приводят к обратным результатам (снижают эффективность работы оборудования и повышают затраты учреждения):
- формальная смена подрядчиков. Выбор более дешевых подрядчиков без оценки их надежности, анализа штатной численности технических специалистов, задействованных в оказании услуги, может привести не только к экономии средств, но и к снижению качества оказания услуги. Обратная ситуация - привлечение дорогостоящего подрядчика при неизменном качестве проведения ТО и ТР - нерациональное использование денежных ресурсов, так как необходимы эффект не достигнут;
- формальное исполнение плана ТО и ТР. Стремление израсходовать средства, запланированные на ТО и ТР, любым способом: не учитывается простой оборудования, не анализируется загрузка, периодичность проведения работ. Формально план исполнен, но не достигнута возможная экономия, растут складские остатки запчастей, часть которых так и не будет использована в производственной деятельности;
- рост расходов на ТО и ТР маскируется ростом расходов на собственный технический персонал. Увеличивается штатная численность, расходы на оплату труда без оценки реальной необходимости подобного шага;
- отсутствие детального анализа проведения ТО и ТР и капитального ремонта оборудования в разрезе отдельных позиций. Деление затрат осуществляется, но не анализируется и не контролируется, как своевременное и качественное техобслуживание влияет на стоимость капитального ремонта, снижается ли потребность в текущем ремонте при регулярном профилактическом осмотре. Такой анализ целесообразно делать по единицам оборудования, на ТО и ТР которых сумма превышает заданную учреждением величину;
Расходы учреждения на техобслуживание и ремонт в 2021 году составили 152 715 руб., в 2022 году 164 780 руб., на 2023 год запланированы в размере 291 200 руб. (в 1,767 раза больше, чем в 2022 г.). После проведения дополнительного анализа резкое увеличение расходов в 2023 году обоснованно:
- часть оборудования используется более 10 лет (требуется замена деталей и узлов, что привело к удорожанию текущего ремонта);
- в 2023 году запланировано приобретение дорогостоящего оборудования, требующего в течение года после окончания монтажа и ввода в эксплуатацию техобслуживания силами компании - производителя (обеспечение непрерывной работоспособности).
- нет единых регламентов планирования проведения ТО и ТР с выделением приоритета работ, не работает система предварительного предупреждения вероятных поломок (профилактическое обслуживание), работы производятся по факту выявленных неисправностей;
- ошибки планирования. Планы формируются экономистами без привлечения технический специалистов, неверно оцениваются объемы работ, стоимость работ и запчастей;
- не оценивается эффективность работы технической службы. Нет системы ответственности за оперативность выполнения ремонтных работ, нет документирования заявок, оценки сроков их исполнения, не анализируются отраженные в бухгалтерском учете проведенные ремонты поломок, замена деталей и узлов;
- отсутствие взаимодействия служб учреждения. Стратегические решения принимаются без учета мнения опытных практикующих специалистов, заявки на ремонт при поиске подрядчика не анализируются экономистами (приоритет дорогого непрерывного техобслуживания или ТО и ТР с оплатой по отдельным заявкам);
- чрезмерная регламентация процессов. Снижается оперативность принятия решений, лишающая производственный процесс необходимой гибкости.
Обобщая вышеперечисленные проблемы неэффективного использования средств на ТО и ТР, можно выделить три основных направления:
- организационное;
- методологическое;
- экономическое.
Для каждого направления предлагаются свои решения.
Организационные мероприятия
В целях оптимизации затрат на ТО и ТР выделяются следующие организационные мероприятия:
- налаженная система соответствующего документооборота (от планирования до исполнения);
- система контроля.
Первый шаг. Планируем ТО и ТР.
Разрабатывается План технических и ремонтных мероприятий (далее - План ТиРМ):
- составляется перечень оборудования, подлежащего ТО и ТР. Таких перечней может быть несколько: группировка производится по разным признакам (тип оборудования, производитель, периодичность проведения и др. группы). Например, для научного учреждения утверждается перечень 1 "Микроскопы оптические", перечень 2 "Микроскопы сканирующие", перечень 3 "Компьютерная техника", перечень 4 "Оргтехника", перечень 5 "Станки механической мастерской" и пр. Оптимально, что такие перечни составляются техническими специалистами, ответственными за исправность работы соответствующего оборудования;
- составляется календарь проведения ТО и ТР с указанием планового времени остановки и запуска оборудования, длительности планируемых мероприятий. Плановые мероприятия формируются с учетом производственного графика компании, планов оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть в периоды минимальной нагрузки оборудования, а при наличии возможности - в выходные дни, после рабочих смен или в ночное время. Например, медицинское учреждение может предусмотреть текущий ремонт томографа в "новогодние" или "майские" каникулы, когда поток пациентов снижен в связи с отсутствием планового приема. Такой календарь согласовывается с должностным лицом, ответственным за выполнение структурным подразделением государственных (муниципальных) услуг в срок, например: главным врачом - для оборудования, используемого для оказания медицинских услуг; заместителем директора по научной работе - для научного оборудования; главным бухгалтером - для компьютерной и оргтехники бухгалтерии и пр.
Если остановка одной единицы оборудования повлечет за собой остановку других агрегатов, то ТО и ТР их всех целесообразно проводить в комплексе.
- проставляется детализация планируемых мероприятий по конкретным видам, конкретным единицам оборудования с расшифровкой видов работ, заменяемых деталей и пр. с указанием плановой оценки стоимости. Для оценки плановой стоимости на данном этапе целесообразно привлечь специалистов отдела закупок: дополнительно можно включить информацию о сроке проведения процедуры закупки, чтобы приобретение услуг и запчастей не сорвало срок планового ТО и ТР.
Утвержденная руководителем детализация служит документом-основанием для распределения работ между штатными специалистами (с учетом нормативной нагрузки) и подрядчиками, планирования затрат на приобретение запчастей, используется для составления плана-графика закупки учреждения и Плана финансово-хозяйственной деятельности/бюджетной сметы.
Если есть собственная техническая служба, а для проведения ТО и ТР привлекаются сторонние специалисты, то указываются причины такого решения (обоснование в письменном виде), по которым необходимые работы не могут быть выполнены штатными специалистами: нормативная нагрузка штатных специалистов ниже запланированной потребности в ТО и ТР на текущий год, отсутствие работников необходимой квалификации, требование условий гарантии, обязанность привлечения только аккредитованных специалистов, отсутствие необходимых допусков/аттестаций и т.п.
- согласование Плана ТиРМ. Важно предусмотреть согласование всеми службами, не только задействованными в проведении ТО и ТР непосредственно, но и теми, исполнение служебных обязанностей которых непосредственно связано с работой указанного в Плане ТиРМ оборудования. Например, длительный техосмотр микроскопа в научном учреждении не должен привести к срыву сроков исполнения не только госзадания, но и договоров на выполнение научных исследований, соглашений о получении грантов на исследовательские работы и пр. Коллегиальное решение о сроках и стоимости проведения ТО и ТР позволяет избежать ошибок, рисков упущения важных факторов. Финальное утверждение Плана ТиРМ за руководителем учреждения, который тем самым по факту санкционирует финансирование всех намеченных мероприятий.
Второй шаг. Исполнение Плана ТиРМ
Все виды ТО и ТР, за исключением внеплановых, должны производиться строго по утвержденному Плану ТиРМ, все отступления любого вида (объемы и виды работ, сроки выполнения, привлечение внештатных специалистов, стоимости работ и запчастей и пр.) должны быть обоснованы и согласованы.
На уровне Планового отдела учреждения целесообразно вести мониторинг исполнения Плана ТиРМ: своевременность проведения закупки, суммы отклонений факта от плана.
Третий шаг. Оформление документооборота
В учреждении разрабатываются и утверждаются специальные учетные формы, которые оформляются при проведении работ по техобслуживанию и ремонту оборудования:
- передаточный документ на внутреннее перемещение (в структурное подразделение, обслуживающее оборудование) или на передачу объекта ТО и ТР в стороннюю сервисную организацию (например, акт приема-передачи);
- специальная карточка, открытая на каждую единицу оборудования для внесения записей техническим специалистом о состоянии оборудования, его основных технических характеристиках; выявленных дефектах, поломках и причин, по которым они произошли; история проведения технических работ и ремонтов; информация о замене частей и деталей;
- журнал, в который переносятся из специальных карточек данные, необходимые для контроля качества и своевременности проведения ТО и ТР;
- заявка о неисправности оборудования при внеплановой поломке.
Для медучреждений письмом Минздрава России от 26.12.2022 N 25-3/И/2-22418 доведено, что при техническом обслуживании медицинских изделий медицинским и сервисным организациям следует руководствоваться технической или эксплуатационной документацией производителя на медицинское изделие, а также актуальными государственными стандартами: ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок"; ГОСТ Р 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения"; ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения"; ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения".
Для продуктивной работы регламентированы должны быть не только формы, но и процессы их создания, согласования, утверждения и исполнения. Как правило, учреждение разрабатывает внутреннее положение самостоятельно с учетом особенностей организационной структуры и вида деятельности, или обращается за разработкой в специализированные организации.
По результатам ТО и ТР заносится следующая информация:
- записи о плановом и внеплановом обслуживании и ремонте, замене частей и деталей;
- о датах и причинах вывода оборудования в ремонт (План ТиРМ, авария, внеплановые замечания обслуживающего персонала по работе оборудования и пр.);
- о периоде проведения мероприятия (дата, время начала и окончания);
- об исполнителях ТО и ТР (должность и ФИО штатного сотрудника; наименование сервисной организации и реквизиты договора-основания);
- краткая характеристика и объем выполненных работ, замена элементов, деталей и узлов;
- результат контроля качества ремонта, осмотров и испытаний оборудования до и после ремонта;
- замечания (при наличии) к персоналу, эксплуатирующему оборудование. В дальнейшем ставится отметка об устранении выявленных нарушений, замечаний (какая работа проведена).
Если ведение специальных форм производится техническими специалистами, то экономист при планировании может проверить наличие паспортов (формуляров) для каждой единицы оборудования, сверить по ним периоды между ремонтами с Планом ТиРМ, проверить количество израсходованных на ремонт запчастей и комплектующих.
При небольшом перечне оборудования ведение паспортов возможно в электронных таблицах (Excel), при значительном - понадобятся специальные программы, позволяющие не только копить информацию, но и обрабатывать ее для составления Плана ТиРМ, но это повлечет дополнительные расходы (приобретение программы, обновление, найм на работу специалиста для ее ведения) и оправданно только при значительных расходах на техобслуживание.
Четвертый шаг. Поддержание функционирования системы
Внедрение системы не должно быть формальным: документы и требования должны описывать реальные производственные процессы, быть разумно детализированными, своевременно обновляться вместе с производственными, экономическими, организационными процессами, а также учитывать изменения законодательства.
Методологические мероприятия
ТО и ТР подлежат четкой регламентации. Ни к чему переносить в регламенты общие нормы законодательства - это увеличивает объем документации и затрудняет работу пользователей с методическим материалом. Закрепите конкретные подходы, методики, которые желательны к применению в учреждении, пропишите решения конкретных проблем, четко определите обязанности каждого структурного подразделения, задействованного в процессе, особое внимание уделив смежным обязанностям, возникающим при взаимодействии служб и отделов.
Так как при большом количестве оборудования расходы на техобслуживание и запчасти велики, то необходимо четко определить ответственных должностных лиц, следящих за достижением показателей, необходимых для проведения осмотра (периодичность осмотра; часы работы оборудования; количество операций, произведенных с использованием оборудования; км пробега и пр.) и за выдачей запчастей (например, стоимостью до 5 000 руб. - по подписи инженера, от 5 000 руб. до 15 000 руб. - по согласованию с руководителем сервисной службы; стоимостью выше - по решению специальной комиссии).
В учреждении за бесперебойной работой компьютерной техники следит Сервисная служба.
В регламенте указано:
- замена неисправных мышек/клавиатур/колонок/наушников, не подлежащих ремонту, производится путем выдачи сотрудником Сервисной службы по требованию - накладной при наличии дефектной ведомости, оформленной инженером-электроником;
- ремонт ноутбука/ монитора/ системного блока/ МФУ, включая отладку/переустановку программного обеспечения, производится при наличии дефектной ведомости, оформленной инженером-электроником;
- замена ноутбука/ монитора/ системного блока МФУ производится при наличии дефектной ведомости, оформленной инженером-электроником, и заявки на потребность в новом устройстве, оформленной в соответствии с ЛНА учреждения (после согласования пользователем, руководителем его структурного подразделения, плановой службой и др.).
Методологическим моментом является учетная особенность: полезно ввести в документы по проведению инвентаризации обязанность обследования интенсивности использования оборудования. При выявлении малоиспользуемых объектов необходимо проанализировать периодичность проведение ТО и ТР в их отношении, а неиспользуемые совсем можно законсервировать и впоследствии реализовать.
Экономические мероприятия
Расходы на ТО и ТР контролируются на всех стадиях деятельности:
- при планировании (анализируются данные прошлых периодов с учетом динамики. Резкий рост или снижение требует пояснений: минимизация не должна отрицательно повлиять на техническое состояние оборудования);
- перед началом ремонта производится сопоставление сроков проведения и стоимости запланированным (любые работы вне утвержденного регламента должны попадать на особый контроль до его проведения для выяснения причины: "халатное" отношение к составлению плана ремонтов, небрежное отношение к оборудованию, финансовая заинтересованность в перерасходе ответственных должностных лиц и пр.) с учетом источника финансирования оплаты;
- регулярно производится углубленный анализ произведенных расходов на ТО и ТР с указанием отклонений от плана, а также с выводами и предложениями по оптимизации расходов.
Для оптимизации затрат, как правило, применяются разные экономические меры.
Во-первых, внедряется более экономичное профилактическое обслуживание, необходимость в проведении которого определяется в моменты текущих осмотров визуально или с помощью технических средств, вместо более дорого текущего обслуживания.
Текущее (регламентированное) обслуживание - это меры, направленные на поддержание действующего оборудования в работоспособном состоянии. Осуществляется согласно технической документации каждой единицы оборудования и обычно включает в себя:
- работы по наладке и регулировке механических деталей;
- работы по замене жидкостей и смазок в механизмах;
- работы по испытаниям сосудов и механизмов;
- работы по замене некоторых несложных деталей и т.п.
Профилактическое (нерегламентированное) обслуживание - это меры по упреждению поломок оборудования и механизмов, которые обычно включают в себя:
- работы по чистке;
- работы по протяжке гаек и болтов;
- работы по регулировке;
- работы по добавлению жидкостей и смазок;
- работы по замене несложных деталей и т.д.
Другое важное экономическое мероприятие - контроль закупки запчастей для ремонта: соответствует ли запланированное количество и номенклатура в Плане ТиРМ на закупку потребностях в запасных частях, заявленных техническими специалистами, размеру оптимальной закупочной партии и сохранности страхового запаса (если он установлен). Для комплектующих изделий, отсутствие которых может привести к простоям и другим серьезным последствиям, дорогостоящим деталям и материалам с длительным сроком поставки, нужно произвести дополнительный анализ, прежде чем установить минимальный размер закупки.
В учреждении составлен План ТиРМ, в котором определены позиции комплектующих для компьютерной и оргтехники. Ежегодно учреждение централизованно обновляет компьютерный парк в августе, в мае готовится общая документация на закупку новой техники в мае через аукцион (обеспечивает максимальное снижение цены от начальной). В эту же закупку целесообразно внести и позиции для замены из Плана ТиРМ.
Отдельный экономический процесс - определение источников финансирования оплаты расходов. Как правило, техобслуживание оборудования относят к общехозяйственным расходам. Источник финансирования таких расходов определяется:
- источником финансирования приобретения конкретной единицы оборудования;
- пропорционально полученным доходам от разных источников, при этом целевые поступления (субсидии, гранты, пожертвования) из сумм доходов исключаются (по аналогии с расчетом коэффициента платной деятельности).
В учреждении из средств государственного (муниципального) задания для осуществления уставной деятельности (образовательные услуги) приобретены компьютеры. Платных образовательных услуг учреждение на указанных компьютерах не оказывает (приносящая доход деятельность - предоставление в аренду помещений, услуги столовой, подготовительные курсы без использования компьютерных классов). В таком случае расходы на техобслуживание этих компьютеров (оплата труда инженера сервисного отдела и страховые взносы на нее, обновление программного обеспечения, замена устаревших запчастей) целесообразно оплачивать из средств государственного (муниципального) задания. Учитывая производственный процесс (помещение освобождается с 15.06 по 15.08) и сроки поступления субсидии (январь, апрель, июль, декабрь), техобслуживание компьютеров запланировано на август (после поступления в июле субсидии на 3 квартал текущего года).
Если же указанные компьютеры, приобретенные из средств государственного (муниципального) задания, используются как для уставной деятельности (образовательные услуги), так и для платных образовательных услуг (компьютерные курсы повышения квалификации, авансирование 100% до начала обучения), то в таком случае расходы на техобслуживание этих компьютеров (оплата труда инженера сервисного отдела и страховые взносы на нее, обновление программного обеспечения, замена устаревших запчастей) целесообразно оплачивать из средств государственного (муниципального) задания и приносящей доход деятельности в пропорции получаемых доходов. Учитывая производственный процесс (помещение освобождается с 15.06 по 15.08), сопоставляя сроки поступления средств субсидии (январь, апрель, июль, декабрь) и период расчета налога на прибыль, техобслуживание компьютеров запланировано на июнь (из остатков субсидии, поступившей на 2 квартала текущего года, и с учетом расходов на техобслуживание при расчете налога на прибыль за полугодие с целью уменьшения авансового налогового платежа).
План ТиРМ должен учитывать наличие остатка финансирования, необходимого для своевременного и качественного ремонта. Так, например, если в учреждении нет других источников финансирования, кроме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, то периодическое техобслуживание стоит планировать не ранее, чем поступление финансирования, достаточного для осуществления не только безотлагательных платежей (оплата труда, страховые взносы на нее, платежи по налогам, кредиторская задолженность по коммунальным платежам и содержанию зданий и пр.), но и ремонтных мероприятий.
Примеры внедрения мероприятий
Пример 1. Оптимизация сроков ремонта в Плане ТиРМ из-за поломки оборудования
Учреждение запланировало профилактический техосмотр лабораторного оборудования в июне (в период отпусков научных сотрудников, работающих с его использованием).
Но в марте один из узлов данного оборудования вышел из строя. Во время ремонта узла одновременно провели диагностику работы и техобслуживание всей установки. Соответственно, непредвиденный простой повлек изменения в Плане ТиРМ.
Пример 2. Санкционирование внеплановых ремонтов
Планом ТиРМ техобслуживание сканирующего микроскопа запланировано на март силами сотрудников учреждения (оценка рабочего состояния, юстировка и калибровка), в мае запланирован текущий ремонт внешними силами на сумму 62 000 руб. (замена смазки, механических узлов и деталей микроскопа согласно срока пользования).
В январе на согласование приносят заявку на заключение договора со специализированной ремонтной организацией на оплату текущего ремонта на сумму 99 000 руб.
Правильно организованная система документооборота позволила отследить перенос текущего ремонта на 4 месяца ранее и увеличение стоимости запчастей и работ, что дало возможность должностному лицу, ответственному за исполнение Плана ТиРМ, приостановить заявку до получения причин нерегламентированного ремонта.
Выяснилось, что у подрядчика финансовые трудности из-за простоя ремонтной бригады в январе и должностное лицо учреждения (инициатор внепланового текущего ремонта) решило пойти навстречу давним партнерам. В исполнении заявки было отказано.
Пример 3. Составление перечня оборудования, подлежащего включению в План технических и ремонтных мероприятий
В плановый отдел учреждения науки поступили перечни оборудования, подлежащего обслуживанию:
- перечень научного оборудования, подписанный начальником сервисного отдела и утвержденный заместителем директора по научной работе;
- перечень оборудования столовой, подписанный начальником сервисного отдела и утвержденный заместителем директора по общим вопросам;
- перечень лифтового оборудования, подписанный главным инженером учреждения и утвержденный заместителем директора по общим вопросам;
- перечень транспортных средств, подписанный начальником гаража и утвержденный заместителем директора по общим вопросам.
На основе представленных данных сотрудником планового отдела составлен сводный Перечень оборудования, подлежащего обслуживанию.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
В перечне отражена информация об оборудовании, необходимая для идентификации объекта обслуживания, ответственные должностные лица, вид обслуживания, регулярность проведения обслуживания и другая необходимая информация.
Порядковый номер Перечня используется в дальнейшем при составлении Плана ТиРМ для идентификации единиц оборудования.
В Перечне указывается объем работ, выполняемых собственными силами - сотрудниками служб учреждения науки. Для расчета стоимости обслуживания оборудования собственными силами производится расчет, исходя из нормо-часов работы по виду обслуживания и стоимости работ сотрудника указанной должности согласно штатного расписания.
Также в Перечне проставляется информация о работе сторонними специалистами (по договорам о техническом обслуживании, закупке запчастей). Указанная информация используется при составлении Плана ТиРМ.
Пример 4. Составление Плана технических и ремонтных мероприятий (Плана ТиРМ)
На основании Перечня оборудования, подлежащего обслуживанию, составленному в Примере 3, плановый отдел готовит Планы ТиРМ отдельно по каждому виду оборудования.
Стоимость обслуживания силами собственных сотрудников рассчитывается, исходя из стоимости работы (указывается по КОСГУ 211 и КОСГУ 213 соответственно оплата труда и страховые взносы на нее) с учетом трудозатрат на 1 мероприятие обслуживания. Расчетные данные позволяют оценить загрузку сотрудников на обслуживание (сопоставляя с нормативной), определить экономическую эффективность обслуживания собственными силами путем сравнения с предложениями сторонних организаций на рынке аналогичных услуг.
Расчет плановой стоимости обслуживания сторонними силами производится с использованием данных
из договоров на обслуживание соответствующего оборудования, заключенных со сторонними организациями (КОСГУ 225). Если договор не заключен (пометка "заявка" на заключение договора), то плановая стоимость принимается по ценам, предоставленным сотрудниками контрактной службы (КОСГУ 225, 346).
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
Расчет стоимости обслуживания сотрудниками учреждения (сервисного отдела) производится с использованием следующих данных:
- расчетная стоимость 1 человеко-часа инженера сервисного отдела составляет 182,46 руб. (30 000 / 164,42, где 30 000 руб. - ежемесячная заработная плата по должности инженер, включая компенсационные выплаты, согласно штатного расписания учреждения; 164,42 - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе согласно Производственного календаря 2023);
- количество осмотров при показателе "1-12 мес (ежемесячно)" обозначает ежемесячный осмотр и составляет 12 (количество месяцев в году);
- стоимость профосмотра каждого оборудования (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 12 раз/год х 2 час = 90 135,24 руб., где 2 час - время проведения профосмотра 1 единицы оборудования;
- стоимость ежеквартального техосмотра микроскопа (п. 1.1 перечня) и хроматографа (п. 1.2 перечня) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 4 раз/год х 6 час = 4 379,04 руб., где 6 час - время проведения ТО 1 единицы оборудования;
- стоимость ежемесячного техосмотра анализаторов (п.п. 1.3 и 1.4 перечня) и мешалки (п. 1.5 перечня) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 12 раз/год х 4 час = 8 758,08 руб., где 4 час - время проведения ТО 1 единицы оборудования;
- данные по стоимости обслуживания оборудования в части начисления страховых взносов рассчитаны исходя из тарифа 30,2 %.
Сведения о времени проведения профосмотра и текущего осмотра оборудования по каждой единице взяты из соответствующих регламентов учреждения.
На микроскоп (п. 1.1 перечня) действует гарантийное обслуживание в части проведения текущего ремонта, о чем внесена соответствующая информация.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
Расчет стоимости обслуживания сотрудниками учреждения (сервисного отдела) производится с использованием следующих данных:
- расчетная стоимость 1 человеко-часа инженера сервисного отдела составляет 182,46 руб. (30 000 / 164,42, где 30 000 руб. - ежемесячная заработная плата по должности инженер, включая компенсационные выплаты, согласно штатного расписания учреждения; 164,42 - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе согласно Производственного календаря 2023);
- количество осмотров при показателе "1-12 мес (ежемесячно)" обозначает ежемесячный осмотр и составляет 12 (количество месяцев в году);
- количество осмотров при показателе "1-12 мес (ежедневно)" обозначает ежедневный осмотр и составляет 247 (количество рабочих дней в 2023 году согласно Производственного календаря 2023);
- стоимость ежедневного профосмотра холодильной камеры (п. 2.1 перечня) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 247 раз/год х 0,5 час = 22 533,81 руб., где 0,5 час (30 минут) - время проведения профосмотра;
- стоимость ежедневного профосмотра остальных позиций оборудования столовой (п.п. 2.2 - 2.6 перечня) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 247 раз/год х 0,25 час = 11 266,91 руб., где 0,25 час (15 минут) - время проведения профосмотра;
- стоимость ежемесячного техосмотра оборудования столовой (п.п. 2.4 - 2.6) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 12 раз/год х 1 час = 2 189,52 руб., где 1 час - время проведения ТО 1 единицы оборудования;
- данные по стоимости обслуживания оборудования в части начисления страховых взносов рассчитаны исходя из тарифа 30,2 %.
Сведения о времени проведения профосмотра и текущего осмотра оборудования по каждой единице взяты из соответствующих регламентов учреждения.
Расчет плановой стоимости обслуживания сторонними силами производится с использованием следующих данных:
- по данным из договоров на обслуживание соответствующего оборудования, заключенных со сторонними организациями (КОСГУ 225). В Плане кратко указываются реквизиты договоров;
- в период за пределами действия заключенных договоров на обслуживание, плановая стоимость определена на основании НМЦК (начальная максимальная цена контракта) сотрудниками контрактной службы (КОСГУ 225).
Расчет плановой стоимости запасных частей к плите (п. 2.2 перечня) - 4 конфорки - определен сотрудниками контрактной службы на основании расчета НМЦК - 16 000 руб. (4 шт. по 4 000 руб.).
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
Расчет стоимости обслуживания сотрудниками учреждения (отдел главного инженера) производится с использованием следующих данных:
- расчетная стоимость 1 человеко-часа инженера сервисного отдела составляет 182,46 руб. (30 000 / 164,42, где 30 000 руб. - ежемесячная заработная плата по должности инженер, включая компенсационные выплаты, согласно штатного расписания учреждения; 164,42 - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе согласно Производственного календаря 2023);
- количество осмотров при показателе "1-12 мес (ежедневно)" обозначает ежедневный осмотр и составляет 247 (количество рабочих дней в 2023 году согласно Производственного календаря 2023);
- стоимость ежедневного профосмотра лифтов (п.п. 3.1 - 3.2 перечня) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 182,46 руб./чел.-час х 247 раз/год х 0,25 час = 11 266,91 руб., где 0,25 час (15 минут) - время проведения профосмотра;
- данные по стоимости обслуживания оборудования в части начисления страховых взносов рассчитаны исходя из тарифа 30,2 %.
Сведения о времени проведения профосмотра оборудования по каждой единице взяты из соответствующих регламентов учреждения.
Расчет плановой стоимости обслуживания сторонними силами производится с использованием данных из договоров на обслуживание соответствующего оборудования, заключенных со сторонними организациями (КОСГУ 225). В Плане кратко указываются реквизиты договоров.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
Расчет стоимости обслуживания сотрудниками учреждения (гаража) производится с использованием следующих данных:
- расчетная стоимость 1 человеко-часа механика составляет 170,30 руб. (28 000 / 164,42, где 28 000 руб. - ежемесячная заработная плата по должности механик, включая компенсационные выплаты, согласно штатного расписания учреждения; 164,42 - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе согласно Производственного календаря 2023);
- количество осмотров при показателе "1-12 мес (ежедневно)" обозначает ежедневный осмотр и составляет 247 (количество рабочих дней в 2023 году согласно Производственного календаря 2023);
- стоимость ежедневного профосмотра автомобилей (п.п. 4.1 - 4.2 перечня) (КОСГУ 211) рассчитывается следующим образом 170,30 руб./чел.-час х 247 раз/год х 0,25 час = 22 533,81 руб., где 0,25 час (15 минут) - время проведения профосмотра;
- данные по стоимости обслуживания оборудования в части начисления страховых взносов рассчитаны исходя из тарифа 30,2 %.
Сведения о времени проведения профосмотра оборудования по каждой единице взяты из соответствующих регламентов учреждения.
Расчет плановой стоимости обслуживания сторонними силами производится с использованием данных из договоров на обслуживание соответствующего оборудования, заключенных со сторонними организациями (КОСГУ 225 в части проведения техобслуживания, КОСГУ 336 в части приобретения запчастей для ремонта автомобилей). В Плане кратко указываются реквизиты договоров.
В сводном виде План ТиРМ выглядит следующим образом:
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
Пример 5. Ведение Исполнения Плана технических и ремонтных мероприятий (Плана ТиРМ)
Контроль и анализ составленного Плана ТиРМ (финансовое исполнение, в т.ч. своевременность заключения новых договоров на обслуживание и закупку запчастей) ведется накопительным способом экономистом планового-аналитического отдела. Ежемесячный отчет с короткой пояснительной запиской подается начальнику отдела в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Исполнение Плана ТиРМ, составленному в Примере 3, ведется путем заполнения сведений о заключенных договорах и запланированных к заключению (заявка) - принятое обязательство. Согласно внутреннего регламента, своевременное исполнение заключенных договоров (выставление первичных закрывающих документов и контроль сроков оплаты по ним) производится контрактной службой. В случае расторжения договоров контрактная служба передает информацию в планово-аналитический отдел по установленной форме.
В сводном виде Исполнение Плана ТиРМ выглядит следующим образом:
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
5 декабря экономист подаст заполненную по состоянию на 01 декабря 2023 года форму с приложением кратких пояснений:
- при заключении договоров в 2023 году экономия составила 1 120 руб. (400 руб. по КОСГУ 225 в связи с заключением договора на автомобильное обслуживание по стоимости ниже запланированной; 720 руб. по КОСГУ 346 в результате закупки 4-х конфорок для плиты в столовую по стоимости ниже запланированной);
- в отчетном месяце зафиксировано нарушение Исполнения Плана ТиРМ в связи с не заключением договора на техобслуживание электрического духового шкафа (п. 2.3 перечня). Заявка передана в контрактную службу заблаговременно согласно внутреннего документооборота (16.10.2023), служебная записка - запрос пояснений направлен в контрактную службу. Согласно представленных пояснений: закупка не состоялась своевременно в связи с высокой загруженностью отдела вследствие получения гранта со сроком исполнения 31.12.2023 и направлением всех сотрудников на подготовку документов для закупки товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения гранта в срок (распоряжение директора от 17.10.2023 года). К заявкам, не имеющим отношения к гранту, приступили с 01.12.2023, договор будет заключен в ближайшие сроки (копия пояснений прилагается).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.